Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.
Проблема этногенеза восточных славян (введение)
Образование Древнерусского государства
Государственный и социально – экономический строй Древней Руси в период расцвета
Русские земли в условиях феодальной раздробленности
Внешняя политика Древнерусского государства
Культура Древней (домонгольской) Руси:
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских племен. — Христианская культура Византии.
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.
3.3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граффити.
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы.
4.1. Усткор народное творчество.
4.2. Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».
5. Архитектура.
5.1. Деревянное зодчество.
5.2. Каменное строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.
5.3. Особенности русской архитектуры.
5.4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.
6. Изобразительное искусство.
6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.
6.2. Книжная миниатюра.
6.3. Скульптура.
7. Декоративно-прикладное искусство.
8. Музыка.
8.1. Народная музыка. Влияние языческой культуры.
8.2. Богослужебная музыка
7. Список литературы
Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе — «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.
3.3, О распространении грамотности среди различных (в том числе низких) социальных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI в., содержащие бытовые и хозяйственные записи, частные письма, обращения к посадникам, ученические упражнения и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий — граффити.
3.4. Несмотря на относительно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI в. были открыты первые школы. Детей «нарочитых» (знатных) киевлян приказал обучать уже Владимир Святославович. Более трехсот детей готовились к государственной и церковной службе в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте.
Князья и часть
духовенства владели
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы
4.1. Появлению
письменной литературы на Руси
предшествовало развитие
4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ( «Остромирово Евангелие.» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
— Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейший известная нам русская летопись — «Повесть временных лет» — составлена на основе более ранних летописей, не дошедших до нас, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Пе-черского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. С XII в. развивается летописание местных центров.
— Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми)
христианской церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).
— Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра —- торжественное красноречие и нравоцчителное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.).
Слово» — первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, — представляет собой церковно-политический
трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
— Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведении этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в Палестину.
— Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игоревен (вероятно, конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеобразие «Слова» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО. 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижении византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
5. Архитектура
Сохранившиеся
памятники архитектуры
родных умельцев.
5.1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная' в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
5.2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством в византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или боле! столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами! Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балконы, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
• Основными чертами новгородской и псковской архитектуры
были строгость,
простота форм, скупость декоративных
украшений. Особое внимание в этих землях
уделяли строительству
• В конце XII — начале XIII в. наиболее интенсивным было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.
6. Изобразительное искусство
6.1. Древнерусское
изобразительное искусство
• Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византийских мастеров. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
• Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в X—XI вв. Техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерам. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). В отличие от Византии где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.
• Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились в X в. Они были приведены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой была Владимирская Богоматерь — изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI— XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастера-иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а в XII в. сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.
6.2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая».
Древнейшие русские
миниатюры сохранились в «
Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мо-заикой, фреской и ювелирными изделиями.
6.3. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались право-
славной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.
7. Декоративно-прикладное искусство
Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники болеее 100 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.
Народное прикладное
искусство являлось основой для
дальнейшего развития архитектуры,
живописи.
8. Музыка
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
8.1. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.