Древний Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:29, контрольная работа

Описание

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

Содержание

Периодизация истории Древнего Китая:
а) царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
б) царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;
в) царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
г) царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Становление Древнего Китая.
Сословно- классовое деление.
Государственный строй.
Местное управление.
Военное положение (армия).
Судебная система (суд).
Право Древнего Китая:
а) источники права;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) регулирование имущественных отношений;
д) судебный процесс.

Работа состоит из  1 файл

Истори зар.стран..docx

— 68.90 Кб (Скачать документ)

     Когда царство Цинь подчинило себе остальные  древнекитайские царства, реформы  Шан Яна были распространены на всю  страну. В империи были произведены  следующие преобразования:

  ›   административное. Территорию разделили  на 36 областей, которые, в свою  очередь, делились на уезды,  уезды - на волости, а волости  - на тин, представлявший собой  низшую административную единицу;

  ›  аграрное. Поощрялось земледелие;

  ›  финансовое;

  ›  военное.

     Каждую  область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской  власти, назначаемые и смещаемые  императором. Твердо установленные  единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских  чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием  знатности стали богатство и  заслуги перед государством.

     В Циньской империи наличествовало специальное  судебное ведомство, что свидетельствует  о выделении судебных функций  из общеадминистративных.

     В качестве высшей судебной инстанции  выступал сам император, кото­рый мог  непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило  за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях  проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением  власти чиновниками. Во главе этого  ведомства стоял тинвэй.

     Провинциальный  судья был одновременно и начальником  тюрем в округе.

     Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами  и крестьянскими восстаниями.

     Постепенно  формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

     В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин  от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную  службу в течение года и месяц  в году служить в ополчении  по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных  границ направлялись провинившиеся  чиновники, пре­ступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу  за долги. 

Государство Хань и падение  Ханьской империи

     Из-за социальных противоречий в империи  Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей  этого восстания, сельский староста Лю Бан.

     Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

  »  Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);

  »  правление Ван Мана (9 - 23 гг. н.  э.) и правление Лю Сюаня, или  Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);

  »   Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

     Лю  Бан, провозгласивший себя императором  Гао-цзу, в начале своего правления  сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые  законы династии Цинь. Однако его реформы  не остановили роста рабовладения и  крупного частного землевладения. Новым  моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной  вооруженной охраной.

     Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что  явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру  центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила  свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с  увеличением числа областей и  уездов. Во главе округов ставились  окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной  администрацией. Области и уезды  возглавляли три назначаемых  из центра чиновника: правитель и  его по­мощники по гражданским и  военным делам. Деятельность местной  ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.

     В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами  классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие  на смену легистам.

     В области землевладения Ван Маном  было сделано следующее:

   - путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;

  - все земли объявлялись царскими;

   - восстанавливалась система общинного землевладения.

В области  рабовладения:

  отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;

  государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.   

     Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены  новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный  процент.

     Однако  все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых  противоречий, к разрушению экономики  страны.

     В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники  которого получили название "краснобровых".

     В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Вос­стание "краснобровых" было подавлено  в конце 27 г. н. э., но страну удалось  объединить только к 37 г. н. э.

     Вернувшись  в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван  Мана. Были сделаны некоторые уступки  крестьянству, отчасти облегчено  налоговое бремя.

     Существенным  изменениям подвергся государственный  аппарат - был создан императорский  совет, высший совещательный орган  при импе­раторе; функции по управлению страной раздели и между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

     Во  второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те  мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими  крупные военачальники, возглавлявшие  различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело  к политическому кризису и  к разрушению хозяйственной системы  страны. В 220 г. единая Ханьская империя  была уничтожена - она распалась  на три самостоятельных царства, период существования которых получил  название Саньго (Троецарствие). 

  История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII —V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).

     Первые  очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать  во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских  племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий  слой родовой аристократии: правитель - ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

     Создание  первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано  с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя  в обожествляемого правителя  иньского царства — вана,  обладавшего  значительной властью, во-вторых, в  образовании административного  аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и  прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

     Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

     Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной  власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные  вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь  местными царьками, удельные правители  сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом  управления. Таким образом, в чжоусском  Китае господствует раздробленность  с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций  гегемона, к поглощению им более  мелких царств,

     Долголетние непрерывные войны привели к  экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие  к объединению страны "без пристрастия  и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются  экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских  царств.

     В истории Древнего Китая V в. до н.э. был  во многих отношениях переломным. В  это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к  объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря  внедрению железных орудий труда  происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных  сооружений, рост сельскохозяйственного  и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное  разложение общинной и утверждение  частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

     Все это приводит к тому, что в последние  века до н.э. в Китае проявляется  противоборство двух тенденций в  развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная  собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь раздробленности, междоусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

     Основы  социальных порядков, государственная  машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без  всяких изменений были перенесены в  Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском  Китае до буржуазной революции 1911—1913 гг. .

     Сословно-классовое  деление в Древнем  Китае. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями:

Информация о работе Древний Китай