Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:46, контрольная работа

Описание

Древняя Русь - далекая и таинственная. Давайте попытаемся заглянуть за века и побольше узнать о наших предках, их суровой жизни, занятиях, верованиях.
С VI века славяне заселяли юго-западный угол Восточно-Европейской (Русской) равнины, Прикарпатье. Отсюда в VII-VIII вв. восточные славяне расселялись по линии Днепр -Волхов, по которой с севера на юг проходил великий торговый путь “из варяг в греки”. Он был стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ ИСТОРИЯ .docx

— 68.13 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Древняя Русь - далекая и  таинственная. Давайте попытаемся заглянуть  за века и побольше узнать о наших предках, их суровой жизни, занятиях, верованиях.

С VI века славяне заселяли юго-западный угол Восточно-Европейской (Русской) равнины, Прикарпатье. Отсюда в VII-VIII вв. восточные славяне расселялись  по линии Днепр -Волхов, по которой с севера на юг проходил великий торговый путь “из варяг в греки”. Он был стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство.

Восточные славяне объединились в единое государство в IX веке. Летописец XII в., монах Киево - Печерского монастыря Нестор связывает образование древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей: Рюрика и его братьев. Важную роль в расширении и укреплении государства сыграли князья: Олег, Игорь и его жена Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Киевская Русь была раннефеодальным  государством. Новые феодальные порядки  сочетались с остатками (пережитками) родового строя. В конце Хв. на Руси официально было введено христианство. В конце XI века появились письменные законы “Русская Правда”, “Правда Ярославичей”.

С 30-х гг. XIIв. начался период феодальной раздробленности, который продолжался до конца XVв. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, наиболее крупными были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика. В XIIIв. на Русь напали монголо-татары, установившие свое господство над ней до XV века.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие проблемы:

- Происхождение и расселение восточных славян.

- занятия и общественный строй, религия восточных славян.

- образование государства  у восточных славян.

- внутренняя и внешняя  политика первых Киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

 

  1. Образование государства - Древняя Русь
    1. Происхождение и расселение восточных славян  в 6 – 8 веках.

 

 

  В Центральной и Восточной  Европе существовали тогда родственные  между собой культуры, занимавшие  довольно обширную территорию. В  этот период еще нельзя выделить  чисто славянскую культуру, она  только начинает складываться  в недрах этой древней культурной  общности, из которой вышли не  только славяне, но и некоторые  другие народы.      

При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро – финнами.         

 По византийским источникам  устанавливается, что к VI в.  н.э. славяне занимали обширные  пространства Центральной и Восточной  Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.    

 Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.     

 «Племена антов и  славян сходны по своему образу  жизни, по своим нравам и  своей любви к свободе», «издавна  живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством,  языческим многобожием и обрядами».  У них много «разнообразного  скота», они «возделывают хлебные  злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали  труд «рабов – военнопленных», но не держали их в бессрочном  рабстве, а по истечении «некоторого  времени отпускали за выкуп»  или предлагали остаться у  себя «на положении свободных  или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства).    

 Таким образом, название  «славяне» появилось в источниках  только в VI в. н.э. В это  время славянский этнос активно  включается в процесс Великого  переселения народов – крупного  миграционного движения, охватившего  Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.     

 Расселение славян  на обширных пространствах Центральной,  Юго-Восточной и Восточной Европы  стало главным содержанием поздней  фазы Великого переселения народов  (VI – VIII вв.). Одна из группировок  славян, расселившаяся в лесостепных  областях Восточной Европы, именовалась  антами (слово иранского либо тюркского происхождения).    

 Вокруг вопроса, какую  территорию занимали славяне  до VI в., продолжают идти дискуссии. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.    

 Правда, В.О.Ключевский  вносил дополнение: с Дуная славяне  попали на Днепр, где оставались  около пяти веков, после чего  в VII в. восточные славяне постепенно  расселились по Русской (Восточно-Европейской)  равнине.    

 Академик Б.А.Рыбаков,  на основании новейших археологических  данных, считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).    

 Таким образом, наиболее  вероятно, что славяне занимали  в первой половине I тысячелетия  н.э. земли от верхней и средней  Вислы до среднего Днепра.  
     Расселение славян происходило по трем основным направлениям:  
        - на юг, на Балканский полуостров; 

- на запад, в Среднее  Подунавье и регион между Одером и Эльбой; 

- на восток и север  по Восточно-Европейской равнине.      

 Соответственно в результате  расселения сформировались три  существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные  славяне. 
     Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке – средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.  
     Расселение у славян совпало с распадом родо – племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.    

 Племенная раздробленность  у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению  уже имелась. Этому способствовала  обстановка эпохи (войны с Византией;  необходимость борьбы с кочевниками  и варварами; еще в III в. по  Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).    

 В этот период начинают  создаваться союзы славянских  племен. Эти союзы включали в  себя 120-150 отдельных племен, имена  которых были уже утрачены.  
     Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками) . 
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг).  

Структура этих общностей  была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).  

У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных  княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.  

 Внутри племен складывается  свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление  о территории.  

 Так, установлено, что  кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.    

 В это время четко  сформировались и другие славянские  племена, или племенные союзы.  Довольно определенно в ряде  случаев прослеживается территория  этих племенных объединений благодаря  особой конструкции курганов, существовавшей  у некоторых славянских народов.  На Оке, в верховьях Дона, по  Угре жили древние вятичи. В  их землях распространяются курганы  особого типа: высокие, с остатками  деревянных оградок внутри. В  этих оградках помещались остатки  трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне – радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

 Различия   между  восточнославянскими   племенами   прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным  было замечено, что височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.  

Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями  Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.  
     Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства.

 

1.2 Семья и род у восточных славян  

 

 

     Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая  семья. Организацией, объединявшей  хозяйства малых семей, служила  соседская (территориальная) община  – вервь.     

 Переход от кровнородственной  общины к соседской произошел  у восточных славян в VI –  VIII вв. Члены верви совместно владели  сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как  правило, поделены между отдельными  крестьянскими хозяйствами.  

Община (мир, вервь) играла большую  роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и  объемом земледельческих работ (которые  мог выполнить только большой  коллектив); необходимостью следить  за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев  в районе Киева). 

Происходили изменения в  общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

 

 

 

  1. Занятия восточных славян

 

 

     Основой хозяйства восточных  славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные  лесные пространства Восточной  Европы, несли с собой земледельческую  культуру.    

 Для сельскохозяйственных  работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.     

 Так, распространено  было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в  результате вырубки и выжигания  землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные  культуры (рожь, овес, ячмень), используя  естественное плодородие почв, усиленное  золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок  забрасывали и осваивали новый,  что требовало усилий всей  общины.     

 В степных районах  применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное  со сжиганием не деревьев, а  ивовых трав.    

 С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в. 
Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки). 
     В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.    

Информация о работе Древняя Русь