Древнеегипетский солнечный календарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития Древнеегипетского солнечного календаря.

В соответствии с поставленной целью следует выделить следующие задачи: определить время появления календаря в Древнем Египте, рассмотреть процесс становления Древнеегипетского солнечного календаря.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……………………………………………………………………………6

ГЛАВА II. ПРОЦЕС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ………………………………………………….14

§1. Открытие солнечного года………………………………………………….14

§ 2. Календарный год в древнем Египте……………………………………….15

§ 3. Попытка введения високосного года. Сотический период………………17

§ 4. Соотношение календарей египетского и григорианского………………..19

§ 5. Хронология Древнего Египта………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат Египетский солнечный календарь.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

     Долгое  время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь  и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в  дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».36

     Следовательно, здесь впервые содержалось предложение  о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского  года составляла бы 365,25 суток, т. е. в  точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.37

     Так как год египетского календаря  был короче тропического года почти  на 6 часов, то через каждые 4 года гелиакический  восход Сириуса запаздывал на целые  сутки. Через 120 лет ошибка давала целый  лишний месяц. Поэтому и дата солнцестояния по египетскому календарю падала на все более поздние месяцы, а начало года переходило на все более раннее время года: сначала на весну, затем на зиму, осень и снова на лето. Такой кругооборот происходил за 365 × 4 = 1460 лет.38

     За  такой промежуток времени египетских календарных годов насчитывалось  на один год больше, т. е. 1461. С этого  момента начало года опять совпадало с предутренним восходом Сириуса и временем летнего солнцестояния. Таким образом, египетский календарный год по отношению к тропическому году был «блуждающим», переходящим. В позднейшие века истории Египта период в 1461 год получил название сотического, «периода Сотиса» и даже «Великого года».39 

     § 4. Соотношение календарей египетского и григорианского

     Считается, что в давние периоды истории Египта на широте Мемфиса — древней столицы страны — первый восход Сириуса приблизительно приходился на 19 июля, если считать по юлианскому календарю. Но в те времена эта дата почти совпадала с днем летнего солнцестояния. Вследствие прецессии — перемещения точек равноденствия вдоль эклиптики с востока на запад, т. е. навстречу видимому годичному движению Солнца, — в настоящее время, как мы уже знаем, день летнего солнцестояния наступает около 22 июня. Если предстоящий год високосный, то первый день года падает на 12 сентября и все последующие дни смещаются на единицу.40

     В 26 г. до н. э. в Египте начал применяться  улучшенный календарь — коптский, в котором продолжительность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Однако в отличие от юлианского календаря у него другие правила високоса. Високосными годами в этом календаре являются только те, порядковые числа которых при делении на четыре дают в остатке три. Так, к примеру, 1970 год в нашем календаре простой, а в коптском — високосный. В самом деле, перевод года нашей эры в эру Диоклетиана, применяемую в действующем и сейчас в Эфиопии, Египте и Судане коптском календаре и начавшуюся на 283 года позже нашей эры, дает: 1970—283 = 1687. При делении этого года коптского календаря на четыре в остатке получится три. Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой, явился основой для всех дальнейших совершенствований солнечного календаря.41 

     § 5. Хронология Древнего Египта

       Так как за начало египетского  календарного года принималось  1-е тота, являвшееся подвижным  по отношению к нашему календарю, то с летним солнцестоянием оно совпадало не ежегодно, а один раз в 1461 год, т. е. через сотический период.42

     Для установления хронологического соответствия между датировками египетского блуждающего года и датировкой по юлианскому календарю, содержащему в году 365,25 дня, необходимо установить какую-либо опорную дату — время совпадения первого гелиакического восхода Сириуса, т. е. 19 июля по юлианскому календарю, с 1-м тота египетского блуждающего года.43

     Римский писатель Цензорин (III в. и. э.) в 283 г. написал  книгу, которая в значительной части  посвящена вопросам календаря и  хронологии. В ней он указывал, что  совпадение 1-е тота — 19 июля имело место в 140 г. н. э. Следовательно, исходя из даты Цензорина, легко вычислить другие начала периода Сотиса, имевшие место в древние времена. Для этого достаточно последовательно вычитать из даты Цензорина по 1460 лет. Тогда устанавливаем, что годы начала периода Сотиса имели место в 1321 г. до н. э., в 2781 г. до н. э., в 4241 г. до н. э. и т. д.44

     Эти опорные даты, получившие у греков название «апокатастас», т. е. «возвращений на прежнее место», дают возможность  определить год, в котором 19 июля юлианского календаря совпадало с любым  днем «блуждающего» года. Для окончательного выбора дат, которые могут отличаться на 1460 лет, египтологам приходится привлекать всю совокупность исторических и археологических материалов.45

     Решение хронологических задач, относящихся  к Древнему Египту, облегчается тем, что египтологам удалось обнаружить достаточное количество источников, подтверждающих, что в Древнем Египте не было единой эры, а летосчисление велось по годам правления фараонов. Так, первым египетским фараоном считается Менес, царствование которого относится примерно к 3000 г. до н. э.46

     Первый  список фараонов, правда, далеко не полный, был составлен древнеегипетским историком Манефоном, жившим в конце IV — начале III в. до н. э. Этот список вошел в его «Историю Египта». Около 150 г. н. э. появилось великое творение древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (около 87— 165 гг. н. э.) «Альмагест», представлявшее собой астрономическую энциклопедию того времени. В нем был приведен «Канон царей» — таблица, в которой в хронологической последовательности занесены имена царей вавилоно-ассирийских, персидских и македонских (греческих), а также римских императоров. Таблица открывается древневавилонским царем Набонассаром, начало царствования которого относится к 747 г. до н. э., и заканчивается римским императором Антонием Пием (138—161 гг. н. э.). Таким образом, таблица охватывает 907 египетских лет.47

     Следует иметь в виду, что этот канон  составлен в системе египетского  «блуждающего» года продолжительностью в 365 дней. Список правителей составлен  так, что независимо от того, в каком  месяце года началось правление, оно  считается начавшимся в первый день этого года, т. е. 1-е тота.48

     Так как канон Птолемея начинается с  Набонассара, то счет времени начали вести с начала его царствования. Так появилась эра Набонассара  — одна из древнейших эр, в которой  счет велся от реального исторического события. При этом с несомненностью можно установить, что 1-е тота 1-го года Набонассара приходится на среду 26 февраля 747 года до н. э. Эра Набонассара просуществовала до конца третьего столетия н. э.49

     Римские хронологи продолжили канон Птолемея, занося в него годы царствования римских императоров до императора Диоклетиана включительно.

     Зная  общую сумму лет, протекших со времени эры Набонассара до вступления на престол Диоклетиана, можно установить, что 1-й год Диоклетиана соответствует 1032 году эры Набонассара. Этот вывод дает возможность установить второе важное положение для хронологии: 1-е тота 1-го года Диоклетиана приходится на пятницу 29 августа 284 года н. э.

     Эра Диоклетиана имела широкое применение в Египте и восточной части  Римской империи. Она сохранилась до наших дней в церковных календарях коптов и эфиопов.50

     Во  второй главе мы можем проследить процесс становления древнеегипетского солнечного календаря, вначале довольно простого и неточного, а затем, по прошествии нескольких тысячелетий, более совершенного, где благодаря длительным наблюдениям за восходом Сириуса было сделано открытие действительной продолжительности календарного года в 365 дней. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Из  всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

     В настоящее время нельзя точно сказать, когда в Древнем Египте появился календарь.  У египтологов существует множество версий по этому поводу.  Но можно с уверенностью сказать, что именно в Древнем Египте зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

     В данной работе изложена точка зрения Шолпо Н.А. о времени введения календаря в Древнем Египте. По его мнению, Древнеегипетский солнечный календарь был установлен при V династии, которая относится ко времени около 2750—2650 гг. до н.э.

     Наряду с лунным  календарем, который использовался в религиозных целях, египтянами был создан солнечный древнеегипетский календарь для светских целей. Продолжительность года в солнечном календаре приблизительно соответствовала времени обращения Земли вокруг солнца и периоду между появлениями при восходе солнца звезды, называвшейся египтянами Сотисом.

     Первоначально год длился 360 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. Но впоследствии, благодаря длительным наблюдениям, удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов.

     Египтяне  не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Лишь только в 26 г. до н. э. в Египте начал применяться улучшенный календарь — коптский, в котором продолжительность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.

     Поздний египетский календарь очень похож  на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю – первый день месяца тота – соответствует 29 августа.

     Египтяне  не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.

     Солнечный календарь в течение продолжительного времени существования древнеегипетской цивилизации совершенствовался и дополнялся. Древнеегипетский солнечный календарь является прародителем григорианского календаря. Так как, именно Канопский декрет двумя столетиями раньше григорианского календаря определил точную продолжительность года  в 365,25 суток.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. http://naturalhistory.narod.ru/Hronolog/Hronos/Bikerman/Bikerman_2.htm.
  2. Буткевич А.В., Зелинсон М.С. Вечные календари. М., 1984.
  3. Томсинов В.А. Краткая история египтологии. http://tabularium.narod.ru/articles/Toms_01.html
  4. Шолпо Н.А. О времени «введения» календаря в Древнем Египте http://annals.xlegio.ru/egipet/kal_eg.htm

Информация о работе Древнеегипетский солнечный календарь