Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:59, реферат
Царствование Александра I (1801-1825 гг.) начиналось великими надеждами: молодой государь склонялся к проведению либеральных реформ, покровительствовал просвещению, не чужд был республиканских взглядов. Идея отмены крепостного права буквально витала в воздухе в те годы. Значительная часть офицеров участвовала в Отечественной войне 1812 года. Побывав во время заграничных походов 1813-1814 гг. в странах Европы, офицеры воочию убедились в отставании России от стран Запада, прониклись мыслью о необходимости ликвидировать этот разрыв. Теперь, после героической борьбы с Великой армией Наполеона, многим участникам войны, да и просто образованным людям, казалось естественным вознаградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даровать право на участие в государственных делах.
1. Причины и характер движения декабристов
Вступление
1.1.Первые организации декабристов
1.2.Идея военной революции. Северное и Южное общества
1.3. «Конституция» Н.М. Муравьева
1.4. «Русская правда» П.И. Пестеля
1.5. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого
2.Восстание на Сенатской площади. Судьба и значение движения декабристов.
2.1.Смерть Александра I
2.2.Восстание 14 декабря 1825 года
2.3.Причины поражения
2.4.Следствие и суд
2.5.В Сибири
Заключение
Список литературы
Санкт-Петербургский государственный
университет кино и телевидения
89533441147
89817479733
89523865118
реферат по истории отечества
на
тему: «Декабристы: движение
и восстание на
Сенатской площади 14
декабря 1825 года»
1. Причины и характер движения декабристов
Вступление
1.1.Первые организации декабристов
1.2.Идея военной революции. Северное и Южное общества
1.3. «Конституция» Н.М. Муравьева
1.4. «Русская правда» П.И. Пестеля
1.5. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого
2.Восстание на Сенатской площади. Судьба и значение движения декабристов.
2.1.Смерть Александра I
2.2.Восстание 14 декабря 1825 года
2.3.Причины поражения
2.4.Следствие и суд
2.5.В Сибири
Заключение
Список литературы
Царствование
Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы»1 к борьбе . Матвей Муравьев-Апостол писал: «Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самого Бога.»
Декабризм стал вершиной дворянского свободолюбия, протеста против отмирающих традиций и установлений, против казенщины(формализма) в поступках, мыслях и чувствах. Он явился оппозиционной идеологией, в которой революционность (готовность к насильственным действиям) и либерализм ( вера в возможность реформ ) были тесно переплетены. Принципы философии Просвещения придавали ей целостность и единство.
Дворянство, первое из российских сословий получившее свободу, раньше других прониклось чувством ответственности за судьбу страны, в котором было немало стыда за варварство крепостного права и несвободы. Оно первым заметило обидную немоту общества и несправедливость политического гнета.
Первые объединения декабристов – это офицерские собрания, или, как их называли, артели. Артели не ставили перед своими членами больших общественных задач. Они лишь помогали армейской молодежи жить по средствам, общаться, поступать так, как ей хотелось. Однако уже эти объединения показались властям подозрительными. Александр I, взволнованный внезапным преображением гвардейского офицерства, которое приходилось теперь назначать на балы, как в караул, по утвержденному списку, запретил артели. Эта мера не могла искоренить тяги к новому. Напротив, она подтолкнула молодежь к созданию подпольных и полуподпольных организаций.
Первое тайное общество – «Союз спасения» - было организовано в 1816 году. В нем было 30 человек. Его организаторами и активными участниками являлись старшие офицеры, которые сыграли заметную роль в антиправительственной деятельности и позже: А.Н.Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушин, С.И. и М.И. Муравьевы – Апостолы, П.И.Пестель, И.И.Пущин, М.С.Лунин и др.
Члены Союза называли себя «истинными и верными сынами Отечества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела в стране, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза стремились вести себя так, чтобы «не залужить ни малейшей укоризны», клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.
Над уставом, или «статусом», Союза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избранна комиссия, куда кроме Пестеля входили С.П.Трубецкой, И.А.Долгоруков и Ф.П.Шаховской. «Он(Пестель) имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности…Масонские формы, введённые в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действия общества и вводили какую-то таинственность, которая была противна характерам большей части членов; они хотели действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных…И потому чрез непродолжительное время положено было изменить в этом отношении устав, как признанным неудобным к приложению» - вспоминал позднее князь Трубецкой.
Как рассказывает в своих воспоминаниях Якушкин, беседы обычно шли о положении России. «Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была почти каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще… В разговорах наших мы соглашались, что для того, чтобы противодействовать всему злу, тяготевшему над Россией, необходимо было прежде всего противодействовать староверству закоснелого дворянства и иметь возможность действовать на мнение молодежи; что для этого лучшим средством учредить тайное общество, в котором каждый член, зная, что он не один, и излагая свое мнение перед другими, мог бы действовать с большею уверенностью и решимостью».2
Союз сразу
Выход из тупика декабристы нашли в работах Вольтера, который выдвигал положение «миром правит мнение». Политический строй и социально-экономические порядки в стране, полагали они, соответствуют господствующему общественному мнению. Декабристы пришли к убеждению, что их задачей станет не организация заговора, а воспитание цивилизованного общественного мнения, отвергающего деспотизм и крепостничество.
Так был создан «Союз благоденствия» (1818), который отличался от своего предшественника большей открытостью и организационной сложностью. В него вступили почти все члены «Союза спасения». Это более многочисленное (200 человек) и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось распространить свои идеи и влияние в образованном высшем обществе, среди мещан и купечества. Устав «Союза благоденствия» известный как «Зелёная книга» (по цвету обложки), отрожал настроения самой мереной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».
«Союз благоденствия» состоял из «бояр» - людей, определяющих цели движения, «мужей», осуществлявших практические замыслы, и «отроков», не посвященных в задачи организации. Деятельность «Союза благоденствия» имела несколько направлений, охватывавших все сферы жизни общества и все слои населения. Каждый вступавший выбирал одно из направлений и пытался повлиять на общественное мнение, дабы воспитать его в нужном декабристам направлении.
Направление деятельности Союза не выходили за рамки человеколюбия, или благотворительной работы, образования (влияния на работу школ, воспитание юношества), правосудия, общественного хозяйства. Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодежных и других общественных организаций, а также издание журнала «Россиянин XIX века». Члены «Союза благоденствия» распространяли свои идеи через литературно-театральное общество «Зелёная лампа», Вольное общество любителей российской словесности, Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Многие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей.
Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая непрестижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с солдатами.
Однако, многим из них практическая деятельность союза казалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, - слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.
В 1820 году в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организаций высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что император хорошо информирован о деятельности «Союза благоденствия». На созванном в январе 1821 года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадежных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.
На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, - Никита Муравьев.
Южное общество
На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникло Южное общество в Киеве. Революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель. Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.
Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.
В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля Тульчинская управа «Союз благоденствия» восстановила тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», т. е. военного переворота.
Южное общество возглавлялось Коренной думой (председатель П. И. Пестель, блюститель А. П. Юшневский). К 1823 году в составе общества находилось три управы — Тульчинская (под руководством П. И. Пестеля и А. П. Юшневского), Васильковская (под руководством С. И. Муравьёва-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина) и Каменская (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского).
Информация о работе Декабристы: движение и восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года