Древнеегипетский солнечный календарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития Древнеегипетского солнечного календаря.

В соответствии с поставленной целью следует выделить следующие задачи: определить время появления календаря в Древнем Египте, рассмотреть процесс становления Древнеегипетского солнечного календаря.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……………………………………………………………………………6

ГЛАВА II. ПРОЦЕС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ………………………………………………….14

§1. Открытие солнечного года………………………………………………….14

§ 2. Календарный год в древнем Египте……………………………………….15

§ 3. Попытка введения високосного года. Сотический период………………17

§ 4. Соотношение календарей египетского и григорианского………………..19

§ 5. Хронология Древнего Египта………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат Египетский солнечный календарь.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……………………………………………………………………………6

ГЛАВА II. ПРОЦЕС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ………………………………………………….14

§1. Открытие солнечного года………………………………………………….14

§ 2. Календарный  год в древнем Египте……………………………………….15

§ 3. Попытка введения високосного года. Сотический период………………17

§ 4. Соотношение календарей египетского и григорианского………………..19

§ 5. Хронология Древнего Египта………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Примерно  за четыре тысячи лет до нашей эры  на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

     Своим богатством и самим существованием Египет был обязан великой реке —  Нилу, вернее, его ежегодным разливам, оставлявшим на полях плодородный  ил. Это обеспечивало земледельцам высокие урожаи, а всем египтянам — спокойствие и процветание. Потому так важно было заранее знать, когда Нил выйдет из своих берегов.

     Египетские  жрецы, которые занимались в этой стране астрономическими наблюдениями, однажды заметили, что перед разливами Нила на утреннем предрассветном небе бывает видна огромная яркая звезда из созвездия Большого Пса. Они назвали ее «Сотис», что значит «блистающая». Другое ее название — Анубис, «собачья звезда», по имени созвездия. Современное название этой звезды — Сириус.

     Восход  звезды совпадал не только с разливами  Нила, но и с летним солнцестоянием, временем, когда Солнце достигает  наивысшего положения над горизонтом. Сосчитав дни от одного летнего солнцестояния  до другого, египтяне определили примерную  продолжительность солнечного (тропического) года. У них получилось 360 дней. Произошло это много тысячелетий назад, и с той поры Египет считается родиной первого солнечного календаря.

     В исторической литературе высоко оцениваются  достоинства древнеегипетского календаря. По словам Дж. Г. Брэстеда, «создание этого удобного и практичного, хотя и искусственного календаря было достижением, не имеющим параллелей ни в какой другой древней цивилизации».1

     Именно  в Древнем Египте было впервые было предложено использовать год большей длины, который впоследствии получил название високосного. Но эта календарная поправка в Египте не прижилась, может быть, оттого, что для нее не было придумано никакого легендарного обоснования. И високосный год появился только спустя несколько столетий в Риме, в юлианском календаре. Составляли этот календарь тоже египетские астрономы и математики, уж очень велик был их авторитет в древнем мире.

     Египетский календарь сохранился по сей день у потомков древних египтян — коптов и эфиопов (это народы, населяющие север Африки). Сохранились и праздники в честь древних богов. Ежегодно, в дни летнего солнцестояния, «божественная Изида роняет слезу в великую реку и творит ее благостный разлив». И народ Эфиопии 17 июня отмечает праздник Слезы.

     В настоящее время можно сказать, что вопрос о календаре египтян не решен до сих пор. И подтверждением тому является большое количество различных точек зрений в кругах египтологов о появлении календаря в Древнем Египте, о египетской хронологии и т.д.

     Цель  данной работы – рассмотреть процесс развития Древнеегипетского солнечного календаря.

     В соответствии с поставленной целью  следует выделить следующие задачи: определить время появления календаря в Древнем Египте, рассмотреть процесс становления Древнеегипетского солнечного календаря.

     До  сегодняшнего дня до нас дошли  следующие источники:  календари религиозных торжеств, списки имен фараонов отдельных династий, фрагменты летописей Туринского папируса и Палермского камня, списки фараонов, найденные в Абидосе и Саккаре, а также многочисленные надписи на монументах с указанием времени их возведения или какого-либо другого события.2

     В данной работе за основу взяты труды  Шолпо Н.А. «О времени «введения» календаря в Древнем Египте»3 и Буткевича А.В., Зелинсона М.С. «Вечные календари»4.

     Шолпо Н.А. в своей работе пытается определить точную дату появления календаря  в Древнем Египте. Рассматривает  различные точки зрения египтологов  о данной проблеме. По его мнению, Древнеегипетский календарь был создан во время правления V династии, когда календарь начали связывать с появлением на небе звезды Сотис.

     В работе Буткевича А.В., Зелинсона  М.С. «Вечные календари» подробно рассматриваются периоды развития древнеегипетского календаря со времени его появления, а также приводятся факты, свидетельствующие о  постоянном дополнении и совершенствовании древнеегипетского календаря. Здесь же описывается одна из важнейших, но несостоявшихся реформ древнеегипетского календаря – введение високосного года, который был открыт также египтянами. В своей книге Буткевич А.В., Зелинсон М.С. приводят точное сравнение египетского и григорианского календарей.

     В книгах Бикермана Э.5 и Томсинова В.А.6 подробно рассматривается хронология древнеегипетского календаря и летоисчисление, которое велось не от определенной эры, а от начала правления фараона. 
 
 

     ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

     В настоящее время существует несколько  точек зрений о времени введения календаря в Древнем Египте.

     Согласно  известному египтологу Бристед, наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 г. до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.7

     Известно, что египетский год начинается 19 июля (юлианск.), когда происходит подъем воды в Ниле на широте Мемфиса. Известно также, что, благодаря тому, что год имел 365 дней и был короче астрономического примерно на 1/4 суток, через каждые 1460 лет в день нового года происходит ранний утренний (гелиакический) восход Сириуса. Это событие отмечалось древними египтянами, а самый период в 1460 лет, когда восход Сириуса совпадал с днем нового года, назывался периодом Сотиса, т. е. Сириуса. Эд. Мейер, установивший свою хронологическую систему на основе астрономических исчислений периода Сотиса, выражает свою мысль в следующих словах: «Само собой разумеется, что египетский календарь мог быть введен только в тот год, в котором гражданский новый год совпадал с днем восхода Сириуса.8

     Теория  Мейера, утверждающая, что календарь  был введен за 1000 лет до объединения  Верхнего и Нижнего Египта, нашла  своих адептов, стремящихся отыскать факты, которые доказывали бы сравнительно высокую культурность Дельты, так  как ведь только на широте Мемфиса мог быть создан календарь. И. Брестэд говорил, что вычисления, необходимые при составлении и пользовании календарем, указывают на употребление письма в последние столетия V тысячелетия до р. х. Между тем факты говорят обратное, т. е. что в додинастический период письмо было в зачаточном состоянии и окончательно оформляется только при первых династиях.9

     К. Зете, анализируя древнейшие религиозные  тексты Египта, главным образом, «Тексты  пирамид», приходит к выводу, что  в 4241 г. календарь мог быть выработан только в Гелиополе, потому что Мемфиса тогда еще не существовало. Дальше мысль исследователя работает в направлении поисков фактов, подтверждающих древность Гелиополя; он приходит к выводу, что Гелиополь еще в «доисторическое» время был политическим центром «царства Гора», возникшего на месте распавшегося «царства Озириса». Анализируя мифы, Зете приходит к выводу, что Гелиополь был также крупным религиозным и культурным центром Египта. Свои выводы он основывает опять-таки на том, что в Гелиополе был создан календарь.10

     Акад. В. В. Струве также считает, «что первые крупные объединения номов возникли в Северном Египте. Причина такого более раннего развития крылась, очевидно, в большей близости севера Египта к Средиземноморью». Далее он говорит о том, что «Север, объединившийся, как было указано выше, на несколько веков раньше, чем юг, успел создать и несколько более высокую культуру. Такое преимущество севера было, несомненно, обусловлено близостью Нижнего Египта к Средиземноморью и Передней Азии. Здесь создалась культура, которая, судя по вещественным памятникам, являлась общей для всего Восточного Средиземноморья».  Таким образом, акад. В. В. Струве, вынужденный доказывать культурность Дельты (стоя на точке зрения Мейера в отношении календаря), находит причины этого в близости ее к Средиземноморью и говорит, что север Египта был тесно связан со Средиземноморьем, во всяком случае с некоторыми его частями, то здесь в очень древнее время начали развиваться обмен и торговля.

     Продолжил и развил эту мысль И. Л. Снегирев, по мнению которого уже в эпоху неолита и дальше, ко времени объединения Египта, «обмен принимает широкие размеры», появляются суда, на которых «можно было пускаться не только в каботажное плавание на юго-восток по Красному морю или к берегам Палестины и Сирии, но и в более опасное плавание на север, к острову Крит и островам Эгейского моря. Так, неправильная предпосылка вынуждает авторов превратить земледельческий Египет в крупную морскую державу, задолго до Финикии совершавшую опасные путешествия в открытом море. Вместо примитивной сельской общины, характерной чертой которой были «ее изолированность, отсутствие связи между жизнью одной общины и жизнью других, этот локализованный микрокосм», — Египет превращается в оживленное торговое государство с большим разделением труда уже в эпоху неолита. 11

     Между тем, как утверждает Шолпо Н.А., если обратиться к фактам, то в V тысячелетии до н. э. Дельта едва ли представляла собой то, что мы знаем о ней в более позднее время. Напротив, она должна была представлять собою территорию, малопригодную не только для земледелия и для развития культуры, но и для мало-мальски сносной жизни. Может быть, есть доля истины в традиции, переданной нам Геродотом, что Египет ниже Меридова озера представлял болото. И трудно себе представить, что Дельта обладала культурой, которая превзошла культуру долины. Вполне справедливо поэтому удивление Шарфа, когда он говорит, что «...неужели календарь мог быть основан в то время, от которого до нас не дошло ни одной надписи, ни также цифр, а только горшки и другая домашняя утварь и убранство примитивных гробниц»12.

     Уже в древнем Египте существовала торговля. Действительно, доказав культурность Дельты, надо найти объяснение, почему она была побеждена менее культурным Верхним Египтом. Причина вскрывается, когда доказана развитая торговля, которая в условиях частной собственности приводит к разложению общины. Стоит только отказаться от предположения, что календарь был введен в 4241 г., как отпадает всякая надобность строить сложное здание культуры Дельты, с ее древнейшим религиозным (и политическим) центром Гелиополем, с ее высокоразвитой средиземноморской торговлей, приведшей Дельту к поражению в борьбе с Верхним Египтом.13

     Египтяне знали период Сотиса уже в Среднем царстве. Борхардт видит на табличках царя I династии Джета указание на дату раннего восхода Сириуса. Фл. Петри в рецензии на работу Борхардта достаточно резко осуждает эту попытку; также и Зете, который раньше видел на этой табличке изображение богини Сотис, отказался от этого мнения. Таким образом, по мнению Шолпо Н.А., попытку найти период Сотиса уже при первых династиях нельзя считать удачной. Из того, что в Новом и Среднем царстве египтяне знали период Сотиса, необязательно делать вывод, что он был известен и в Древнем царстве, а тем более в до династический период. Очевидно, календарь с годом, равным числу дней между двумя разливами Нила (ежегодные периодические разлития Нила служили как нельзя более удобной вехой для счисления дней), мог возникнуть на заре египетской культуры. Деление этого года на 365 дней было чисто условным, так как начало нового года египтяне считали, конечно, не с определенного часа, а просто с наступлением дня, когда начинался подъем Нила. Это то, что Мейер называет природным, крестьянским календарем, так как он тесно связан с земледельческой стороной жизни египтянина.14

Информация о работе Древнеегипетский солнечный календарь