Древняя Русь IX - XII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат

Описание

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.

Содержание

Проблема этногенеза восточных славян (введение)
Образование Древнерусского государства
Государственный и социально – экономический строй Древней Руси в период расцвета
Русские земли в условиях феодальной раздробленности
Внешняя политика Древнерусского государства
Культура Древней (домонгольской) Руси:

1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.

1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.

1.2. Мировая культура. Национальная культура.

1.3. Понятие «субкультура».

1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Массовая культура.

2. Особенности древнерусской культуры.

2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.

2.2. Влияние культур соседних народов.

2.3. Синтетический характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских племен. — Христианская культура Византии.

3. Письменность и образование.

3.1. Проблема дохристианской письменности.

3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.

3.3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граффити.

3.4. Первые школы.

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы.

4.1. Усткор народное творчество.

4.2. Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».

5. Архитектура.

5.1. Деревянное зодчество.

5.2. Каменное строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.

5.3. Особенности русской архитектуры.

5.4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.

6. Изобразительное искусство.

6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.

6.2. Книжная миниатюра.

6.3. Скульптура.

7. Декоративно-прикладное искусство.

8. Музыка.

8.1. Народная музыка. Влияние языческой культуры.

8.2. Богослужебная музыка

7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад по истории.docx

— 67.51 Кб (Скачать документ)
 

Тема: Древняя Русь (IX – первая треть XIII в.)

Содержание

  1. Проблема этногенеза восточных славян (введение)
  2. Образование Древнерусского государства
  3. Государственный и социально – экономический строй Древней Руси в период расцвета
  4. Русские земли в условиях феодальной раздробленности
  5. Внешняя политика Древнерусского государства
  6. Культура Древней (домонгольской) Руси:

    1. Культура  как социальное явление, ее  структура и формы.

    1.2. Понятие  «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.

    1.2.  Мировая культура. Национальная культура.

    1.3. Понятие  «субкультура».

    1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная  культура. — Массовая культура.

    2. Особенности древнерусской культуры.

    2.1. Общие особенности  средневековой культуры; Воздействие  христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.

    2.2. Влияние  культур соседних народов.

    2.3. Синтетический  характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских  племен. — Христианская культура  Византии.

    3.  Письменность и образование.

    3.1. Проблема  дохристианской письменности.

    3.2. Славянская  азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.

    3.3. Распространение  грамотности: Берестяные грамоты.  — Граффити.

    3.4. Первые  школы.

    4. Устное народное  творчество и становление  древнерусской письменной литературы.

    4.1. Усткор народное творчество.

    4.2. Древнерусская  письменная литература: Переводная  литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».

    5.  Архитектура.

    5.1. Деревянное  зодчество.

    5.2. Каменное  строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.

    5.3. Особенности  русской архитектуры.

    5.4. Складывание  местных архитектурных школ  в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.

    6.  Изобразительное искусство.

    6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.

    6.2. Книжная  миниатюра.

    6.3. Скульптура.

    7.  Декоративно-прикладное искусство.

    8.  Музыка.

    8.1. Народная  музыка. Влияние языческой культуры.

    8.2. Богослужебная  музыка

       7. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Проблема  этногенеза восточных  славян (введение)
 

Природной колыбелью восточнославянских народов  и российской государственности  была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.

Древнейшим  хозяйственно – культурным типом  были общества охотников, собирателей  и рыболовов, сохранившиеся на просторах  Сибири от Урала до Тихого океана и  на крайнем севере Восточной Европы.

Древнейшие  описания страны, вплоть до первых столетий нашей эры, не дают упоминания имени  славян. И это неудивительно. Восточные  славяне возникли в результате слияния  так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.

Этим  объясняется тот факт, что при  всей схожести языка и элементов  культуры, с ним связанных, в остальном  между славянскими народами имеются  серьезные различия, даже по антропологическому типу. Это касается не только, например, южных и западных славян, но и  отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.

Из начальной  летописи известно о крупных восточнославянских племенных группах – полянах, живущих на Днепре возле Киева, их соседях – древлянах (столица  Искоростень), словенах, дреговичах, кривичах, северянах, вятичах и т.д.

Это крупные  племенные союзы, образованию которых  непосредственно предшествует возникновение  государства. У каждого из этих союзов было свое «княженье». Это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова. Князьями первоначально  именовались племенные вожди.

«Откуда есть пошла Русская земля» (первые слова исторического труда летописца  Нестора «Повесть временных лет). В историографии по вопросу происхождения  Руси не прекращается борьба. Длительность споров во многом объясняется противоречиями в источниках, обилием домыслов и догадок у самих древних авторов. К примеру, в источниках есть прямые указания на то, что русы – варяги, и столько же прямые свидетельства их славянства. (И. Н. Кузнецов «Отечественная История»). 
 

2.Образование Древнерусского государства

Появление государства у  восточных славян.

Первые  упоминания о Руси.

Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром , греки называли их антами , скифами, сарматами, готские историки – росоманами ( русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.

Вопрос о начале государства Русь породил длинную  дискуссию между норманистами и антинорманистами , в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию , утверждая , что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами ( варягами ) : в середине IX века ( по летописи в 862 году ) по призванию новгородских славян , кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик , которого , по- видимому, призвали для того , чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий , объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.

Оппоненты же яростно  отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов , венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая  от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.

Основание Киева.

Уже к концу V века нашей эры ученые относят  помещенные в русской летописи события , связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен , названного по имени , ставшего позднее столицей древнерусского государства.

Летопись рассказывает , что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата . Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь , был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно , осел со своей дружиной на Дунае , оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега , где и скончался . Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии , которые говорят о том , что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа , бывшее центром полянского союза племен .

История образования  древнейшего города имеет место  во всей истории древнерусского государства . Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.

Образование государства у восточных славян .

К началу VIII века имя Русь стало применяться к  восточным славянам – это говорит  о возникновении государственности  у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь.

Накануне объединения  большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен , объединенный именем « поляне » . Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель . Именно здесь на привольных черноземных землях , в условиях благоприятного климата , на торговой « днепровской » дороге прежде всего сосредотачивалось наибольшее количество населения . Именно здесь развивались и сохранялись древние традиции пашенного земледелия , скотоводства , огородничества , совершенствовались железоделательное , гончарное производство , зарождались другие ремесленные специальности . Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира . Улучшались орудия труда . Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стал плуг , при уборке урожая стали использовать серпы . Каменные и бронзовые орудия ушли в прошлое . С каждым годом расширялись пахотные земли , широко осваивались удобные для земледелия степные и лесостепные земли . Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространяться в славянских землях , заменяя собой подсечное земледелие , которое характеризовалось очищением земли из-под леса , использованием ее до истощения , а потом забрасыванием . Широко стало практиковаться унаваживание почвы . А это делало урожаи более высокими , обеспечение жизни людей более прочным . Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому , что отдельная семья , отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода , сородичей . Единое родовое хозяйство стало распадаться , огромные дома , вмещающие до ста человек , все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам . Общая родовая собственность , общая пахотная земля , угодья стали распадаться на отдельные участки , принадлежащие семьям . Появившееся плуг с железным лемехом , железный топор , лопата , мотыга , лук и стрелы , стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека , отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины .

Теперь она  стала соседской , где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности . Так зарождалось право частного владения , частной собственности , появилась возможность для отдельных сильных семей

Освоить большие  участки земли , получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности , создать определенные их излишки накопления . В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей , старейшин , племенной знати , воинов , окружавших вождей . Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих , углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников . Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда . Сами ремесленники стали селиться там , где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия .

Такими местами  становились , конечно , поселения , расположенные там , где находились святыни , куда прибывало множество людей на поклонение .Это способствовало образованию городов , развитию торговых связей.

Города зарождались  как поселения , которые выполняли единовременно все политические , хозяйственные , религиозные , военные задачи . Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры , объединяя огромные территории между собой , которые приобрели статус государства .

Формирование  Киевской Руси как государства .

Политической  стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств . Оно шло в двух основных формах : в Великой Моравии , на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов ; в Сербии , Хорватии , Словении – в пределах одного союза племенных княжеств . За исключением территорий к югу от Дуная , отнятых славянами у Восточной Римской империи , славянские государства возникли в областях , не входивших в зону античной цивилизации , и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем . Государство восточных славян возникло в IX – X веках . Столицей его стал город Киев . Отсюда повелось название государства – Киевская Русь . Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя , который уже содержал признаки общественного неравенства , будущих классовых отношений . Вожди племени теперь превращались в князей , в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен . Они отмечались богатством , наличием сподвижников и военной поддержки . Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска . Более важную роль играла дружина , лично преданная князю . Она отделялась от племенного ополчения , основной работой которого была война , особенностью-привилегированность в обществе . Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды , которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече . Затем среди людей свободных стали выделять тех , кто должен был им подчиняться – слуг . На низших ступенях общества стояли « холопы » - бедняки общины , неимевшие своих семей и хозяйства . А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » - пленники , занимающиеся принудительным трудом . Таким образом строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную , разветвленную систему , в которой четко различались социальные различия .

Информация о работе Древняя Русь IX - XII века