Древний Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:29, контрольная работа

Описание

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

Содержание

Периодизация истории Древнего Китая:
а) царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
б) царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;
в) царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
г) царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Становление Древнего Китая.
Сословно- классовое деление.
Государственный строй.
Местное управление.
Военное положение (армия).
Судебная система (суд).
Право Древнего Китая:
а) источники права;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) регулирование имущественных отношений;
д) судебный процесс.

Работа состоит из  1 файл

Истори зар.стран..docx

— 68.90 Кб (Скачать документ)

а) привилегированной  правящей родовой аристократией, состоящей  из верховного правителя, его родственников  и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений;

б) свободными крестьянами-общинниками;

в) бесправными  рабами, которые находились в услужении  у представителей знати.

     Правящая  знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

     Этому соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также  на государственные и общественные нужды.

     В связи с дальнейшим развитием  государственного аппарата, усложнением  управленческих функций в чжоусском  Китае формируется еще одно привилегированное  сословие — чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

     Разложение  общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества  приводит в VI, V вв. до н.э. к росту  как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с  тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые  становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных  землях.

     Вместе  с исчезновением "общественных полей" рента-налог в форме отработок  на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у  отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.

Несмотря  на качественный перелом в экономике  в это время, процесс образования  классов в Древнем Китае шел  медленно. Основная эксплуатируемая  масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной  точек зрения. В нее входили  работники, лишенные полностью или  в значительной мере собственности  на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных  безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

     Эксплуататорский  социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и  из незнатных крупных землевладельцев  и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом  отношении, слой непривилегированных  свободных мелких производителей, собственников  средств производства — крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

     Различия  между тремя вышеуказанными общественными  слоями находили выражение и в  праве. "Благородные" противопоставлялись  законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

     Рост  крупного землевладения, сопровождаемого  массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы  эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа  налогоплательщиков вынуждало государство  с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог  на крупные состояния. Еще более  радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята  императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение  земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением  крупных собственников ровно  через три года.

     Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.

     Государственный строй.  Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

     В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит  титул "сына Неба", который "управляется  Небом", его называют "отцом  и матерью" своих подданных. Ван  — первосвященник.

     Центром управления в чжоусском Китае  был двор вана. Двор-цовая система  управления замыкала на дворце всю  деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай  — управитель, который вместе с  подчиненными ему чиновниками был  глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную  и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной  деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".

     По  образцу двора вана строилось  управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась  удельными правителями — чэкухоу,  они опирались на советников и  помощников. Правителей уделов собирал  ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII—VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать  на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

     В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем  Китае можно объяснить рядом  причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения  Китая. Не последнюю роль сыграло  и осознание наиболее дальновидными  представителями правящих слоев  Китая необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в  эпоху Чжаньго идеологии легистов'.

     "Власть  — это то, чем располагает лишь  правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма  и государственный деятель Циньской  империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных  интересы правителя, государства,  казны, была ответом на развитие  частной земельной собственности,  угрожавшей традиционной системе  эксплуатации податного крестьянства.

     Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации  царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием  Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная  купля-продажа земли, введен налог  на землю, который взимался с каждого  землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено  четкое административно-территориальное  деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках,  призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

     Политика  легистов в царстве Цинь нанесла  сильный удар главному противнику централизации  — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности  они присваивались не в связи  с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих  рангов, соответственно которым чиновники  занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга.

     Власть  монарха в циньско-ханьском Китае  обожествлялась. Правитель царства  Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император  выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном  аппарате занимали органы, которые  были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о  божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась  полнота военной и законодательной  власти. Он был высшим судьей, стоял  во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

     Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих  в основе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования  выплачивалась деньгами.

     Центральный аппарат империи включал в  себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой  стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых  обсуждались важные вопросы государственной  жизни.

     По  сравнению с государственным  аппаратом других древневосточных  государств этот аппарат отличался  и многочисленностью, и большим  объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

      Финансовое  ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в  царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян),  выполнявший обязанности первого  министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых  и других поступлений в доход  казны, государственные расходы  и пр.

     Со  временем вместе с усложнением функций  государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных  ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем  Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.

     Финансовое  ведомство осуществляло свои функции  вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые  функции организатора общественных работ.

     Ведомство императорского двора сложилось  в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать  много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые  функции финансового ведомства  и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству  императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В  этом ведомстве существовала должность  особого чиновника (душуйя),  руководящего строительством и эксплуатацией  оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование  оросительными сооружениями для  личных нужд правителя свидетельствует  о том, что верховная собственность  на воду сосредоточивалась в руках  императора.

     Особая  роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем,  к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных  чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу)  входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".

     В империи существовало особое ведомство  обрядов, руководимое верховным  жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания  незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный  жрец осуществлял надзор за созданной  в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования".

     Цензорские  органы возглавлялись верховным  цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители  императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и  на местах. Они были "глазами и  ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных  лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению  императора заговоры и другие государственные  преступления.

Информация о работе Древний Китай