Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:29, контрольная работа
Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.
Периодизация истории Древнего Китая:
а) царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
б) царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;
в) царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
г) царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Становление Древнего Китая.
Сословно- классовое деление.
Государственный строй.
Местное управление.
Военное положение (армия).
Судебная система (суд).
Право Древнего Китая:
а) источники права;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) регулирование имущественных отношений;
д) судебный процесс.
а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений;
б) свободными крестьянами-общинниками;
в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.
Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.
Этому соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.
В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.
Разложение
общинной собственности на землю, присвоение
общинной земли (особенно "общественных
полей") знатью, верхушкой чиновничества
приводит в VI, V вв. до н.э. к росту
как крупного, так и мелкокрестьянского
частного землевладения, а вместе с
тем и к увеличению числа безземельных
и малоземельных крестьян, которые
становятся, как правило, арендаторами-издольщиками
на частновладельческих и
Вместе с исчезновением "общественных полей" рента-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.
Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.
Эксплуататорский
социальный слой был также неоднороден.
Он состоял из титулованной знати, из
ранжированного чиновничества и
из незнатных крупных
Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).
Рост
крупного землевладения, сопровождаемого
массовым обезземеливанием общинников-крестьян,
подтачивал основы традиционной системы
эксплуатации податного крестьянства.
Катастрофическое сокращение числа
налогоплательщиков вынуждало государство
с помощью реформ ограждать их
от разорения. В 119 году до н.э., например,
ханьский император Уди издает указ
о конфискации у крупных
Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.
Государственный строй. Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван — первосвященник.
Центром
управления в чжоусском Китае
был двор вана. Двор-цовая система
управления замыкала на дворце всю
деятельность по обслуживанию самого
вана и по управлению государственными
делами. Близко к вану стоял цзай
— управитель, который вместе с
подчиненными ему чиновниками был
глашатаем воли вана внутри дворца,
ведал дворцовыми ремесленниками, следил
за храмами предков вана и пр.
Особое место при дворе занимали
шаньфу (стольники), обслуживающие личные
нужды вана, выполняющие универсальную
и особо доверительную работу
по выполнению его различных административных
и военных поручений. Ряд должностей
был связан с функциями контроля
над государственной
По
образцу двора вана строилось
управление и в автономных уделах.
Администрация в уделах возглавлялась
удельными правителями —
В
циньско-ханьском Китае складываются
централизованные деспотические империи.
Победу централизации в Древнем
Китае можно объяснить рядом
причин, в частности этнической,
духовной, культурной общностью населения
Китая. Не последнюю роль сыграло
и осознание наиболее дальновидными
представителями правящих слоев
Китая необходимости
"Власть
— это то, чем располагает лишь
правитель", — писал Шан Ян,
один из идеологов легизма
и государственный деятель
Шан
Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ,
которые привели к
Политика
легистов в царстве Цинь нанесла
сильный удар главному противнику централизации
— потомственной титулованной аристократии.
По новому положению о рангах знатности
они присваивались не в связи
с аристократическим
Власть
монарха в циньско-ханьском Китае
обожествлялась. Правитель царства
Цинь, объединивший в границах Циньской
империи обширные территории, принял
титул императора (ди). Император
выступал в качестве символа, олицетворения
"связывающего единства" страны.
Важное место в государственном
аппарате занимали органы, которые
были связаны с ритуалом и обрядами,
призванными поддерживать миф о
божественном происхождении "сына Неба".
В руках китайского деспота сосредоточивалась
полнота военной и
Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.
Финансовое
ведомство вместе с военным ведомством
сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в
царстве Лу. Во главе его в Ханьской
империи стоял канцлер (чэпсян),
выполнявший обязанности
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.
Особая
роль отводилась военному ведомству, возглавляемому
тайвэем, к ведению которого относились
комплектование армии, назначение военных
чинов и пр. О его важной роли
свидетельствовало, в частности, то,
что тайвэй наряду с первым министром
(чэн-сяном) и верховным цензором
(юйшидафу) входил в высшую, наиболее
привилегированную категорию
В
империи существовало особое ведомство
обрядов, руководимое верховным
жрецом. Унифицированный ритуал должен
был служить социальному
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.