Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:07, контрольная работа
В обществе Древней Руси имело место нерасчлененное, синкретическое единство противостоящих друг другу политических, правовых, культурных ценностей. В этом единстве были элементы диалога, попытки компромисса. Но это единство было временным, постепенно изживавшим себя. Диалогический характер древнерусской культуры был, неустойчивым. Отчасти он был связан с архаической нерасчлененностью представлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчас цельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности к прогрессивному развитию
1.ВВЕДЕНИЕ стр.2
2.Язычество и христианство как основные истоки
Древнерусской культуры стр.4
2.1Язычество
2.2Христианство в Древней Руси
3.Формирование двоеверия. Картина мир человека Древней Руси стр.18
4. Отражение христианской картины мира в литературе,
зодчестве иконописи. стр.23
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.32
6.Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.Язычество и христианство как основные истоки
Древнерусской культуры
2.1Язычество
2.2Христианство в
Древней Руси
3.Формирование двоеверия. Картина мир человека Древней Руси стр.18
4. Отражение христианской картины мира в литературе,
зодчестве иконописи.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.Список литературы
1. Введение
В обществе Древней Руси имело место нерасчлененное, синкретическое единство противостоящих друг другу политических, правовых, культурных ценностей. В этом единстве были элементы диалога, попытки компромисса. Но это единство было временным, постепенно изживавшим себя. Диалогический характер древнерусской культуры был, неустойчивым. Отчасти он был связан с архаической нерасчлененностью представлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчас цельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности к прогрессивному развитию.
Язычество даже в виде
общегосударственного культа племенных
богов, осуществить который пытался
князь Владимир, не могло стать
духовной основой объединения
Это было результатом
взаимодействия архаических, языческих
ценностей русской культуры и
православного отношения к
Конечно, эта тенденция не была единственной. Православие обусловило духовное единство русского народа, и в его условиях доброжелательные отношения стали нормой жизни всего русского общества. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду. Христианская милостыня на века стала нормой жизни общества. Образный строй мышления в православии привел к развитию в России художественной литературы, которая во многом подменила по своей функции рациональную философию, заняла центральное место в культуре и вошла в сокровищницу духовных творений человечества.
Объектом работы является: Культура древней Руси домонгольского периода
(середина IX – начало XIII в.)
Цель моей контрольной работы является: изучение исторической литературы и худ. произведений периода язычества Древней Руси, «двоекультурья» и христианства. А также исследовать картину мира человека Древней Руси.
И влияния культуры Древней Руси и ее влиянии на отечественную культуру последующих эпох .
2.Язычество и христианство как основные истоки древнерусской культуры
2.1Язычество
Языческое мировоззрение земледельцев
Восточной Европы сложилось во II – I тысячелетиях
до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового
века, задолго до возникновения славянских
государств. У древних славян сформировался
культ земли, солнца, дождя, рек, источников,
то есть всего того, что было связано с
производственной деятельностью земледельца.
Зависимость величины урожая не только
от вложенного труда, но и от природных,
прежде всего погодных, условий. От правильного
выбора времени работ особое значение
придавалось годовому сельскохозяйственному
циклу, и подчиняла ему всю жизнь деревенского
хлебопашца. Не располагая научными знаниями
об окружающем мире, причинах погодных
явлений, смены времен года, рождения и
смерти, человек раннего средневековья
находился в плену сложных религиозных,
в частности магических, верований, обожествляя
постоянно повторяющиеся природные явления.
Социальное усложнение общества способствовало
и возникновению разных уровней богов.
Своеобразно было осмысленно суточное
движение солнца, которое днем везли по
небосводу кони, а ночью по подземному
Мировому океану оно плыло в ладье. Солнечные
символы Древней Руси тесно связаны с
конем (коньком) и водоплавающей птицей,
прежде всего с уткой. Их изображение в
прикладном искусстве в виде амулетов
- оберегов часто находят при раскопках
курганов. Вера в существование загробного
мира заставляла вместе с покойником класть
в могилу все то, что могло ему пригодиться,
в том числе жертвенную пищу
Широко и ярко было развито у славян устное народное творчество. В нём можно выделить два жанра: предания и легенды. В древнерусском фольклоре были наиболее распространены исторические предания. Так, именно по устным преданиям мы знаем о ранней истории Руси—вплоть до первой половины правления Владимира Святого. Большинство преданий исторического характера сохранилось до наших дней благодаря летописным источникам «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве». Легенда—созданный устно рассказ, воспринимающийся как достоверный. В отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное.
Нужно заметить, что наряду с устным народным творчеством у древнеславянских народов существовали зачатки письменности, сохранились упоминания о «Чертах и резах» до сих пор непонятной и даже не идентифицируемой точно системе записи. Существует упоминание иностранцев о «русских письменах». Как правило, эти письмена делались на языческих идолах и надгробиях и носили религиозный характер. Всё искусство древних славян и прикладное, устное народное творчество являлись по своему содержанию языческими.
Это, прежде всего, подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних Курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами. Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось «событием», совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или в поселке, а за пределами житейского бытового круга. Древнему земледельцу нужно было, прежде всего, воздействовать на природу, воззвать к ее вегетационной мощи, обратиться к различным священным деревьям, к водным источникам - родникам, к полям в процессе вспашки, сева и вовремя вызревания драгоценного урожая. Общечеловеческим является почитание гор и проведение на них молений особых, обращенных к тому или иному верховному божеству.
Религиозные представления восточных славян.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. Такие святилища изучены на Волхве под Новгородом и в других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено из камня и четырьмя выступами ориентированно по сторонам света. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения. Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы, кудесники, обладающие даром психологического воздействия на людей и составлявшие особый социальный слой. В древности функции культа были соединены с властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество уже отделилось от политической власти, и свидетельства XI в. о языческих выступлениях против князей подтверждают резьбой и яркими красками свои жилища.
Центральное место в
культуре древних славян занимала языческая
религия. Языческая символика
Возникнув в глубокой древности, язычество проходит длительный и интересный путь. Исследователи выделяют три периода в его становлении у восточных славян: господство культа упырей и берегинь; культ Рода как Божества Вселенной, природы и плодородия; культ Перуна, покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства. «Слово об идолах» XII в. также повествует о том, что славяне сначала «клали требы упырям и берегиням», позже начали «трапезу ставити Роду и рожаницам», наконец, стали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши и Вилам». Эта этапность свидетельствует, что язычество — это, прежде всего форма освоения человеком окружающего мира. У восточных славян были деревянные рубленые языческие храмы. Эти святилища не были зданиями с массивными конструкциями и замкнутым пространством. Поскольку боги в представлениях древних славян сохраняли связь с природой и ее явлениями — солнцем, дождем и грозой, водой источников и плодородием земли — поклонение им не требовало отрешенности от мира в замкнутых пространствах, подобных тем, какие создавались в христианских храмах. Обряды совершались в природном окружении, и храм был не вместилищем людей, а центром, отмечавшим место их сбора, где хранились предметы поклонения—изображения божеств. Такая постройка могла иметь сложную, ярко впечатляющую форму и вместе с тем быть прозрачной, легкой.
На первом этапе обожествлялись силы природы. Она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали ему в трудовой деятельности. Славяне поклонялись матери-земле, лесам и рощам. Развиты были водяные культы: вода считались стихией, из которой образовался мир, и люди населяли ее различными божествами (русалками, водяными, морянами и др.), посвящали им праздники. В вере в упырей и берегиней отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем мире действуют злые и добрые духи. Они находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам относили «упырей» — оживающих мертвецов, оборотней, способных нанести живущим на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегини», и люди старались помочь им в этой борьбе посредством произнесения заклинаний и ношения амулетов — оберег, Чтобы умилостивить их, злым духам приносились жертвы.
На втором этапе в
славянском язычестве развиваются
культ предков и
В качестве помощников Рода выступают Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии. Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый урожай. Праздник его отмечался весной и сопровождался играми и плясками. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его празднику, 24 июня, предшествовали «русалии» — торжества, во время которых людей обливали водой, девушек бросали в реки. Этими действиями у Купалы и русалок просили дождей, необходимых для богатого урожая. Вечером 23 июня на высотах зажигали костры, через которые молодежь прыгала попарно. Спускали с гор горящие колеса, стремясь, чтобы они потухли только после того, как коснутся воды. Это символизировало поворот солнца с лета на зиму.
Со временем Род теряет многие из своих функций. По более поздним славянским поверьям, небом стал владеть Сварог, которого стали почитать верховным властителем Вселенной. У Сварога был сын — Сварожич — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела. Слова «вар», «сварка», «варить железо» связаны своими корнями с именами этих божеств. По представлениям славян огонь способен прогнать не только мрак и холод, но и нечистую силу. Поэтому нельзя было на огонь, плевать, бросать в него нечистоты, топтать ногами. Считалось, что в противном случае он может жестоко отомстить. Разводить его следовало в полном молчании, не оглядываясь назад. По поверьям, огонь прогонял и демонов болезней: если возникали эпидемии, то жители вокруг своих сел разводили очистительные костры. Несмотря на то, что славянам с давних пор было известно, как делаются дымоходы, они предпочитали топить свои избы по-черному, веря в очистительную силу огня.
На третьем этапе развития язычества у восточных славян уже появляется бог, удаленный от мира, — существо небесное, глава иерархии богов. Начиная с VI в. Перун вытесняет Сварога на второй план и становится во главе пантеона восточно-славянских божеств. Изначально он считался повелителем грома и молний. В эпоху военной демократии, когда из общей массы славян выделились воины-профессионалы и утвердили свое привилегированное положение в обществе, Перун стал считаться покровителем воинов-дружинников. Славяне полагали, что Перун пускает свои стрелы-молнии из огромного лука-радуги; молниями он рассеивает тучи, оплодотворяет землю дождями, выводит солнце из облаков. С помощью его творческой силы пробуждается вся природа. Зимой Перун лежит в туче-гробу, а весной оживает, раскалывает своими молниями тучу и начинает действовать. Праздник Перуна отмечался 20 июля. В этот день ему приносили жертвы: быка или петуха — птицу, символизировавшую собой счастье и плодородие. Перуну посвящался один из дней недели — четверг. Этот день считался удачным для всякого начинания.