Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:50, реферат
Описание хазарской страны. Ландшафты, как и этносы, имеют свою историю. Дельта Волги до III в. не была похожа на ту, которая существует ныне. Тогда по сухой степи среди высоких бэровских бугров струились чистые воды Волги, впадавшие в Каспийское море много южнее, чем впоследствии. Волга тогда была еще мелководна, протекала не по современному руслу, а восточнее: через Ахтубу и Бу-зан и, возможно, впадала в Уральскую западину, соединенную с Каспием узким протоком.
Вот эту систему
русско-татарских отношений, существовавшую
до 1312 г., следует назвать симбиозом.
А потом все изменилось...
Отрицательное отношение
русских политиков и дипломатов
XIII в. к немцам и шведам вовсе не
означало их особой любви к монголам.
Без монголов они обошлись бы с
удовольствием, так же как и без
немцев. Более того. Золотая орда
была так далека от главного улуса
и так слабо связана с ним,
что избавление от татарского «ига»
после смерти Берке-хана и усобицы,
возбужденной темником Ногаем, было несложно.
Но вместо этого русские князья продолжали
ездить кто в Орду, а кто в
ставку Ногая и просить поддержки
друг против друга. Дети Александра, Дмитрий
и Андрей, ввергли страну в жестокую
усобицу, причем Дмитрий держался Ногая,
а Андрей поддерживал Тохту, благодаря
чему выиграл ярлык на великое
княжение.
До тех пор пока
мусульманство в Золотой орде
было одним из терпимых исповедании,
а не индикатором принадлежности
к суперэтносу, отличному от степного,
в котором восточные христиане
составляли большинство населения,
у русских не было повода искать
войны с татарами, как ранее
— с половцами. Татарская политика
на Руси «выражалась в стремлении...
всячески препятствовать консолидации,
поддерживать рознь отдельных политических
групп и княжеств». Именно поэтому
она соответствовала чаяниям
распадавшейся державы, потерявшего
пассионарность этноса. Процесс этот,
как было показано выше, начался
еще в в. и закончился, как мы
знаем из общедоступной истории,
в в., когда наступила эпоха
«собирания» земель. Совершенно очевидно,
что здесь дело было не в слабых
татарских ханах Сарая, а в
новом взрыве пассионарности.
Таким образом, заслуга
Александра Невского заключалась в
том, что он своей дальновидной политикой
уберег зарождавшуюся Россию в инкубационной
фазе ее этногенеза, образно говоря,
«от зачатия до рождения». А после
рождения в 1380 г. на Куликовом поле новой
России ей никакой враг уже не был
страшен.
Сила монголов была
в мобильности. Они могли выиграть
маневренную войну, но не оборонительную.
Поэтому остро встал вопрос: на
кого идти? На папу, в союзе с русскими
и греками, или на халифа, при поддержке
армян и персидских шиитов?
Батый обеспечил
престол Мункэ, тем самым обратив
силы Монголии на Багдад и освободив
от угрозы Западную Европу. Он считал,
что дружба с Александром Невским
надежно защищает его от нападения
с Запада, и был прав. Таким
образом, ход событий сложился в
пользу «христианского мира», но не вследствие
«героического сопротивления
На второй натиск
у монголов не хватило пассионарности,
растраченной в полувековой междоусобной
воине (1259—1301). Итак, походы монголов 1201—1260
гг. есть история пассионарного толчка
или, точнее, энергетического взрыва,
погашенного энтропией. Поэтому
поиски здесь правых и виноватых
или добрых и злых бессмысленны,
как любые моральные оценки природных
процессов. Они только мешают разобраться
в механизмах изменений причинно-