Древнеегипетский солнечный календарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития Древнеегипетского солнечного календаря.

В соответствии с поставленной целью следует выделить следующие задачи: определить время появления календаря в Древнем Египте, рассмотреть процесс становления Древнеегипетского солнечного календаря.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……………………………………………………………………………6

ГЛАВА II. ПРОЦЕС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ………………………………………………….14

§1. Открытие солнечного года………………………………………………….14

§ 2. Календарный год в древнем Египте……………………………………….15

§ 3. Попытка введения високосного года. Сотический период………………17

§ 4. Соотношение календарей египетского и григорианского………………..19

§ 5. Хронология Древнего Египта………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат Египетский солнечный календарь.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

     Со  времени начала IV династии встречаются два термина для обозначения нового года, это wp-rnp.t и tp-rnp.t. По мнению Эд. Мейера, первый соответствовал дню восхода Сириуса, а второй соответствовал 1 Тота {sic — HF}, т. е. первому дню гражданского года. Эд. Мейер указывает, что эти праздники не происходили в один и тот же день, а перемещались один относительно другого на 1/4 суток в год; ко времени Птолемея Эвергета это расхождение достигало трех месяцев.15

     Но, по-мнению Шолпо Н.А., нельзя из того, что нам известно по поздним текстам, делать выводы для Древнего царства и заключать, что период Сотиса был известен уже в IV династии, где эти названия для дней нового года встречаются в простом перечислении праздников без всякого поясняющего контекста. Значение термина tp-rnp.t как начала нового года вполне определенно. Что касается термина wp-rnp.t как начала года, стоящего в связи с утренним восходом Сириуса, то нельзя считать мнение Эд. Мейера окончательным. А. Гардинер, развивая мнение Бругша, высказанное им по поводу календаря рар. Ebers, надписи храма Эдфу и Канопского декрета, говорит, что wp-rnp.t может означать не только день нового года как день «рождения солнца», но и день начала царствования царя, который являлся в представлении египтян земным солнцем. Интересно, что с появлением двух терминов для нового года, т. е. с началом IV династии, появляется и датировка по годам царствования, которая до этого времени отсутствует. Следует заметить, что «рождение солнца» нельзя тесно связывать с началом года, хотя бы уже потому, что под термином «рождение солнца» надо понимать день зимнего солнцестояния, которое никак не отражалось на жизни египтянина. К тому же солнце не играло большой роли в изобретении календаря и в измерении года; это видно из того, что в древнейших надписях год никогда не детерминируется солнцем. Даже обычное написание wp-rnp.t со знаком солнца встречается лишь с V династии, даже еще в V и VI династиях этот термин не всегда пишется с солнцем. По-мнению Шолпо Н.А., из этого можно сделать вполне определенный вывод, что первоначально календарь никак не был связан с солнцем; лишь для V династии, когда начинается сопоставление знака rnp.t со знаком солнца, можно предполагать, что было замечено соответствие между днем нового года (т. е. началом наводнения) и каким-либо солнечным явлением (летним солнцестоянием).16

     Так же Шолпо Н.А. утверждает, что, во всяком случае, существование в Древнем царстве двух терминов для обозначения нового года не обязывает делать вывод, что период Сотиса был известен уже в начале IV династии.17

     Последним и, пожалуй, наиболее веским аргументом сторонников «сотаикской» системы  является то обстоятельство, что на Палермском камне во 2-й и 3-й строках recto упоминаются два одноименных праздника: «I праздник d.t» и «II праздник d.t». Между этими праздниками лежит ровно 120 лет. Борхардт заключает, что это как-то связано с передвижением гражданского календаря, так как в 120 лет календарь сдвигается ровно на 1 месяц. Еще один раз этот праздник встречается в другой форме, и между ним и первым праздником лежит 280 лет, или 400 лет до исходного пункта, т. е. время, необходимое для смещения календаря на 100 дней.18

     Тот факт, что праздник d.t встречается  на Палермском камне в строках, относящихся к I династии, по - мнению Шолпо Н.А. еще не доказывает, что он был известен уже в это время. Он мог быть проставлен задним числом при составлении анналов, т. е. в середине V династии, при Ниусерре. И можно утверждать, что праздник d.t был известен при V династии, а если он действительно связан с периодом Сотиса, можно предположить, что период Сотиса также был известен при V династии. С этого же времени должно было начаться смещение гражданского календаря относительно природного. Но это смещение было настолько незначительно (1/4 суток в 1 год), что, как говорит Борхардт, оно могло быть определено с помощью «Gelehrtentüftelei», т. е. для этого необходимо накопление некоторого опыта в наблюдении за движением небесных светил.19

     Как уже отмечалось, на широте Мемфиса разлив Нила происходит во время летнего солнцестояния. Вместе с тем происходит утренний (гелиакический) восход Сириуса. Самая яркая звезда северного полушария, Сириус, перед этим в течение двух с половиной месяцев совершенно не видна в Египте, но в день нового года она впервые показывалась на горизонте перед самым восходом солнца и сейчас же угасала в лучах утренней зари. Следующие затем три года она восходит несколько позже, и восход ее будет невидим; на пятый год снова можно наблюдать утренний восход Сириуса, но уже не в первый день гражданского года, а на второй. Конечно, на это явление древние египтяне должны были обратить внимание, но только тогда, когда стали производиться регулярные наблюдения. Предполагать эти наблюдения в «додинастический», бесписьменный период невозможно, так как они требуют накопления опыта и его фиксации.20

     По  мнению Шолпо Н.А., впервые внимание было обращено на все эти явления, и была установлена связь календаря с Сотисом в Древнем царстве.

     Мемфис, на широте которого только и мог возникнуть календарь, связанный с явлениями Сотиса, разлива Нила и летнего солнцестояния, был в Древнем царстве и политическим, и религиозным, и культурным центром. Как видно выше, что только с V династии слово «год» пишется со знаком солнца, т. е. календарь ставится в связь с астрономическими явлениями. Видно так же, что праздник d.t, как-то несомненно связанный с Сотисом, появляется лишь с V династии. Таким образом, пишет Шолпо Н.А.: «Все факты, приводят нас к V династии. Надо также обратить внимание на то, что V династия характерна своим ярко выраженным солярным культом, что отмечает уже известная легенда папируса Westcar, где цари этой династии оказываются происходящими от самого бога солнца Ра. Этот солярный культ связан, конечно, не только с почитанием солнца, но и с наблюдением за его движением. Многочисленные солнечные храмы, построенные царями этой династии, были не только местом культа, но и астрономическими обсерваториями».21

     Шолпо Н.А. приходит к выводу, что календарь, основанный на астрономических данных, был установлен при V династии.22

     Он  объясняет это тем, что ближайший год Сотиса — 2781 год — был до начала V династии, которая относится ко времени около 2750—2625 гг. Следовательно, начало периода Сотиса не могло наблюдаться, но период d.t мог быть установлен, когда было замечено смещение восхода Сириуса в гражданском календаре. А когда был установлен период d.t, равный 120 годам, конечно, календарь был поставлен в связь с Сотисом.23 Следовательно, Шолпо Н.А. опровергает теорию, предложенную Эд. Мейером, что календарь был введен в год начала периода Сотиса.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующий вывод, что «календарь не был введен ни в 2781 г., ни, тем более, в 4241 г. Календарь существовал еще до того, как стал известен период Сотиса».24 А солнечный календарь появился при V династии, когда  календарь был поставлен в связь с Сотисом. 
 
 

     ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ

     §1. Открытие солнечного года

       В самую раннюю, архаичную эпоху своей цивилизации египтяне, по всей видимости, применяли лунный календарь. Год в нем состоял из двенадцати месяцев, к которым иногда добавлялся тринадцатый месяц. Месяц, в свою очередь, насчитывал 29 или 30 дней. Началом нового месяца в этом календаре считался первый день, в который старая луна переставала быть видимой. Впоследствии лунный календарь стал применяться в Древнем Египте, главным образом, для фиксации времени проведения религиозных праздников. Для светских же целей египтянами был создан искусственный календарь, продолжительность года в котором приблизительно соответствовала времени обращения Земли вокруг солнца и периоду между появлениями при восходе солнца на восточном горизонте неба звезды, называвшейся древними греками Сириусом, а египтянами Сотисом.25

     Египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (α Большого Пса) — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.26

     Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями.27

     Для египтян разливы Нила имели исключительно  большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эмера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила привело к необходимости счета дней в период от одного разлива Нила до другого или, точнее, от одного гелиакического восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей. Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней.28 

     § 2. Календарный год в древнем Египте

     Египетский  календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился  на 12 равных месяцев, каждый из которых  содержал по 30 дней.

     Месяцы  назывались так:  

    1. Тот (Thoth)
     5. Тиби (Tybi)            9. Пахон (Pachons)      
    2.Фаофи (Phaophi)
     6. Мехир (Mechir)            10. Паини (Payni)      
    3.  Атир (Athyr) 
     7. Фаменос (Phamenoth)            11. Эпифи (Epiphi)      
    4. Хояк (Choiak)
     8. Фармуси (Pharmuthi)            12.Мезори (Mesore)

     Большинство месяцев египетского календаря  получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Так, тот — первый месяц года в древнеегипетской религии — был посвящен богу Луны и мудрости; месяц атир был посвящен богине Хатор, фаменот — обожествленному царю Аменофису. Название месяца фармути связано с египетской богиней Эрмуты, пахон — с египетским богом Хонсом  и т. д. Месяц пайни посвящен «празднику долины», а месори посвящен «рождению Солнца».29

     Каждый  месяц делился на три больших  недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Каждая декада символизировалась особым «деканом» — 10-градусным отрезком, на которые была разделена эклиптика, и отсчетом времени по утренним (гелиакическим) появлениям наиболее ярких звезд каждого декана. Кроме деления на месяцы, год был также разделен на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.30

     Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:

     Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою  брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться  ни в один из месяцев и ни в  один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.31

     Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.32

     Дополнительные  пять дней солнечного года, которые  греки впоследствии называли «эпагоменами» (т. е. «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.33

     Весьма  примечательно, что копты и эфиопы, являющиеся прямыми потомками древних  египтян, до настоящего времени сохранили  не только египетский календарь, но и его традиционные праздники, посвященные величественному Нилу. Ежегодно в середине июня «божественная Исида роняет свою слезу в великую реку и творит ее благостный разлив», и народ Эфиопии в ночь на 17 июня торжественно отмечает «праздник Слезы».34 

     § 3. Попытка введения високосного  года. Сотический период

     За  несколько столетий до нашей эры  египетские жрецы уже знали, что  их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.35

Информация о работе Древнеегипетский солнечный календарь