Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:46, контрольная работа
Древняя Русь - далекая и таинственная. Давайте попытаемся заглянуть за века и побольше узнать о наших предках, их суровой жизни, занятиях, верованиях.
С VI века славяне заселяли юго-западный угол Восточно-Европейской (Русской) равнины, Прикарпатье. Отсюда в VII-VIII вв. восточные славяне расселялись по линии Днепр -Волхов, по которой с севера на юг проходил великий торговый путь “из варяг в греки”. Он был стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство.
Во втором случае
каждый стремился, чтобы
В третьем случае
граждане отделялись от
Определенную роль
в хозяйстве играли также
Развивалось ремесло,
в том числе на
Особое значение для судеб восточного
славянства будет иметь внешняя торговля,
развивавшаяся как на Балтийско-Волжском
пути, по которому в Европу поступало арабское
серебро, так и на пути «из варяг в греки»,
связывавшим византийский мир через Днепр
с Балтийским регионом.
Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.
Во главе
С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества.
Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.
Византийский автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».
Скорее всего, речь
здесь идет о собраниях (вече)
общинников (мужчин-воинов), на которых
решались важнейшие вопросы
Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).
Куяба – политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия – объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).
Таким образом, в
этот период славяне
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.
Многие ученые считают,
что именно в то время Русь
выступила на арену
Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке.
Сам факт пребывания
варяжских дружин на службе
у славянских князей не
В основе миросозерцания
восточных славян лежало
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым
типам хозяйствования
Самые почитаемые из
языческих богов были Род,
Перун являлся богом
молнии и грозы, Род –
В глубокой древности
у славян был широко
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя и свои пантеоны
богов, у разных племен схожих по типу,
но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает
культ великого Сварога – бога неба –
и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре)
и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает
играть Перун – бог грозы и дождя, «творец
молний», который особенно почитался как
бог войны и оружия в княжеско-дружинной
среде. Перун не являлся главой пантеона
богов, лишь позже, в период формирования
государственности и усиления значения
князя и его дружины, культ Перуна стал
укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.
В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись
и тотемические представления, связанные
с верой в мистическую связь рода с каким-либо
животным, растением или даже предметом.
Деревянные и каменные статуи
богов воздвигались на языческих святилищах
(капищах), где делались жертвоприношения,
в том числе человеческие. Языческие праздники
были тесно связаны с земледельческим
календарем. В организации культа значительную
роль играли языческие жрецы – волхвы.
Главой языческого
культа был вождь, а затем
князь. Во время культовых
Языческие верования
определяли духовную жизнь
У славян так и не появилась мифология,
объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о победе героев над силами
природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала
уровню общественного развития славян.
К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого
восточные славяне входят во
всемирную историю, можно
Нестор в своей Повести
временных лет приводит
«Когда же поляне жили отдельно по горам
этим (имеются в виду днепровские кручи
у Киева), тут был путь из Варяг в Греки
и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра
– волок до Ловати, а по Ловати можно войти
в Ильмень, озеро великое; из того же озера
вытекает Волхов и впадает в озеро великое
Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское... И по тому морю можно плыть
до Рима, а от Рима можно приплыть по тому
морю к Царьграду, а от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает
река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского
леса и течет на юг, а Двина из того же леса
течет и направляется на север и впадает
в море Варяжское. Из того же леса течет
Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Так из Руси
можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы,
и далее на восток пройти в удел Сима, а
по Двине в землю Варягов, а от Варяг до
Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр
впадает устьем в понтийское море; это
море слывет Русским.»
882 г. традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили
родами и общинами, занимаясь сельским
хозяйством, охотой и рыболовством.
Находясь между Европой и Азией,
они подвергались постоянным военным
нашествиям и грабежам со стороны
степных кочевников и северных пиратов,
поэтому сама история вынудила их
выбирать или нанимать князей с дружинами
для самообороны и поддержания
порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной
общины, имеющей профессиональные вооруженные
и управленческие органы, действующие
на постоянной основе, возникло Древнерусское
государство, в основании которого участвовали
два политических начала социального
общежития: 1) единоличное или монархическое
в лице князя и 2) демократическое – представленное
вечевым собранием народа.
Подытоживая сказанное,
отметим, прежде всего, что
период расселения славянских
народов, возникновения у них
классового общества и
При этом более древний период происхождения
древних славян и их первоначального развития
почти совсем лишен достоверных письменных
источников.
Поэтому происхождение древних славян
может быть освещено только лишь на основании
археологических материалов, которые
в данном случае приобретают первостепенное
значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно – славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.