Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.
Проблема этногенеза восточных славян (введение)
Образование Древнерусского государства
Государственный и социально – экономический строй Древней Руси в период расцвета
Русские земли в условиях феодальной раздробленности
Внешняя политика Древнерусского государства
Культура Древней (домонгольской) Руси:
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских племен. — Христианская культура Византии.
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.
3.3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граффити.
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы.
4.1. Усткор народное творчество.
4.2. Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».
5. Архитектура.
5.1. Деревянное зодчество.
5.2. Каменное строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.
5.3. Особенности русской архитектуры.
5.4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.
6. Изобразительное искусство.
6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.
6.2. Книжная миниатюра.
6.3. Скульптура.
7. Декоративно-прикладное искусство.
8. Музыка.
8.1. Народная музыка. Влияние языческой культуры.
8.2. Богослужебная музыка
7. Список литературы
Тема: Древняя Русь (IX – первая треть XIII в.)
Содержание
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический
характер древнерусской
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.
3.3. Распространение
грамотности: Берестяные
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы.
4.1. Усткор народное творчество.
4.2. Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».
5. Архитектура.
5.1. Деревянное зодчество.
5.2. Каменное
строительство: Строительство
5.3. Особенности русской архитектуры.
5.4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.
6. Изобразительное искусство.
6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.
6.2. Книжная миниатюра.
6.3. Скульптура.
7. Декоративно-прикладное искусство.
8. Музыка.
8.1. Народная музыка. Влияние языческой культуры.
8.2. Богослужебная музыка
7. Список литературы
Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.
Древнейшим хозяйственно – культурным типом были общества охотников, собирателей и рыболовов, сохранившиеся на просторах Сибири от Урала до Тихого океана и на крайнем севере Восточной Европы.
Древнейшие описания страны, вплоть до первых столетий нашей эры, не дают упоминания имени славян. И это неудивительно. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.
Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу. Это касается не только, например, южных и западных славян, но и отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.
Из начальной летописи известно о крупных восточнославянских племенных группах – полянах, живущих на Днепре возле Киева, их соседях – древлянах (столица Искоростень), словенах, дреговичах, кривичах, северянах, вятичах и т.д.
Это крупные племенные союзы, образованию которых непосредственно предшествует возникновение государства. У каждого из этих союзов было свое «княженье». Это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова. Князьями первоначально именовались племенные вожди.
«Откуда
есть пошла Русская земля» (первые
слова исторического труда
2.Образование Древнерусского государства
Появление государства у восточных славян.
Первые упоминания о Руси.
Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром , греки называли их антами , скифами, сарматами, готские историки – росоманами ( русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.
Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между норманистами и антинорманистами , в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию , утверждая , что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами ( варягами ) : в середине IX века ( по летописи в 862 году ) по призванию новгородских славян , кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик , которого , по- видимому, призвали для того , чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий , объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.
Оппоненты же яростно отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов , венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.
Основание Киева.
Уже к концу V века нашей эры ученые относят помещенные в русской летописи события , связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен , названного по имени , ставшего позднее столицей древнерусского государства.
Летопись рассказывает , что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата . Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь , был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно , осел со своей дружиной на Дунае , оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега , где и скончался . Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии , которые говорят о том , что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа , бывшее центром полянского союза племен .
История образования древнейшего города имеет место во всей истории древнерусского государства . Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.
Образование государства у восточных славян .
К началу VIII века
имя Русь стало применяться к
восточным славянам – это говорит
о возникновении
Накануне объединения
большинства восточнославянских племен
под властью Киева здесь
Теперь она стала соседской , где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности . Так зарождалось право частного владения , частной собственности , появилась возможность для отдельных сильных семей
Освоить большие участки земли , получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности , создать определенные их излишки накопления . В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей , старейшин , племенной знати , воинов , окружавших вождей . Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих , углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников . Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда . Сами ремесленники стали селиться там , где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия .
Такими местами становились , конечно , поселения , расположенные там , где находились святыни , куда прибывало множество людей на поклонение .Это способствовало образованию городов , развитию торговых связей.
Города зарождались как поселения , которые выполняли единовременно все политические , хозяйственные , религиозные , военные задачи . Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры , объединяя огромные территории между собой , которые приобрели статус государства .
Формирование Киевской Руси как государства .
Политической
стороной генезиса феодального общества
у славян в VIII – X веках было формирование
средневековых государств . Оно шло
в двух основных формах : в Великой Моравии
, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения
одному союзу племенных княжеств других
союзов ; в Сербии , Хорватии , Словении
– в пределах одного союза племенных княжеств
. За исключением территорий к югу от Дуная
, отнятых славянами у Восточной Римской
империи , славянские государства возникли
в областях , не входивших в зону античной
цивилизации , и феодальные отношения
у них в отличие от Западной Европы складывались
замедленным бессинтезным путем . Государство
восточных славян возникло в IX – X веках
. Столицей его стал город Киев . Отсюда
повелось название государства – Киевская
Русь . Уже в VII- IX веках в нем сложилось
общественное устройство – военная демократия,
которая представляла собой последний
период первобытнообщинного строя , который
уже содержал признаки общественного
неравенства , будущих классовых отношений
. Вожди племени теперь превращались в
князей , в чьих руках концентрировались
управление племенем и союзом племен .
Они отмечались богатством , наличием
сподвижников и военной поддержки . Рядом
с князем выделялся и воевода – предводитель
племенного войска . Более важную роль
играла дружина , лично преданная князю
. Она отделялась от племенного ополчения
, основной работой которого была война
, особенностью-