Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:36, контрольная работа
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Введение………………………………………………………………………………3
2. Крестьянская реформа 1861 Г…………………………………………………….4
2.1. Подготовка реформы………………………………………………………....4
2.2. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения…………….....5
2.3. Крестьянский надел…………………………………………………………...6
2.4. Повинности……………………………………………………………………8
2.5. Выкуп……………………………………………………………………..……8
2.6. Ответ крестьян на реформу……………………………………………….…..9
3. Реформы в области местного самоуправления…………………………..………11
4. Судебная реформа…………………………………………………………...…......14
5. Военная реформа……………………………………………………………………15
6. Реформы в области народного образования и печати………………………..…..15
7. Значение буржуазных реформ…………………………………………………..….17
Заключение……………………………………………………………………….....…18
Список используемой литературы…………………………………………......…..19
20 ноября 1864 г.
Александр II утвердил судебные
уставы. Они вводили коронный
и мировой суды. Коронный суд
имел две инстанции: первой
являлся окружной суд, второй
– судебная палата, объединявшая
несколько судебных округов.
Для разбора
мелких проступков и гражданских
дел с иском до 500 рублей в уездах
и городах учреждался мировой
суд с упрощённым судопроизводством.
Судебные уставы
1864 г. вводили институт присяжных
поверенных – адвокатуру, а также
институт судебных следователей –
особых чиновников судебного ведомства,
которым передавалось изымаемое
из ведения полиции производство
предварительного следствия по уголовным
делам. Председатели и члены окружных
судов и судебных палат, присяжные
поверенные и судебные следователи
должны были иметь высшее юридическое
образование, а присяжный поверенный
и его помощник сверх того пятилетний
стаж судебной практики. Мировой судьёй
могло быть избрано лицо, обладавшее
образовательным цензом не ниже среднего
и прослужившее не менее трёх лет
на государственной службе.
Надзор за законностью
действий судебных учреждений осуществлялся
обер-прокурором Сената, прокурорами
судебных палат и окружных судов.
Они подчинялись
Под воздействием
общественного демократического подъёма
в годы революционной ситуации самодержавие
вынуждено было пойти и на отмену
телесных наказаний. Изданный 17 апреля
1863 г. закон отменял публичные
наказания по приговорам гражданских
и военных судов плетьми, шпицрутенами,
«кошками», клеймение. Однако и эта
мера была непоследовательной и носила
сословный характер. Полностью телесные
наказания не отменялись.
5.
Военная реформа.
Поражение в
крымской войне показало, что российская
регулярная армия, основанная на рекрутском
наборе, не может противостоять более
современным европейским. Необходимо
было создать армию, обладающую обученным
запасом личного состава, современным
оружием и хорошо подготовленными офицерскими
кадрами. Ключевым элементом реформы стал
закон 1874г. о всесловной воинской повинности
мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной
службы устанавливался в сухопутных войсках
до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной
службы в значительной степени сокращались
в зависимости от образовательного ценза.
Лица, имевшие высшее образование служили
всего полгода.
В 60-х гг. началось
перевооружение армии: замена гладкоствольного
оружия нарезным, введение системы стальных
артиллерийских орудий, улучшение конного
парка. Особое значение имело ускоренное
развитие военного парового флота.
Для подготовки
офицерских кадров создавались военные
гимназии, специализированные юнкерские
училища и академии – Генерального
штаба, Артиллерийская, Инженерная и
д.р. Улучшилась система управления вооружёнными
силами.
Всё это позволило
сократить численность армии
в мирное время и вместе с тем
поднять её боеспособность.
6.
Реформы в области народного
образования и печати.
Реформы управления,
суда и армии логически потребовали
изменения системы образования.
В 1864 г. был утверждён новый «Устав
гимназии» и «Положение о народных
училищах, регламентировавшие начальное
и среднее образование. Главное
заключалось в том, что фактически
было введено всесословное образование.
Наряду с государственными возникли
земские, церковно-приходские, воскресные
и частные школы. Гимназии были разделены
на классические и реальные. В них принимались
дети всех сословий, способных внести
плату за обучение, главным образом это
были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг.
было положено начало высшему женскому
образованию.
В 1863 г. новый
Устав вернул автономию университетам,
ликвидированную Николаем I в 1835 г. В
них восстанавливались
В 1865 г. были введены
«Временные правила» о печати. Они
отменили предварительную цензуру
для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных
на состоятельную и образованную
часть общества, а также центральных
периодических изданий. Новые
правила не распространялись на провинциальную
печать и массовую литературу для
народа. Сохранялась и специальная
духовная цензура. С конца 60-х гг.
правительство начало издавать указы,
во многом сводившие на нет основные
положения реформы образования
и цензуры.
Контрреформы 1882-1893
гг. свели на нет завоевания реформ
1863-1874 гг. Они ограничили свободу
печати, самостоятельность местного
самоуправления и его демократичность.
В 1889 г. был введен
институт земских начальников из
дворян, который фактически был поставлен
над всеми крестьянскими
В 1890 г. было издано
новое земское положение, по которому
дворянство получило преимущество в
земских органах, а крестьяне
потеряли право выбирать гласных. Царская
администрация усилила контроль
над земством и органами городского
самоуправления, губернатору поручался
надзор за ними.
Городское положение
1892 г. отстранило от выборов многочисленную
неимущую часть населения.
Контрреформы
ограничили значение земских городских
и судебных органов, провозгласив полную
зависимость их от самодержавного полицейского
аппарата, и искусственно изменили
их состав за счет введения преимущественно
дворян.
Контрреформы
конца XIX в. фактически закрыли путь
демократическим
Во второй половине
XIX в. характерной чертой российского
исторического процесса было чередование
реформ и контрреформ. Царизм под
влиянием поражения в Крымской войне,
назревания революционной ситуации
в стране начал проведение реформ,
но они не были завершены.
Почему же реформы
не были завершены? Опыт российской истории
свидетельствует, что царизм хронически
запаздывал с проведением необходимых
преобразований и не желал идти на
сколько-нибудь значительные уступки.
Российские самодержцы шли на серьезные
реформы только под давлением
чрезвычайных обстоятельств — крупных
военных поражений или мощных
народных восстаний. Такой важный фактор
модернизации существующего строя,
как либерально-оппозиционное
Сравнительно
благополучная ситуация для царизма
после реформы 1861 г. привела к
тому, что на рубеже XIX-XX вв. реформистские
тенденции в России оказались
в тупике. В конце XIX в. Россия продолжала
оставаться страной самодержавной.
Первая статья
основных законов Российской империи
(1892) гласила: "Император всероссийский
есть монарх самодержавный и
7.
Значение буржуазных
реформ.
Проведённые преобразования
имели прогрессивный характер. Они
начали закладывать основу для эволюционного
пути развития страны. Россия в определённой
степени приблизилась к передовой
для того времени европейской
социально-политической модели. Был
сделан первый шаг по расширению роли
общественной жизни страны и превращении
России в буржуазную монархию.
Однако процесс
модернизации России имел специфический
характер. Он прежде всего обуславливался
традиционной слабостью российской буржуазии
и политической инертностью народных
масс. Выступления радикалов лишь активизировали
консервативные силы, пугали либералов
и тормозили реформаторские устремления
правительства. Буржуазные реформы способствовали
дальнейшему развитию капитализма в стране.
Однако, они несли в себе капиталистические
черты. Проведённые сверху самодержавием
эти реформы пыли половинчатыми и непоследовательными.
Наряду с провозглашением буржуазных
принципов в управлении, суде, народном
образовании и т.д., реформы ограждали
сословные преимущества дворянства и
практически сохраняли бесправное положение
податных сословий. Новые органы управления,
школа и печать были полностью подчинены
царской администрации. Наряду с реформами,
самодержавие поддержало старые административно-полицейские
методы управления и сословность во всех
сферах общественно-политической жизни
страны, что сделало возможным переход
к реакции и проведению серии контрреформ
в 80-90-х годах.
Заключение
После отмены крепостного
права в 1861 г. капитализм в России
утвердился как господствующая формация.
Из аграрной страны Россия превращалась
в аграрно-индустриальную: быстро развивалась
крупная машинная индустрия, возникали
новые виды промышленности, складывались
новые районы капиталистического промышленного
и сельскохозяйственного производства,
создавалась разветвлённая сеть железных
дорог, формировался единый капиталистический
рынок, происходили важные и социальные
сдвиги в стране. В. И. Ленин называл крестьянскую
реформу 1861 г. «переворотом», аналогичным
западно-европейским революциям, открывшим
путь новой, капиталистической формации.
Но поскольку этот переворот произошёл
в России не путём революции, а путём реформы,
проведённой «сверху», это обусловило
сохранение в пореформенный период многочисленных
пережитков крепостничества и в экономическом,
и в социальном, и в политическом строе
страны.
Для развития капитализма
в России, стране аграрной, особенно
показательны те явления, которые имели
место в деревне, в первую очередь
в крестьянстве. Здесь необходимо
выделить процесс разложения крестьянства
на основе начавшегося ещё при крепостном
праве социального расслоения. В пореформенное
время происходит разложение крестьянства
как класса. Процесс разложения крестьянства
играл важную роль в формировании двух
антагонистических классов капиталистического
общества – пролетариата и буржуазии.
Период реформ
60-70-х гг. XIX в. имел огромное значение
для нашей страны, так как определял
её дальнейшее развитие и переход
от феодальных отношений к капиталистическим
и превращение России в буржуазную монархию.
Все реформы носили буржуазный характер,
открывая возможности развития капиталистических
отношений в экономической и социально-политической
областях.
Реформы хоть и
были значительным шагом вперёд для
России, но все же они, буржуазные по
своему содержанию, несли в себе
крепостнические черты. Проведённые
сверху самодержавием, эти реформы
были половинчатыми и
Итак, следует
отметить, что основные задачи, которые
правительство ставило перед
собой, были выполнены, хотя и не в
полной мере. И последствия этих
реформ были не всегда положительными,
так например в результате крестьянской
реформы, во время восстаний погибло очень
много человек. К тому же помещики, пытаясь
как то выйти из невыгодного им положения,
старались получить как можно больше выгоды
с крестьян, в результате чего сильно сократилось
крестьянское хозяйство.
Но самым главным
по моему мнению, то что крестьяне стали
разбиваться на классы, и в меньшей степени
зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть,
что принципы, заложенные в реформах суда,
образования, печати, военного дела, сильно
повлияли положение страны в дальнейшем,
и позволили России считаться одной из
мировых держав.
Список
используемой литературы
1.
Захаревич А.В. История отечества: Учебник.
- М, Издательство «Дашков и Ко», 2005.
2.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина
Т.А. История России с
Информация о работе Буржуазные реформы 60-70 –х гг. XIX века