Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.
Проблема этногенеза восточных славян (введение)
Образование Древнерусского государства
Государственный и социально – экономический строй Древней Руси в период расцвета
Русские земли в условиях феодальной раздробленности
Внешняя политика Древнерусского государства
Культура Древней (домонгольской) Руси:
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских племен. — Христианская культура Византии.
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.
3.3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граффити.
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы.
4.1. Усткор народное творчество.
4.2. Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».
5. Архитектура.
5.1. Деревянное зодчество.
5.2. Каменное строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.
5.3. Особенности русской архитектуры.
5.4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.
6. Изобразительное искусство.
6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.
6.2. Книжная миниатюра.
6.3. Скульптура.
7. Декоративно-прикладное искусство.
8. Музыка.
8.1. Народная музыка. Влияние языческой культуры.
8.2. Богослужебная музыка
7. Список литературы
Феодальная раздробленность
на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением,
связанным с особенностями становления
феодального строя. При всей прогрессивности
этого процесса феодальная раздробленность
имела существенный отрицательный момент:
постоянные усобицы между князьями истощали
силы русских земель, ослабляли их перед
лицом внешней опасности, в частности
перед приближающимся монголо-татарским
нашествием. Хотя некоторые из князей
делали попытки сохранить единое государство,
процесс распада в этот период был необратим.
(Янин В.Л."Новгородская феодальная
вотчина", Козлов Ю.А. "От князя Рюрика
до императора Николая II: станицы управления
государством", Насонов А.Н."Русская
земля и образование территории древнерусского
государства.").
5.Внешняя политика Древнерусского государства
Русско-византийские отношения.
Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944г. В соответствии с договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье города. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой. Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и подчинить своему влиянию. Так, византийский император Никифор Фока пытался воспользоваться русским войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых
Наиболее важным был Переяславец крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии. Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгромили византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Святослава захватили ряд крупных городов и дошли до Адрианополя. Под Адрианополем был заключен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии. Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками. Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за обиду князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Константина Мономаха.
Разгром Хазарского каганата
Соседом Древнерусского
государства являлся Хазарский
каганат, располагавшийся на Нижней Волге
и в Приазовье. Хазары были полукочевым
народом тюркского происхождения. Их столица
Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала
крупным торговым центром. В период расцвета
Хазарского государства некоторые славянские
племена платили хазарам дань. Хазарский
каганат держал в своих руках ключевые
пункты на важнейших торговых путях: устья
Волги и Дона, керченский пролив, переправу
между Волгой и Доном. Установленные там
таможенные пункты собирали значительные
торговые пошлины. Высокие таможенные
платежи отрицательно сказывались на
развитии торговли Древней Руси. Иногда
хазарские каганы (правители государства)
не довольствовались торговыми сборами,
задерживали и грабили русские купеческие
караваны, возвращавшиеся с Каспийского
моря. Во второй половине X в. началась
планомерная борьба русских дружин с Хазарским
каганатом. В 965г. киевский князь Святослав
разгромил Хазарское государство. После
этого Нижний Дон был снова заселен славянами,
и центром этой территории стала бывшая
хазарская крепость Саркел (русское название
Белая Вежа). На берегу Керченского пролива
образовалось русское княжество с центром
в Тмутаракани. Этот город с большим морским
флотом стал форпостом Руси на Черном
море. В конце X в. русские дружины совершили
ряд походов на Каспийское побережье и
в степные районы Кавказа.
Борьба против кочевников
В X и начале XI
вв. на правом и левом берегах Нижнего
Днепра жили кочевые племена печенегов,
которые совершали быстрые и решительные
нападения на русские земли и города. Для
защиты от печенегов русские князья строили
пояса оборонительных сооружений городов-крепостей,
валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях
вокруг Киева относятся ко времени князя
Олега. В 969г. печенеги во главе с князем
Курей осадили Киев. Князь Святослав в
это время находился в Болгарии. Во главе
обороны города встала его мать княгиня
Ольга. Несмотря на тяжелое положение
(отсутствие людей, недостаток воды, пожары),
киевлянам удалось продержаться до прихода
княжеской дружины. Южнее Киева, у города
Родня, Святослав наголову разбил печенегов
и даже взял в плен князя Курю. А три года
спустя во время столкновения с печенегами
в районе днепровских порогов князь Святослав
был убит.Мощная оборонительная линия
на южных рубежах была построена при князе
Владимире Святом. На реках Стунге, Суле,
Десне, и других были построены крепости.
Наиболее крупными были Переяславль и
Белгород. Эти крепости имели постоянные
военные гарнизоны, набранные из дружинников
("лучших людей") разных славянских
племен. Желая привлечь к обороне государства
все силы, князь Владимир набирал
в эти гарнизоны
в основном представителей северных племен:
словен, кривичей, вятичей. После 1136г. печенеги
перестают представлять серьезную угрозу
для Киевского государства. По преданию,
в честь решающей победы над печенегами
князь Ярослав Мудрый возвел Софийский
собор в Киеве. В середине XI в. печенеги
были вытеснены из южнорусских степей
к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными
племенами кипчаков. На Руси их называли
половцами, они заняли Северный Кавказ,
часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы
были очень сильным и серьезным противником,
часто совершали походы на Византию и
Русь. Положение Древнерусского государства
осложнялось еще и тем, что начавшиеся
в это время княжеские усобицы дробили
его силы, а некоторые князья, стремясь
использовать половецкие отряды для захвата
власти, сами приводили врагов на Русь.
Особенно значительна была половецкая
экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие
ханы даже пытались взять Киев. В конце
XI в. были предприняты попытки организовать
общерусские походы против половцев. Во
главе этих походов стоял князь Владимир
Всеволодович Мономах. Русским дружинам
удалось не только отвоевать захваченные
русские города, но нанести половцам удар
на их территории. В 1111г. русскими войсками
была взята столица одного из половецких
племенных образований - город Шарукань
(недалеко от современного Харькова). После
этого часть половцев откочевала на Северный
Кавказ. Однако половецкая опасность не
была ликвидирована. В течение всего XII
в. происходили военные столкновения между
русскими князьями и половецкими ханами.
6.Культура Древней (домонгольской) Руси
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы
Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируете и человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.
1.1. Понятие «культура»
чрезвычайно многозначно. В
• Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.
• Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры. Духовная культура при этом часто имеет материальное воплощение.
• Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или только к духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.
1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо общества образует национальную культуру.
1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т. д.), возникают малые культурные миры — субкультуры (молодежная, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).
1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.
Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных КЛАССОВ (народную).
Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты экономических и политических классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков се уровень и чьим интересам она служит, традиционно различают три ее формы — элитарную, народную и массовую.
• Элитарная, или высокая культура создается представителя-ми наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления этих слоев и предназначена прежде всего для их потребления. Восприятие высокой культуры, как правило, требует определен-то образовательного уровня, но широкие социальные слои также мо-тут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего ровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но в то же время имеет одним из своих и источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т. д.). На высокую культуру значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда направлять ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.
определило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс, для развития культуры в целом.
3. Письменность и образование
3.1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древляне славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских
священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Они использовались для переводов с греческого на древнеболгарский, распространившийся как письменный славянский (ныне — старославянский). Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.
• Глаголица, но мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, и также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей*
никогда — наоборот.
• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками,
похожими на глаголицу, откуда они, вероятно, и были заимствованы (т.е. в кириллице есть заимствования из глаголицы, а наоборот — нст). Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца ТХ в., и потому незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия (Климент Охридский и др.) в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась. На основе кириллицы путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник современный русский алфавит.