Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:46, контрольная работа

Описание

Древняя Русь - далекая и таинственная. Давайте попытаемся заглянуть за века и побольше узнать о наших предках, их суровой жизни, занятиях, верованиях.
С VI века славяне заселяли юго-западный угол Восточно-Европейской (Русской) равнины, Прикарпатье. Отсюда в VII-VIII вв. восточные славяне расселялись по линии Днепр -Волхов, по которой с севера на юг проходил великий торговый путь “из варяг в греки”. Он был стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ ИСТОРИЯ .docx

— 68.13 Кб (Скачать документ)

 Во втором случае  каждый стремился, чтобы выделенные  ему для обработки земли размещались  ближе к городищу. Все удобные  земли считались общей принадлежностью,  оставались неделимыми, обрабатывались  сообща либо делились на равные  участки и через определенный  период времени распределялись  по жребию между отдельными  семьями.    

 В третьем случае  граждане отделялись от городищ,  расчищали и выжигали леса, осваивали  пустоши и образовывали новые  хозяйства.    

 Определенную роль  в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.       

 Развивалось ремесло,  в том числе на профессиональной  основе – кузнечное дело, но  оно в основном было связано  с земледелием. Из болотных  и озерных руд начали производить  железо в примитивных глиняных  горнах (ямах). 
     Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.    

 Хозяйственная жизнь  населения направлялась таким  могучим потоком, как Днепр,  который прорезывает его с  севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

 

    1. Общественное устройство

 

 

     Во главе восточнославянских  союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать – дружину. Князья были и в более мелких общностях – племенных княжествах, входивших в союзы.   Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.    

 С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества.    

 Повесть о начале  Русской земли не помнит, когда  возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.     

 Византийский автор  Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».     

 Скорее всего, речь  здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых  решались важнейшие вопросы жизни  племени, в том числе и выбор  вождей - «военных, предводителей». При  этом в вечевых собраниях участвовали  только мужчины-воины.     

 Арабские источники  говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).     

 Куяба – политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия – объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).    

 Таким образом, в  этот период славяне переживали  последний период общинного строя  – эпоху «военной демократии»,  предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. – Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных – соратников князя.    

 В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.  

 В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.   

 Многие ученые считают,  что именно в то время Русь  выступила на арену международной  жизни в качестве государства.  Есть сведения о договоре между  Русью и Византией после этого  похода и о принятии Аскольдом  и его окружением, дружинниками  христианства. 

 Русские летописцы  начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке.  

 Сам факт пребывания  варяжских дружин на службе  у славянских князей не вызывает  сомнения (служба русским князьям  считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) – из Южной Германии.

 

    1. Религия восточных славян

 

 

     В основе миросозерцания  восточных славян лежало язычество  – обожествление сил природы,  восприятие природного и человеческого  мира как единого целого.     

 Зарождение языческих  культов произошло в глубокой  древности – в эпоху верхнего  палеолита, около 30 тысяч лет  до н.э.     

 С переходом к новым  типам хозяйствования языческие  культы трансформировались, отражая  эволюцию общественной жизни  человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.    

 Самые почитаемые из  языческих богов были Род, Перун  и Волос (Белес); при этом каждая  из общностей имела и своих,  местных богов.     

 Перун являлся богом  молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.     

 В глубокой древности  у славян был широко распространен  культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.  
     Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.  
     В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра. 
     Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться. 

Перун – центральный образ  индоевропейской мифологии –  громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

В языческий пантеон входили  также Волос (Велес) – покровитель  скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.

 Первоначально сохранялись  и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.  
      Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.  В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы.      

 Главой языческого  культа был вождь, а затем  князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах  – капищах, богам приносились  жертвы.

 Языческие верования  определяли духовную жизнь восточных  славян, их нравственность. 
     У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.  
     А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование  государства у славян

 

 

     К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.     

 Так, временем, с которого  восточные славяне входят во  всемирную историю, можно считать  середину IX века – время, когда  появился путь «Из варяг в греки».     

 Нестор в своей Повести  временных лет приводит описание  этого маршрута. 
     «Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.»    

882 г.  традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев. 

Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был  первым актом в драматической  вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).  

Древнерусское государство  возникло благодаря самобытному  политическому творчеству русского народа. 

Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным  нашествиям и грабежам со стороны  степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами  для самообороны и поддержания  порядка.  
     Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.

 Подытоживая сказанное,  отметим, прежде всего, что  период расселения славянских  народов, возникновения у них  классового общества и образования  древнеславянских государств, —  скудно, но все же освещен письменными  источниками.  
     При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.  
     Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение. 

Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и  переход к оседлости на новых  землях привели к появлению восточно – славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.

Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно  возрастала роль промыслов и внешней торговли.   

В новых условиях начался  переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.     

Информация о работе Древняя Русь