Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:36, контрольная работа
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Введение………………………………………………………………………………3
2. Крестьянская реформа 1861 Г…………………………………………………….4
2.1. Подготовка реформы………………………………………………………....4
2.2. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения…………….....5
2.3. Крестьянский надел…………………………………………………………...6
2.4. Повинности……………………………………………………………………8
2.5. Выкуп……………………………………………………………………..……8
2.6. Ответ крестьян на реформу……………………………………………….…..9
3. Реформы в области местного самоуправления…………………………..………11
4. Судебная реформа…………………………………………………………...…......14
5. Военная реформа……………………………………………………………………15
6. Реформы в области народного образования и печати………………………..…..15
7. Значение буржуазных реформ…………………………………………………..….17
Заключение……………………………………………………………………….....…18
Список используемой литературы…………………………………………......…..19
Наибольший размах
крестьянское движение приняло в
центрально-чернозёмных
К лету 1861г. правительству
с помощью крупных воинских подразделений,
путем расстрелов и массовых сечений
розгами удалось ослабить взрыв
крестьянского протеста. Однако весной
1862г. поднялась новая волна
Обострение классовой
борьбы в деревне в 1861-1863 гг. оказало
своё воздействие на развитие революционно-демократического
движения. Возникают революционные
кружки и организации, распространяются
революционные воззвания и
Крестьянское
движение 1861-1863 гг., несмотря на размах
и массовость, выливалось в стихийные
и разрозненные бунты, легко подавляемые
правительством. Имело значение и
то, что путём разновременного
проведения реформы в помещичьей,
удельной и государственной деревне,
а также в национальных окраинах
России правительству удалось
2.6. Значение
крестьянской реформы 1861 Г.
Реформа 1861 г. явилась
переломным моментом, гранью между
двумя эпохами – феодализму и
капитализму, создав условия для
утверждения капитализма как
господствующей формации. Личное освобождение
крестьян ликвидировало монополию
помещиков на эксплуатацию крестьянского
труда, способствовало более быстрому
росту рынка рабочей силы для
развивающегося капитализма как в промышленности,
так и в сельском хозяйстве. Условия реформ
1861г. обеспечивали помещикам постепенный
переход крепостнического хозяйства к
капиталистическому.
Буржуазная по
содержанию реформа 1861г. вместе с тем
была и крепостнической, она и
не могла быть иной, ибо проводили
ее крепостники. Крепостнические черты
реформы 1861г. обусловили сохранение многочисленных
феодально-крепостнических
Реформа 1861 г. не
разрешила задачи окончательной
ликвидации феодально-крепостнических
порядков в стране. Поэтому те причины,
которые привели к
3.
Реформы в области местного
самоуправления.
Одной из уступок,
«которые отбила у самодержавного правительства
волна общественного
В марте 1859г. при
Министерстве внутренних дел под
председательством Н. А. Милютина была
создана комиссия для разработки
закона «О хозяйственно-распорядительном
управлении в уезде». Уже заранее
предусматривалось, чтобы вновь
создаваемые органы местного управления
не выходили за рамки чисто хозяйственных
вопросов местного значения. В апреле
1860г. Милютин представил Александру II
записку о «временных правилах» местного
управления, которое строилось по принципу
выборности и бессословности. В апреле
1861г. под давлением реакционных придворных
кругов Н. А. Милютина и министерства внутренних
дел С. С. Ланского как «либералов» уволили
в отставку. Новым министром внутренних
дел был назначен П. А. Валуев. Им была изменена
система выборов в проектируемые земские
учреждения, которая ограничивала представительство
основной массы населения страны – крестьянства,
совсем исключала представительство рабочих
и ремесленников и давала преимущества
дворянам-землевладельцам и крупной буржуазии.
Валуеву было поручено
подготовить проект «нового учреждения
Государственного совета». По этому проекту
предполагалось образование при Государственном
совете «съезда государственных гласных»
из представителей губернских земств
и городов для предварительного обсуждения
некоторых законов перед внесением их
в Государственный совет.
К марту 1863 г. был
выработан проект «Положения о губернских
и уездных земских учреждениях»
Председателями
уездного и губернского земских
собраний являлись уездный и губернский
представители дворянства. Председатели
управ избирались на земских собраниях,
при этом председателя уездной сельской
управы утверждал губернатор, а губернской
управы – министр внутренних дел.
Гласные земских собраний никакого
вознаграждения за службу в земстве
не получали. Земства получали право
содержать на своём жаловании (по
найму) земских врачей, учителей, статистиков
и прочих земских служащих (которые
составляли так называемый третий элемент
в земстве). На содержание земских
учреждений собирались сельские сборы
с населения.
Земства лишены
были каких бы то ни было политических
функций. Сфера деятельности земств
ограничивалась исключительно хозяйственными
вопросами местного значения. В ведение
земств отдавалось устройство и содержание
местных путей сообщения, земской почты,
земских школ, больниц, богаделен и приютов,
«попечение» о местной торговле и промышленности,
ветеринарная служба, взаимное страхование,
местное продовольственное дело, даже
постройка церквей, содержание местных
тюрем и домов для умалишенных.
Земства находились
под контролем местной и
Компетенция и
деятельность земств всё более ограничивалась
законодательными методами. Уже в 1866 г.
последовала серия циркуляров и «разъяснений»
Министерства внутренних дел и Сената,
которые предоставляли губернатору право
отказывать в утверждении всякого избранного
земством должностного лица, ставили земских
служащих в полную зависимость от правительственных
учреждений, ограничивали возможности
земств облагать сборами торговые и промышленные
заведения. (что существенно подрывало
их финансовые возможности). В 1867 г. последовали
запреты земствам разных губерний сносится
друг с другом и сообщать друг другу свои
решения. Циркуляры и указы ставили земства
в ещё большую зависимость от власти губернатора,
стесняли свободу прений в земских собраниях,
ограничивали гласность и публичность
их заседаний, оттесняли земства от заведования
школьным образованием.
И всё же земства
сыграли немалую роль в решении
местных хозяйственных и
В 1862 г. началась
подготовка реформы городского самоуправления.
В 509 городах возникли местные комиссии.
Министерство внутренних дел составило
сводку материалов этих комиссий и
на основании её к 1864 г. выработало проект
«Городового положения». В марте
1866 г. проект был внесён на обсуждение
Государственного совета, где он пролежал
без движения ещё 2 года. Подготовка
городской реформы проходила
в условиях усиления реакционного курса
самодержавия. Лишь 16 июня 1870 г. изменённый
проект «Городового положения» был
утверждён Александром II и стал законом.
По этому закону
в 509 городах России вводились новые,
формально бессословные, органы городского
самоуправления - городские думы, избираемые
на 4 года. Городская дума избирала свой
постоянно действующий
4.
Судебная реформа.
В 1861 г. государственной
канцелярии было поручено начать разработку
«Основных положений
Информация о работе Буржуазные реформы 60-70 –х гг. XIX века