Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат

Описание

Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.

Работа состоит из  1 файл

Отечественная история.doc

— 999.50 Кб (Скачать документ)

Позднее Владимир успешно  осуществлял этот политический курс. В его правление было завершено объединение восточнославянских территорий под властью Рюриковичей. Ликвидировав большинство племенных княжений, Владимир еще при жизни роздал удельные княжеские престолы на территории Руси своим многочисленным сыновьям. Немалых ратных трудов стоила князю также защита русских границ от печенежских набегов.

Во внутренней политике Владимира основным вопросом стал религиозный. В 980г. он провел религиозную реформу, упорядочившую языческий культ и усилившую влияние жречества. Выделив пять главных языческих богов, Владимир и Добрыня стремились закрепить их почитание по всей Руси, уничтожив местные культы. Однако русский языческий пантеон мало годился для создания организованной религии. Борьба с местными культами не могла быть успешной. В конце концев, Владимир пришел к основательному выводу о необходимости принятия в качестве государственного культа иной, единобожной религии. Это вполне отвечало уровню социального и культурного развития Руси. Во время переговоров с послами булгар и хазар в 986г. Владимиру было ими предложено принять ислам или иудаизм. Но эти варианты религиозной реформы были отвергнуты. Князь обратился к более знакомому для русов христанству. Владимир отверг предложения папских послов принять веру с Запада. Принятие христианства из Византии было пердопределено ее культурным, политическими связями с Русью. Но Владимир не желал подкреплять (как стремилась Империя) религиозную подчиненность политической зависимостью.

Обстоятельства крещения благоприятствовали князю. На основании союзного договора русы оказали Византии помощь против мятежников в Малой Азии. Однако договорные обязательства со стороны Византии не были выполнены. В ответ Владимир совершил победоносный поход на Херсонес в Крыму. Победой князь принудил императоров Византии выдать за него свою сестру Анну, после чего, как супруг христианки, принял крещение. Принятие христианства в таких условиях было непременным атрибутом договора и нисколько не принижало международный статус Руси. Одновременно был взят реванш за Болгарскую войну.

После крещения Владимира  была создана христианская митрополия в Киеве, идолы языческих богов  низвергнуты, народ крещен в водах рек. Христианство стало государственной религией Киевской Руси. Однако и позднее сохранялись серьезные пережитки язычества, так называемое «двоеверие».

Принятие христианства, пришедшего на смену языческим культам, имело огромное позитивное значение для Руси. Оно дало толчок развитию культуры, прежде всего, письменной. Утверждение  нравственных основ христианства сыграло ключевую роль в становлении русской цивилизации. При этом Русь одновременно стала частью православной цивилизации, восприемницей развившейся в Византии восточно-христианской культуры. Принятие христианства имело и политическое значение, включив Русь в сообщество христианских народов Европы. Это в немалой степени способствовало установлению добрососедских отношений между Русью и большинством соседних государств.

После смерти Владимира  в 1015г. разгорелась кровавая и длительная междоусобная война. Она стоила жизни нескольким его наследникам. Первыми погибли от рук подосланных киевским князем Святополком убийц князья Борис Ростовский и Глеб Муромский, не желавшие участвовать в братоубийственной бойне. Эти сыновья Владимира чтутся Церковью как святые мученики, положившие жизни за нравственные идеалы православия. Святополк, прозванный Окаянным, вел ожесточенную борьбу за Киев с Ярославом Владимировичем, княжившим в Новгороде. В ходе этой борьбы Киев в 1018г. был взят и разграблен польскими войсками во главе с Болеславом, союзником Святополка. В 1019г. в битве на реке Альте Святополк, пришедший на брата с печенегами, был окончательно разгромлен.

В Киеве утвердился Ярослав Мудрый (1018-1054). Ему понадобилось еще некоторое время, чтобы сломить других соперников или замириться с ними. Лишь в 1036г. Ярослав стал единовластным правителем Руси.  Ярослав отвоевал Волынь и Червонную Русь, захваченную при Болеславе поляками, а в 1036г. под стенами Киева полностью разбил печенегов. Больше они не беспокоили Русь.

Время правления Ярослава - пора наивысшего культурного, политического и экономического могущества русского государства. Именно при Ярославе оформляется в первоначальной редакции «Русская Правда» и принимается «Церковный Устав». Из культурных достижений эпохи Ярослава надо отметить переводы греческих книг, строительство монументальных Софийских соборов в Киеве и Новгороде. Тогда же возводится киевская крепость – «город Ярослава».

Благодаря династическим бракам и  военно-политическим союзам сфера влияния Руси в Европе охватывала Польшу, Венгрию и Скандинавские королевства. Дочь Ярослава Анна стала женой французского короля. Многочисленные народности Прибалтики и Севера, а отчасти также Поволжья и Северного Кавказа платили Руси дань. Собственно Русь в ту пору включала все восточнославянские территории, а также земли, населенные перечисленными ранее неславянскими племенами.

Усиление Руси вызывало недовольство Византии. Частыми стали нарушения  русско-византийских договоров. Насилие  по отношению к русским купцам со стороны византийцев вызвало поход на Константинополь в 1043г. Военные действия, однако, развивались неудачно для русского флота, и он отступил от византийских берегов. В 1046г. был заключен мирный договор, положивший конец периоду войн между Русью и Византией. Русь подтвердила свою политическую независимость. Дочь императора Константина Мономаха стала женой сына Ярослава Всеволода. Религиозная независимость Руси была впервые провозглашена в 1051г., когда Ярослав поставил митрополитом русского – Илариона, без согласия византийских церковных властей.

Блестящее правление Ярослава стало  достойным завершением истории единой Киевской Руси. К концу его княжения окончательно выявились тенденции к обособлению отдельных русских земель в полусамостоятельные княжества. Раздел Руси между сыновьями Ярослава в 1054г. стал прологом к эпохе феодальной раздробленности Древнерусского государства.

          Социальное развитие русского общества эпохи Киевской Руси не оставляет сомнений в его феодальном характере. Господствующее положение занимает оформившийся класс землевладельцев, включавший князей, бояр, лучших людей (различие между последними двумя терминами постепенно стирается). Их вотчины – наследственные владения включают в себя ранее самостоятельные крестьянские общины. Но подлинно феодальное землевладение на селе, кажется, было распространено только на Юге Руси, и то не повсеместно. На Севере характерны (кроме территории феодальных «республик») зависимость смердов от князя и сохранение значительного (возможно, подавляющего) числа независимых общин полностью лично свободных людей. Кроме того, Русь того времени, в отличие от того же периода в Западной Европе, еще не знала личной (сервильной, крепостнической) зависимости с развитой системой барщины (работы на земле феодала) и оброка (натуральных сборов в пользу феодала). Даже на юге преобладала ограниченная личная зависимость со сбором оброка. Известны и другие формы зависимости (рядович – работник по договору; закуп – работник за долг). Довольно широко применялся в хозяйствах знати труд рабов (холопов и челяди).

В 1054-1132 гг. великокняжеская власть в Киеве, еще довольно сильна, она пытается сопротивляться центробежным тенденциям. Состоявшийся в Любече в 1097г. съезд русских князей принял решение: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым признавалось право князей на сохранение своих наследственных владений.

Владимир II Мономах (1113-1125), внук Ярослава Мудрого, был призван в Киев городской верхушкой из-за своего высокого авторитета, заслуженного победами над половцами. Этим удалось успокоить восставших против произвола ростовщиков горожан, а позже был принят «Устав Владимира», существенно ограничивавший возможности обращения в полное рабство (обельное холопство) за долги. Владимир II – последний из великих правителей Киевской Руси. Ему удалось существенно укрепить внешние позиции государства. Новые победы над кочевниками заставили их отступить от границ Руси и раздвинули сферу влияния Киевского государства до Волги и Кавказских гор. Внутри государства Владимир взял под свой контроль все княжества, кроме окончательно обособившегося Полоцка.

Мстислав I Великий (1125-1132), сын Мономаха, сохранил его завоевания и продолжил его политику. В 1128г. ему удалось завоевать Полоцкую землю. Местные князья были высланы в Византию. Прославили Мстислава и победы в Степи. Однако после его смерти в 1132г. центробежные тенденции на Руси полностью одержали верх. Начался период «феодальной раздробленности».

 

Тема 2. Русские земли в эпоху раздробленности XII - первая половина XVвв. Русь и Орда – проблемы взаимовлияния.

Основными причинами феодальной раздробленности были: 1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева; 4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев; 5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни. В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворить разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде, но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

С 1139г. после смерти сына Владимира  Мономаха Ярополка, Киев стал «яблоком раздора» для различных удельных князей.

В правление Изяслава (1146-1154), сына Мстислава Великого, притязания на Киев выдвинул  его дядя Юрий Долгорукий, правитель Ростово-Суздальской земли. После смерти Изяслава он окончательно завладел Киевом в 1155г., но через два года в 1157г. был отравлен киевскими боярами.

Князь Мстислав II (1157-1169), сын Изяслава II, в своей попытке укрепить великокняжескую власть столкнулся с мощным сопротивлением местных князей. Против Киева объединились суздальские, смоленские и чернигово-северские князья. В 1169г. войска княжеской коалиции взяли и разграбили столицу Киевской Руси. Мстислав II бежал из города. С реальной властью киевского князя над всей Русью было покончено навсегда.

Начался II этап феодальной раздробленности Руси (1169-1240). На этом этапе уже все сильнейшие правители Руси носят титулы великих князей, и киевский князь окончательно становится первым лишь среди нескольких равных. При этом престиж киевского престола приводит к превращению его в яблоко раздора между другими князьями. За Киев соперничают князья смоленские и черниговские. Очень редко на престол претендуют князья владимиро-суздальские. В I половине XIII в. Киев постепенно все более становится связан с Галицко-Волынской землей. Вообще же, каждое княжество развивается вполне самостоятельно.

На территории Южной Руси (современной  Украины, частично Южной России) существуют в то время (помимо Киевского) Черниговское, Галицкое и Волынское великие княжества. В начале XIII века происходит объединение галицких и волынских земель в Галицко-Волынское великое княжество. На Северо-Западе Руси сложились Полоцкое и Смоленское великие княжества. Именно Полоцкая земля приняла на себя первый удар крестоносной агрессии, когда в начале XIII в. немецкие рыцари под предлогом обращения в христианство начали завоевание союзных Руси прибалтийских земель. Выходцы из смоленского княжеского рода сыграли немалую роль в жизни других русских земель. Князь Мстислав Удалой, прославившийся в I трети XIII в. своими победами над немцами в Прибалтике, один из виднейших полководцев Руси и авторитетный политический деятель, был из смоленских князей. Важное географическое положение Смоленской земли на пути из Варяг в Греки способствовало росту ее значения.

Основателем Владимиро-Суздальского великого княжества по праву считается Андрей Боголюбский (1156-1174), сын Юрия Долгорукого. Он закрепил независимость Северо-востока. Один из главных участников похода 1169г. на Киев, он не стал претендовать на киевский престол, сосредоточившись на делах своей земли. Андрей погиб в результате боярского заговора, но его политику по укреплению княжеской власти на Северо-востоке Руси продолжил брат - Всеволод Большое Гнездо (1177-1212). В его правление столицей княжества окончательно стал Владимир на Клязьме. Владимиро-Суздальская Русь приобрела самостоятельный государственно-политический вес, проводила независимую внешнюю политику. После смерти Всеволода Большое Гнездо покоренные им князья Муромо-Рязанской земли стали проявлять самостоятельность, и возникло самостоятельное Рязанское великое княжество.

Особым явлением в истории Древней  Руси стала Новгородская феодальная «республика». Ее история началась в 1136г. восстанием новгородцев против своего князя Всеволода Мстиславича. Князь, обвиненный в пренебрежении интересами новгородцев, был взят под арест, а затем выслан из города. С этого времени новгородцы, четко определив пределы княжеской власти (князь признавался только военным вождем и судебным арбитром по чрезвычайным делам), стали сами выбирать и призывать себе князей из различных ветвей дома Рюриковичей. Особенно возросли самостоятельность и значение Новгорода после 1169г. С 1156г. выборной стала и власть новгородского архиепископа.

Высшей властью в Новгороде  формально обладало вече, превратившееся фактически в собрание боярской олигархии  и отчасти торгово-ремесленной  верхушки. Исполнительную власть возглавлял выбиравшийся сперва пожизненно или на неопределенный срок, затем на фиксированный (но часто изменявшийся срок) посадник из числа знатных бояр. Новгородская система власти была не всегда прочной и часто приводила к конфликтам, тем не менее, она оказалась устойчива и просуществовала почти без изменений до начала XIV в.

Могущество Новгорода основывалось на его экономическом значении. Новгород постепенно стал главным торговым центром Руси. Являясь важнейшим пунктом на пути «из Варяг в Греки», он поддерживал экономические контакты со всей Западной Европой.

Уже в XII в. начинается обособление  на западе Новгородской земли самостоятельной Псковской земли. К началу XIV в. в Пскове складывается феодальная «республика», построенная по новгородским образцам.

В XIII в. русские земли сталкиваются с новой внешней угрозой - монгольским нашествием. Монгольская империя Чингисхана, возникшая в начале XIII в. в глубинах Азии, в неудержимом расширении своих пределов достигла границ Руси. Первое сражение между русскими и «татарами» (так, по одному из монгольских племен, называли монголов на Западе; позднее это слово стало обозначать тюркские, в первую очередь половецкие племена, покоренные монголами) произошло в 1223г. на реке Калке. Объединенные русские и половецкие войска во главе с киевским князем Мстиславом III потерпели поражение. Великий князь погиб. Однако тогда у монголов не хватило сил для вторжения на Русь.

Информация о работе Древнерусское государство