Буржуазные реформы 60-70 –х гг. XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
2. Крестьянская реформа 1861 Г…………………………………………………….4
2.1. Подготовка реформы………………………………………………………....4
2.2. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения…………….....5
2.3. Крестьянский надел…………………………………………………………...6
2.4. Повинности……………………………………………………………………8
2.5. Выкуп……………………………………………………………………..……8
2.6. Ответ крестьян на реформу……………………………………………….…..9
3. Реформы в области местного самоуправления…………………………..………11
4. Судебная реформа…………………………………………………………...…......14
5. Военная реформа……………………………………………………………………15
6. Реформы в области народного образования и печати………………………..…..15
7. Значение буржуазных реформ…………………………………………………..….17
Заключение……………………………………………………………………….....…18
Список используемой литературы…………………………………………......…..19

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 57.31 Кб (Скачать документ)

20 ноября 1864 г.  Александр II утвердил судебные  уставы. Они вводили коронный  и мировой суды. Коронный суд  имел две инстанции: первой  являлся окружной суд, второй  – судебная палата, объединявшая  несколько судебных округов. Выборные  присяжные заседатели устанавливали  лишь виновность или невиновность  подсудимого; меру наказания определяли  судьи и два члена суда. Решения,  принятые окружным судом с  участием присяжных заседателей,  считались окончательными, а без  их участия могли быть обжалованы  в судебной палате. Решения окружных  судов и судебных палат могли  быть обжалованы только в случае  нарушения законного порядка  судопроизводства. Апелляции на  эти решения рассматривал Сенат,  который являлся высшей кассационной  инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных  решений.  

Для разбора  мелких проступков и гражданских  дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой  суд с упрощённым судопроизводством.  

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных  поверенных – адвокатуру, а также  институт судебных следователей –  особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое  из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным  делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные  поверенные и судебные следователи  должны были иметь высшее юридическое  образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет  на государственной службе. 

Надзор за законностью  действий судебных учреждений осуществлялся  обер-прокурором Сената, прокурорами  судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно  министру юстиций. Хотя судебная реформа  была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла  немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили  в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники – члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы – судились особым Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.). 

Под воздействием общественного демократического подъёма  в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные  наказания по приговорам гражданских  и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта  мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись. 
 

5. Военная реформа. 

Поражение в  крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более  современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода. 

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. 

Для подготовки офицерских кадров создавались военные  гимназии, специализированные юнкерские  училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и  д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами. 

Всё это позволило  сократить численность армии  в мирное время и вместе с тем  поднять её боеспособность. 
 

6. Реформы в области народного образования и печати. 

Реформы управления, суда и армии логически потребовали  изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное  и среднее образование. Главное  заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию. 

В 1863 г. новый  Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В  них восстанавливались самостоятельность  решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. 

В 1865 г. были введены  «Временные правила» о печати. Они  отменили предварительную цензуру  для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных  периодических изданий.  Новые  правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для  народа. Сохранялась и специальная  духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования  и цензуры. 

Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу  печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность. 

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен  над всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний  и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол помещиков  в сельских местностях. 

В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в  земских органах, а крестьяне  потеряли право выбирать гласных. Царская  администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался  надзор за ними. 

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения. 

Контрреформы  ограничили значение земских городских  и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно  дворян. 

Контрреформы  конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям. 

Во второй половине XIX в. характерной чертой российского  исторического процесса было чередование  реформ и контрреформ. Царизм под  влиянием поражения в Крымской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены. 

Почему же реформы  не были завершены? Опыт российской истории  свидетельствует, что царизм хронически запаздывал с проведением необходимых  преобразований и не желал идти на сколько-нибудь значительные уступки. Российские самодержцы шли на серьезные  реформы только под давлением  чрезвычайных обстоятельств — крупных  военных поражений или мощных народных восстаний. Такой важный фактор модернизации существующего строя, как либерально-оппозиционное движение, в России действовал очень слабо. 

Сравнительно  благополучная ситуация для царизма  после реформы 1861 г. привела к  тому, что на рубеже XIX-XX вв. реформистские  тенденции в России оказались  в тупике. В конце XIX в. Россия продолжала оставаться страной самодержавной. 

Первая статья основных законов Российской империи (1892) гласила: "Император всероссийский  есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его  не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". 

7. Значение буржуазных реформ. 

Проведённые преобразования имели прогрессивный характер. Они  начали закладывать основу для эволюционного  пути развития страны. Россия в определённой степени приблизилась к передовой  для того времени европейской  социально-политической модели. Был  сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращении  России в буржуазную монархию. 

Однако процесс  модернизации России имел специфический  характер. Он прежде всего обуславливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Буржуазные реформы способствовали дальнейшему развитию капитализма в стране. Однако, они несли в себе капиталистические черты. Проведённые сверху самодержавием эти реформы пыли половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали сословные преимущества дворянства и практически сохраняли бесправное положение податных сословий. Новые органы управления, школа и печать были полностью подчинены царской администрации. Наряду с реформами, самодержавие поддержало старые административно-полицейские методы управления и сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны, что сделало возможным переход к реакции и проведению серии контрреформ в 80-90-х годах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

После отмены крепостного  права в 1861 г. капитализм в России утвердился как господствующая формация. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные и социальные сдвиги в стране. В. И. Ленин называл крестьянскую реформу 1861 г. «переворотом», аналогичным западно-европейским революциям, открывшим путь новой, капиталистической формации. Но поскольку этот переворот произошёл в России не путём революции, а путём реформы, проведённой «сверху», это обусловило сохранение в пореформенный период многочисленных пережитков крепостничества и в экономическом, и в социальном, и в политическом строе страны. 

Для развития капитализма  в России, стране аграрной, особенно показательны те явления, которые имели  место в деревне, в первую очередь  в крестьянстве. Здесь необходимо выделить процесс разложения крестьянства на основе начавшегося ещё при крепостном праве социального расслоения. В пореформенное время происходит разложение крестьянства как класса. Процесс разложения крестьянства играл важную роль в формировании двух антагонистических классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии. 

Период реформ 60-70-х гг. XIX в. имел огромное значение для нашей страны, так как определял  её дальнейшее развитие и переход  от феодальных отношений к капиталистическим и превращение России в буржуазную монархию. Все реформы носили буржуазный характер, открывая возможности развития капиталистических отношений в экономической и социально-политической областях.  

Реформы хоть и  были значительным шагом вперёд для  России, но все же они, буржуазные по своему содержанию, несли в себе крепостнические черты. Проведённые  сверху самодержавием, эти реформы  были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали  сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.  

Итак, следует  отметить, что основные задачи, которые  правительство ставило перед  собой, были выполнены, хотя и не в  полной мере. И последствия этих реформ были не всегда положительными, так например в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло очень много человек. К тому же помещики, пытаясь как то выйти из невыгодного им положения, старались получить как можно больше выгоды с крестьян, в результате чего сильно сократилось крестьянское хозяйство. 

Но самым главным по моему мнению, то что крестьяне стали разбиваться на классы, и в меньшей степени зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть, что принципы, заложенные в реформах суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли положение страны в дальнейшем, и позволили России считаться одной из мировых держав. 
 

Список  используемой литературы 

1.     Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - М, Издательство «Дашков и Ко», 2005. 

2.     Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина  Т.А. История России с древнейших  времён до наших дней. Учебник.  – М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. 

Информация о работе Буржуазные реформы 60-70 –х гг. XIX века