Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:07, контрольная работа
В обществе Древней Руси имело место нерасчлененное, синкретическое единство противостоящих друг другу политических, правовых, культурных ценностей. В этом единстве были элементы диалога, попытки компромисса. Но это единство было временным, постепенно изживавшим себя. Диалогический характер древнерусской культуры был, неустойчивым. Отчасти он был связан с архаической нерасчлененностью представлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчас цельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности к прогрессивному развитию
1.ВВЕДЕНИЕ стр.2
2.Язычество и христианство как основные истоки
Древнерусской культуры стр.4
2.1Язычество
2.2Христианство в Древней Руси
3.Формирование двоеверия. Картина мир человека Древней Руси стр.18
4. Отражение христианской картины мира в литературе,
зодчестве иконописи. стр.23
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.32
6.Список литературы
Синтез славяно-русской
дохристианской культуры с тем
культурным пластом, который
Картина мира периода двоеверия.
Картина мира двоеверия др. Руси состояла из исторических реалий, которые включались в традиционную космологическую (в основе мифологическую – сакральную) картину мира человека. Разделять в этих описаниях традицию и реальность нельзя и механически подчинять их действию « фольклорных законов», суть здесь как раз в переходе фольклора к истории.
Древнерусские источники не оставляют сомнения в такой раздвоенности т.к языческие ритуалы присутствуют в церковных обрядах(например подстриги).Двойственность сохраняется в официальной традиции :князья носили крещальные и скандинавские имена(Рюрик,Олег ,Игорь ).В этот период в государственном быту «Светского начала»создало аксиологическую зону ,которая оказалась неочевидной в силу обостренной полемической направленности древнерусской церковной литературы, обличающей и язычество и иноверие и внецерковные формы культуры как служение бесам.
Государственный и народный быт, князей и общину – вервь, мир – объединяло, прежде всего, право. «Русская правда», основанная на « обычном праве» и записанная на древнерусском языке, а не на старославянском составлялась без участия клирков - отсюда долгое существование обычаев кровной мести, противоречащих церковному учению о жизни как о Божьем даре. С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь был просто главой племенного союза, то теперь его власть была освящена, дарована Богом. Из этого следовало определенное влияние церкви на политическую княжескую власть. Реформа открывала новые возможности для торговли с Византией. Если прежде на торговых площадях заморских стран они были «варварами», «скифами», то отныне в Византии и Европе — уважаемыми единоверцами, что позволяло устанавливать более тесные экономические контакты с Европой.
Рядовые общинники, пока процесс феодализации еще не набрал силу, тоже особенно не страдали. Рабам христианство обещало свободу. В Древней Руси рабство было домашним, рабов не использовали в производстве, но они составляли заметный слой общества. Тогда была довольно широко распространена работорговля. Рабы-славяне очень ценились на невольничьих рынках. Церковь резко выступила против рабства, особенно против работорговли, когда своих соплеменников продавали в «поганые».
Церковь стала основным институтом феодальной культуры Древней Руси. Она играла позитивную роль в развитии русской государственности. Она обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, повлияла на его эволюцию силой церковного суда, рассматривавшего кроме церковных правонарушений и меконфессиональные дела, в сфере семейно-бытовых отношений закрепила моногамный брак.
Христианство не только осуждало полигамию, но и отвергало равенство детей, рожденных от слуг, с детьми законной супруги. Общество сопротивлялось этому новому принципу: сам Владимир, уже, будучи христианином, разделил все поровну между всеми своими детьми, несмотря на то, что которые из них были, по мнению церкви, незаконными. С течением времени этот новый принцип окончательно утвердился на русской земле и русская семья, утратив азиатский характер, сделалась европейской.
Христианство оказало влияние и на другие стороны законодательства. Воровство, убийство, разбой перестали быть частными оскорблениями, которые преследовались потерпевшими лицами или возмещались вирой: они теперь рассматривались как преступления, которые наказывались человеческим правосудием во имя Божие.
Открытые археологами латинские романские ротонды 12 века в Киеве и Смоленске. Боженицы – каноническим типом храма на Руси был византийский крестовокупольный. Но это латинское влияние, особенно ощутимое в пограничной Галицкой земле, свидетельствовало не столько о столкновении, сколько о синтезе традиций. В Галиче ротонда строилась венгерскими мастерами. Этот Греко-романский синтез на Руси заметен в архитектуре храмов св.Софии в Новгороде и в Полоцке. Но ярчайшим образцом романского влияния на древнерусское искусство является белокаменная резьба соборов Владимиро-суздальской Руси 12века. Резьба включает «светские мотивы» относящиеся к архаичному звериному стилю средневековья. Историографический синдром двоеверия заставлял усматривать в образах белокаменной резьбы пережиточные формы славянского культа богини матери, в то время как вся композиция воспроизводила образ Нового Иерусалима.
При общем взгляде на древнерусскую культуру искусство включало в себя романские, славянские, восточные и античные цитаты. Они создавали нейтральную сферу, где был синтез различных традиций и в рамках, которых развивалось «бытовое» декоративно-прикладное искусство и сам быт претерпел изменение. Он стал монастырского образца. Монастырский быт, принесенный на Русь, стал важным общекультурным фактором. Монастырская среда была проводником и «цензором» В процессе усвоения образцов византийской культуры. Самым популярным автором средневековой эпохи были Иоанн Златоуст Григорий Богослов
В древнерусской книжности
отмечалась двойственная роль кирилло-мефодиевской
традиции и церковно-славянского
языка, в связи с этим у людей
исчезла необходимость в
4. Отражение христианской картины мира в литературе, зодчестве, иконописи.
Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Введение христианства способствовало сближению ее с Византией и государствами Западной Европы.
Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира.
Развитие фольклора предшествовало появлению письменной литературы, формировало и определяло ее направленность и художественную особенность. Вершиной устного народного творчества являются былины. Появление этого героического эпического жанра относят к Х в. Большинство сюжетов былин связано со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. В основе былин лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Например, со сватовством норвежского короля Харальда, к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен связан с борьбой с половецкими набегами конца XI, начала XII в. В них в несколько адаптированном к русскому произношению и народному сказочному восприятию встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан — Тугарин Змеевич, Шарукан — Шарк-великан, Кудреван, Сугра-Скурла). Образ князя Владимира Мономаха — инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они выступают под именем монголо-татар, позднее заслонивших собой имена прежних врагов Руси) слился с образом Владимира Святославича.
В эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом ее послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятинич).
В Древней Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа ярчайшие события, имена героев и их подвиги.
В былинах отразилось представление о Руси как о едином государстве. Главная тема — борьба народа с иноземным захватчиками, они проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою Родину. Идеи единства и величия Руси, служения Родине сохранялись в былинах и во времена феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу за свободу Руси, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народно памяти. Значительным культурным переворотом в духовной жизни Руси было введение единой письменности. Русский язык сформировался на основе восточнославянских диалектов. Решающим этапов в формировании древнерусского языка явилось принятие христианства в виде православия. Православная Церковь распространяла богослужебную и житийную литературу. Уже в 80-х гг. X в. были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных книг, жития святых. За тем был осуществлен перевод «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестиднева», повествования о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения, а также «Хроника» Иоанна Малелы со сказанием о троянской войне. Эта литература приходила на Русь из Византии на греческом. Болгарии — на старославянском языках. Письменность старославянского языка — старославянская азбука — была составлена моравскими братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма с добавлением букв коптского и самаритянского алфавитов. Таким образом, в ней удалось учесть специфику славянской речи. Уже в XI—XII вв. древнерусская письменная литература достигла высокого уровня развития. Среди письменных памятников древнерусской культуры ведущее место принадлежит летописи. Летопись — это жанр исторического произведения, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописи обычно начинался словами: «В лето…». Отсюда название «летопись». Однако летописи—это не только записи о том, что произошло в годовом порядке, но и свод тех произведений литературы, которым на данный момент располагал летописец. В летописи сводились исторические повествования, жития святых, различные документы.
Летописание в Древней Руси возникло в XI в. как следствие развивающегося национального самосознания и потребности исторического самоопределения русского народа в той грандиозной картине всемирной истории, которые давали переводные хроники. Поэтому обычно в летописи излагалась русская история от ее начала. Иногда летопись открывалась библейской историей и продолжалась античной, византийской и русской. Летопись;— это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Поэтому летопись можно рассматривать как синкретический памятник средневековой русской культуры. Летописец, создавая собственную историю, никогда не забывает о движении истории и ее мировых масштабах: либо повесть начинается с упоминания о главных событиях мировой истории (как она понималась в средние века: о сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении и т. п.), либо повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории. Так, например, автор «Сказания о Борисе и Глебе», прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира. Летописи же периода усобиц поддерживали идею единства, патриотический настрой за всю Русскую землю. В летописях начала ХIII в. ощущается присутствие страшной беды, будущих «неслыханных ратей», «безбожных», «неизвестного имени». Плач великий, горе и разграбление — темы, которыми завершается период древнерусской литературы домонгольского периода.
Летописные своды носили прикладной характер и полностью зависели от интересов церкви. К началу XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была записана первая летопись, известная под названием «Повесть временных лет», положившая начало длительной традиции в русской культуре и определившая ее самобытность. В этой летописи история славян и Руси рассматривается на фоне всемирной истории, предпринята попытка определить место славян среди других народов, через возведение своих прародителей к потомкам легендарного библейского праведника Ноя. Нестор определяет границы исконно славянских земель и территории ими освоенные. Художественная культура Киевской Руси выросла на византийской почве. Она стала прологом будущей истинно национальной, неповторимой и абсолютно новой, реализованной в Древнем Новгороде и во Владимиро-Суздале культуры. Интенсивная художественная жизнь собственно Киева началась с утверждения православия. Христианство оказало огромное влияние на развитие в XI—XIII вв. культовой архитектуры—храмов и монастырей.
Новым образом мира явилась древнерусская архитектура. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную конструкцию, дополнили ее элементами русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавые и пирамидальность.
Крестово-купольной формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или более столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части — нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера, в апсиде, полукружиями выступающей на внешней стороне, размещаются алтарные помещения. Здесь совершается богослужение и находится главная святыня — престол, на котором, как полагают верующие, таинственно присутствует сам Господь и совершается таинство причащения тела и крови Господней. Поперечное пространство в западной части храма называется нартексом, или притвором. В этой же западной части на втором ярусе располагались хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами (лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой. Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием монументальной живописи. Мозаика киевской Софии, Десятинной церкви, Успенского собора, Киево-Печерского монастыря, фрески киевской Софии, черниговского Спаса и других соборов говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.