Движение декабристов: нравственное начало в программах и методах действий декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание

Восстание декабристов против самодержавия и крепостничества является важной вехой революционного движения. Движение декабристов оказало огромное влияние на все последующее развитие освободительной борьбы и идеологии. Влияние это можно по-настоящему измерить только тогда, когда русских революционеров 20-х XIX века вполне оценят и как видных деятелей умственного движения своего времени.
Первые русские революционеры –

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава I Возникновение движения, цели декабристов……………………...5
1.1 Россия времен декабристов………………………………………...5
1.2 Формирование мировоззрения декабристов…………………….....7
1.3 Ранние преддекабристские организации ………………….......10
1.4«Южное» и «Северное» общества декабристов………………......11
Глава II Политические программы декабристов преобразования России.15
2.1 Конституция Н. Муравьева………………………………………..15
2.2 «Русская Правда» П.Пестеля……………………………………...17
Глава III Декабрьские восстания 1825, итоги выступлений……………..20
3.1 Междуцарствие и план восстания……………………………….....20
3.2 Мятеж на Сенатской площади, восстание Черниговского полка..21
3.3 Арест, суд и приговор……………………………………………....23
Глава IV Историческое значение восстания декабристов………………....28
4.1 Главные причины поражения……………………………………..28
4.2 Нравственное начало в движении декабристов………………….29
Заключение…………………………………………………………………......32
Список литературы………………………………………………………….....33

Работа состоит из  1 файл

контр по истории.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Потихоньку, из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя 18 в. А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". За эту книгу императрица Екатерина 2 бросила Радищева в тюрьму. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей. На формирование идеологии декабризма оказали влияние идеи французских просветителей, а также русских вольнодумцев XVIII в. (Новиков, Радищев и др.). Сказался и своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIX в. Московском университете и Царскосельском лицее, где учились многие будущие декабристы. Подавляющее большинство декабристов прошло и через увлечение реформаторскими планами начала царствования Александра I, так и через разочарование в «реформаторе на троне». Политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 декабристов - ее участники) и заграничные походы русской армии 1813 - 1815 гг., во время которых они познакомились с социально-политическими изменениями, происходившими в Европе в результате французской революции и наполеоновских войн.[4] Большое влияние на идеологию и тактику декабризма оказало масонство (все лидеры и многие рядовые декабристы были участниками масонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с наполеоновской оккупацией, позже - итальянских карбонариев, греческих этеристов и испанских заговорщиков начала 1820-х гг. Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали - еще в библиотеки дедов и отцов -  произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия - Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтексье. Авторы эти, сами того не ведая, сыграли огромную роль в подготовке Французской революции. Они расшатали и разбили   устои религиозно-политической идеологии старого феодального мира. Возрастал интерес и к антифеодальной литературе сегодняшнего дня. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Те же антифеодальные цели вставали перед мыслящей молодежью России. Освободительная идеология западноевропейских стран уже приковывала их внимание, вызывала жаркие споры. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против ложного положения о якобы "прирожденном" праве дворянина владеть крепостным человеком восстала идея о прирожденном неравенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий. Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать по произволу свои поданными, поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу. В бой с феодальной религией, мистикой суеверием вступала идея верховенства разума и истинного просвещения.[5]

Революционный характер идеологии декабристов определился не сразу, а постепенно. Условия, в которых созрело первое русское революционное движение, были тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более нарастало как в Западной Европе, так и в России после наполеоновских войн. Заграничные походы 1813-1814 гг. явились ускорителем развивающегося идеологического процесса. Побывав в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения, будущие декабристы получили немало материала для размышлений. Когда они вернулись, родина те резче поразила их отсталыми формами жизни - крепостным право и, самодержавным аракчеевским произволом.

 

1.3   Ранние преддекабристские организации

 

Первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения» была создана молодыми дворянскими офицерами в Петербурге в 1816 г. Его возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. Россию надо спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Когда общество оформилось и разработало свой устав (главный автор его - Пестель), оно получило название "Общества истинных и верных сынов Отечества". Само название говорило о желании отмежеваться от "патриотов" другого сорта - не истинных и не верных.

Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединились и вторая: борьба с самодержавием, с абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии. Первое общество было малочисленно - оно состояло из трех десятков членов, главным образом молодых гвардейских офицеров.[6]

Решено было прежде всего написать устав, или "статус", тайного общества. Для "успешного действия нужен порядок и формы", - справедливо полагал Сергей Трубецкой. Для написания устава избрали комиссию в составе Пестеля, Трубецкого, Ильи Долгорукова и Шаховского; последний был секретарем комиссии, но вся основная работа пала на Пестеля - он более всех поработал над первым декабристским уставом.

В уставе “Союза” говорилось, что если царствующий император “не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия”.

"Статус", или устав, первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовывали свое общество. Но из многочисленных свидетельств мы можем составить себе представление о его содержании. Торжественное введение, написанное Ильей Долгоруковым, по-видимому объясняло общую цель тайного Общества истинных и верных сынов Отечества - "подвизаться на пользу общую всеми силами" во имя блага Родины. Для этого нужно было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены тайного общества считали, что необходимо "принудить" царское правительство согласиться на представительное правление. Устав обязывал "елико возможно умножать число членов общества", добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве - как военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве.

“Союз спасения” строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек.

Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию и  представительное правление. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Осуществление этих реформ сделало бы бессмысленным существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят свои усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования.

Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

В 1818 г. в Москве “Союз спасения” был упразднен и вместо него основан “Союз благоденствия” - новая, более широкая по составу, организация. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый “Союз” имел более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение этой задачи отводилось десять лет. Декабристы считали, что решение данной задачи помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.[7]

 

1.4 «Южное» и «Северное» общества декабристов

 

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику.

В 1821 г. в Москве на съезде «Союза благоденствия» было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого «Союза» предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации.

По новому уставу намеревалось создать четыре руководящих центра, названных думами: в Петербурге, Москве, Смоленске и Тульчине. Против Павла Пестеля выступили ряд членов, представителей умеренного крыла общества. Квартира Пестеля в Тульчине стала центром, куда сходились недовольные постановлением съезда. Кабинет Пестеля стал местом рождения в 1821г. Южного общества декабристов. На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило требование республики и подчеркнуло, что тайное общество не уничтожено, действия его продолжаются. Пестель поставил вопросы о цареубийстве и о тактике военной революции, которые были приняты единогласно.

Сразу же за первым заседанием было созвано второе, главным образом посвященное организационным вопросам. Пестель избран был председателем, Юшневский блюстителем общества. Оба избирались и в директорию общества. Третьим членом директории был избран Никита Муравьев. Главное же было в том, что Южное общество, приняв революционный способ действия посредством войск, считало начало военных действий в столице основным требованием успеха. Власть можно было захватить лишь в столице, сломив сопротивление царизма, свергнув его. Но начинать действия на окраине было бы просто бессмысленно. Таким образом, в момент зарождения Южного общества декабристов уже был принципиально решен вопрос о необходимости возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело.

Основным вопросом, разрешенным на втором заседании общества, был вопрос о диктаторской власти избранных начальников. Повиновение избранной директории было принято безоговорочно. В связи с принятием тактики военной революции в общество нужно было привлекать военных, более всего тех, кто командует отдельной воинской частью. После избрания директоров Тульчинская директория «подразделилась на две управы: Васильковскую и Каменскую. Они управлялись: первая – С.Муравьевым, который присоединил к себе впоследствии Михаила Бестужева-Рюмина, вторая – Василием Давыдовым. Полковник Пестель и С.Муравьев были стержнем, на котором вращался весь мятеж Южного общества. Они привлекали многочисленных последователей». Ежегодно в январе, начиная с 1822г., в Киеве собирались съезды Южного общества для обсуждения организационных, тактических и программных вопросов.[8]

В марте – апреле 1821г. возникло Северное общество. Первое время оно состояло из двух групп: первая – группа Никиты Муравьева, который написал свой проект программы и устава нового тайного общества в духе более радикальном, чем постановления Московского съезда 1821 г.; второй была группа Николая Тургенева, которая была солидарна с программой Московского съезда.

Северное общество также имело ряд управ-отделений в гвардейских полках столицы. Во главе общества стояла Дума. В 1823г. помощниками Никиты Муравьева «были сделаны князья Трубецкой и Оболенский». После отъезда Трубецкого в Тверь на его место был избран Кондратий Рылеев. В составе Северного общества находилась и ее Московская управа, в которой видное место занимал И.И. Пущин.

Таким образом, как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного гнета. Росла борьба между европейскими правительствами и народами, т. е. процесс борьбы против феодального строя. В атмосфере этой борьбы и выросли декабристы.

 

 

 

 

 

II   Политические программы декабристов преобразования России

 

2.1 "Русская правда" П. Пестеля

 

В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные, но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем («Русская правда») и Н.М. Муравьевым («Конституция»).

Свой проект Пестель назвал "Русской Правдой" в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь  будущей революции с историческим прошлым русскому народа. Название это он дал своему проекту лишь в 1824 г., раньше не имел названия.

Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Освобождение крестьян без земли, т.е. предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлимым. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде". Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли. Вся обрабатываемая земля в каждой волости (так предполагалось назвать наиболее мелкое административное подразделение) делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя продавать, она идет в общий раздел между желающими заниматься земледелием  и предназначена для производства "необходимого продукта"; вторая является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства "изобилия".

Самодержавие в Росси по проекту Пестеля уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царский дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.

По «Русской правде» Пестеля Россия объявлялась республикой. Все сословия в государстве уничтожались и должны быть слиты "в единое сословие гражданское". Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-то социальными привилегиями. Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось "неоспоримое право" каждого гражданина участвовать в государственных делах. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). В конституции Пестеля отсутствовал какой бы то ни было имущественный ценз.[9]

Информация о работе Движение декабристов: нравственное начало в программах и методах действий декабристов