Движение декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:57, реферат

Описание

Восстание декабристов– одна из самых замечательных страниц русской истории первой половины XIXвека. Это событие глубоко изучено историками, но есть ещё не до конца изученные страницы. Это было первое вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества, организованное лучшими представителями русского общества.

14 декабря 1825 года в Петербурге революционно-настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавие и ликвидации крепостничества «чтобы пробудить спящих россиян», чтобы заявить «сколь вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным… ибо только свобода делает его человеком и развертывает его способности…» /«Манифест к русскому народу»/.

Работа состоит из  1 файл

Движение декабристов.docx

— 88.27 Кб (Скачать документ)

 

Но момент был упущен. Сбор всех восставших войск произошёл  спустя два с лишним часа после  начала восстания. За час до конца  восстания декабристы выбрали нового «диктатора» - князя Оболенского, начальника штаба восстания. Он трижды пытался  созвать военный совет, но было уже  поздно: Николай успел взять инициативу в свои руки. Окружение восставших правительственными войсками, более  чем вчетверо превосходящими восставших по численности, было уже завершено. По подсчётам Г. . абаева, против 3 тыс. восставших солдат было собрано 9 тыс. штыков пехоты, 3 тыс. сабель кавалерии, итого, не считая вызванных позже артиллеристов (36 орудий), не менее 12 тыс. человек. Из-за города было вызвано и остановлено на заставах в качестве резерва ещё 7 тыс. штыков пехоты и 22 эскадрона кавалерии, т.е. 3 тыс. сабель; иначе говоря, в резерве стояло на заставах ещё 10 тыс. человек.

 

Короткий зимний день клонился к вечеру. Уже было 3 часа дня, и  стало заметно темнеть. Николай  боялся наступления темноты. В темноте  народ, скопившийся на площади, повёл  бы себя активнее. Более всего Николай  боялся, как позже сам записал  в своём дневнике, чтобы «волнение  не сообщилось черни». Николай приказал стрелять картечью.

 

Первый залп картечью был  дан выше солдатских рядов - именно по «черни», которая усеяла крышу  Сената и соседних домов. На первый залп восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские  пушки стреляли по толпе, бегущей  вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились  на невский лёд, чтобы перебраться  на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить  солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева  не удалась.

 

К ночи всё было кончено. Царь и его клевреты всячески преуменьшали число убитых, - говорили о 80 трупах, иногда о сотне или двух. Но число  жертв было гораздо значительнее - картечь на близком расстоянии косила людей. По документу чиновника  статистического отделения Министерства юстиции С. Н. Корсакова мы узнаём, что 14 декабря было убито 1271 человек, из них «черни» - 903, малолетних - 19. Солдат и офицеров, пытавшихся скрыться с  площади, арестовывали. Восстание в  Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих  им.

 

В это время на квартире Рылеева собрались декабристы. Это  было их последнее собрание. Они  договорились лишь о том, как держать  себя на допросах. Отчаянию участников не было границ: гибель восстания была очевидна.

 

Через две недели 29 декабря 1825 года С.И. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка. К этому времени уже было известно об арестах и поражении восстания  в Петербурге, но члены Южного общества хотели тем самым показать правительству, что северяне не одиноки и что  вся страна их поддерживает. Но их надежды  не оправдались. Не смотря на поддержку  крестьян, правительству удалось  изолировать Черниговский полк и  через неделю, 3 января 1826 года, он был  расстрелян.

 

К следствию были привлечены около 600 человек. Многих допрашивал лично  сам Николай. Пятерых – П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского–  приговорили к четвертованию, замененному затем повешением. Остальных по степени виновности осудили на каторжные работы, сослали в Сибирь, разжаловали в солдаты. Вплоть до смерти Николая ни один декабрист не получил прощения.

 

Причины поражения и значение движения декабристов

 

Главная причина поражения  дворянских революционеров заключалась  в их классовой ограниченности, узкой  социальной базе движения, «Узок круг этих революционеров, – писал Ленин. – Страшно далеки они от народа »[2] .

 

Классовая ограниченность сказалась  в идейных разногласиях, несогласованности  действий, в нерешительности и  недостаточности революционной  активности в решающий час. План переворота был выработан довольно подробно, но в нем отсутствовала самая  главная, самая действенная сила всякой революции – народ. Это  не сулило успеха. Дворянские революционеры  боялись активности народных масс, которые были на их стороне в день восстания 14 декабря, и не использовали их, боялись, что, соединившись с солдатами, «чернь» перехлестнет через их головы и перейдет к открытому восстанию  и бунту.

 

Несмотря на поражение, движение декабристов имело огромное историческое значение. Оно было первым в России открытым революционным выступлением против самодержавия и крепостничества.

 

Разгромом восстания на Сенатской  площади и революционной вспышки  на юге царизм нанес движению декабристов  сокрушительный удар. Последовавшие  затем аресты и репрессии завершили  победу самодержавия над силами революции. Однако искры революционного свободомыслия, зароненные декабристами, не угасли. Этот подвиг имел огромное агитационное значение и призвал к действию все последующие  поколения русских революционеров. Деятельность дворянских революционеров имела большое значение для развития русской передовой общественно-политической линии. Их антисамодержавные, антикрепостнические идеи позднее поддерживали их преемники.

 

Движение декабристов  оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни  России; на их идеях воспитывалось  целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге. Декабристы были страстными просветителями. Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа. Они отстаивали передовые, методы обучения, приспособленные к детской психологии. Еще до восстания декабристы приняли активное участие в распространении школ для народа по ланкастерской системе обучения, которая преследовала цели массового обучения. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.

 

В своем знаменитом послании в Сибирь А.С. Пушкин писал: «Не пропадет ваш скорбный труд...» Это были пророческие слова. Через многие поколения В.И. Ленин, оценивая движение дворянских революционеров, сделал вывод: «...Их дело не пропало. Декабристы разбудили  Герцена. Герцен развернул революционную  агитацию.

 

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры –  разночинцы, начиная с Чернышевского  и кончая героями «Народной воли»»[3] . Таким образом, дворянские революционеры заложили основы революционного движения в России. И дело их действительно не пропало – они внесли свою лепту в политическое пробуждение народа. Завещанные декабристами лозунги борьбы против самодержавия и крепостного права на долгие годы стали знамением для их преемников в освободительном движение России в XIX веке.

 

Декабристы... Почти все  они были очень молоды. Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. После подавления восстания они начали свой тяжкий путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и в ссылку.

 

Через тридцать лет оставшиеся вернулись с гордо поднятой головой  умирать на родину, пронеся через  годы и десятилетия свою неугасимую ненависть к крепостничеству  и самодержавию.

 

И даже сейчас их подвиг не может  не вызывать законную гордость и восхищение.

 

Список использованной литературы

 

1. «Декабристы в Москве».  Сборник статей. Московский рабочий.  – 1963 г.

 

2. А. Гессен «Во глубине сибирских руд...» – Минск: «Народная Авеста», 1978 г.

 

3. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.В. Наумов, Т.А. Сивохина. «Пособие  по истории СССР для подготовительных  отделений вузов» – М.: «Внешняя  школа», 1988 г.

 

4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История  России. Учебник – М.: «Проспект», 1997 г.

 

5. М. В. Нечкина. Декабристы. - М., 1982

 

6. М. В. Нечкина. День 14 декабря 1825 года. - М., 1985

 

7. Д. Мережковский. 14 декабря. Николай Первый. - М., 1994

 

8. История СССР, 1861-1917гг., Просвещение, 1989г.;

 

9. Литвак, Реформы и революции  в России, Просвещение, 1988г

 

10.В.М. Бокова "Декабристы  и их время" «Декабристы  и их время», сборнике трудов  ГИМа, составитель к.ист.н. В.М. Бокова. - Москва, 1995.

 

[1] «Записки И.Д. Якушкина»

 

[2] В.И. Ленин. Полное  собрание сочинений. Т. 21, стр. 261.

 

[3] В.И. Ленин. Полное  собрание сочинений. Т. 21, стр. 261.

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАНСКАЯ ТЕРЕОРИЯ!!!!

Норманнская теория - (реферат)

 

Дата добавления: март 2006г.

 

    Норманнская теория

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………. 3

    “Призвание варягов”  – легенда или…? ……………………. 4

    Норманисты и антинорманисты……………………………. 5

    Современная ситуация: преодоление крайностей…………8

    Заключение……………………………………………………...11

    Литература…………………………………………………….... 12

    Введение

 

Сегодняшняя Россия занимается осмыслением путей своего развития. Оно связано со сменой точек зрения и даже“концептуальных основ социальных теорий”. [1 Федотова В. Г. “Судьба России в зеркале методологии” // Вопросы философии, 1995, 12, стр. 21] Россия и русские занимаются самоузнаванием: кто мы ? какие? куда мы идем? Это вопрос об идентичности - об источнике норм и поведенческих реакций, о том, “где более общий источник самосознания” [2 Там же , стр. 23], российской государственности. И вопрос о роли варягов в становлении государственности вновь стал актуален. Для Рудольфа Челлена, первым давшим определение“геополитика”, шведа, было совершенно легким делом упомянуть о “поселении викингов на русской земле в IX веке” [3 Озелиус Г. , Чуканов М. Ю. “Отец геополитики о России как великой державе”// Вопросы истории, 1996, №1, стр. 149] , для русской же историографии этот вопрос всегда был камнем преткновения. Сторонники “признания варягов” как факта – норманисты –делают акцент на несамостоятельность развития русской государственности. Антинорманисты всегда говорили, что“призвание варягов” – легенда, а нормандская теория не самостоятельна. [4 Гедеонов С. А. , Варяги и Русь СПб, 1876] Этой полемике более 200 лет. “Исторические бури”то стихали, то бушевали вновь. Я предполагаю в своем реферате представить краткую судьбу нормандской теории, в обобщенной форме показать аргументы спорящих сторон и, может быть, определить и свою точку зрения.

 

    1. “Призвание варягов”  – легенда или …?

 

Вопрос о происхождении  государства (династии) стоит во главе  угла любой раннесредневековой“истории народа”, т. е. историографического сочинения. Для русской историографии таким сочинением была» Повесть временных лет”, “Повесть” содержит “сказания о призвании князей из-за моря”. И само это сказание, а главное - его интерпретация - составляют предмет дискуссий, основу для рождения нормандской теории.

 

Исследователи Мельникова Е. А. и Петрухин В. Я. , сравнивая Лаврентьевскую, Ипатьевскую и Новгородскую летописи, произвели изучение структуры легенды, ее содержания, типа; и пришли к выводу, что легенда о приглашении варягов представляет собой сказание, в котором сочетаются мифопоэтические и исторические (! ) начала; что подобная структура“свойственна раннеисторическим описаниям”, она свидетельствует о лежащем в основе летописного текста историческом факте. [6 Мельникова Е. А. , Петрухин В. Я. , Легенда о “ призвании варягов” и становление древнерусской историографии, стр. 54]

 

    2. Норманны и антинорманы .

 

Итак, в 862 году новгородцы обратились к варягам: “Земля наша велика и  обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить да володеть нами. ” [7 там же , стр. 46] И пришли варяжские князья – “старейший Рюрик, седе на Новгороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля” [8 там же , стр. 47]. С точки зрения Ключевского, “если снять несколько идиллический покров, … перед нами откроется очень простое, даже грубоватое явление”. Какое же? Благодушное приглашение чужаков? – придите, властвуйте? Нет, это “военный найм”, и “военные охранители получали определенный корм за свои услуги”. [9 Ключевский В. О. , Русская история, кн. 1, стр. 119]А затем? Почувствовав свою силу наемники превратились во властителей. В 882 году, через 20 лет, некий Олег, дружинник Рюрика, появляется в Киеве; он погубил земляков своих Аскольда и Дира, а затем правил при малолетнем сыне Рюрика– Игоре (882 – 912). Позиция Ключевского представляется нам достаточно уравновешенной – спокойное признание роли “варяжского элемента”, без накаливания эмоций и страстей. Если Ключевский норманн, то самый здравый. Княжество Киевское “явилось сперва одним из местных варяжских княжеств”. [10 там же, стр. 126]Однако Новгород Ключевский не считал началом Русского государства: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства. Ключевский и название Русь связывает с варягами– Русью называли “ то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья” [11 там же , стр. 145]. А позднее, в 11-12 веках, Русью стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем славяно-русским населением.

 

Итак, если Ключевский норманист, то близко к нему стоит и наш современник Гумилев Лев Николаевич– географ, историк, этнограф – известен своей теорией этногенеза и “ пассионарности ” . Позиция Гумилева более жесткая. Так, читаем: “Существуют различные гипотезы о происхождении русов, которые на разных языках называются по-разному: ружены, росы, руги. ” [12 Гумилев Л. Н. От Руси к России. ,М. ,1992, стр. 27]. Гумилев склонен видеть в них племя древних германцев. По мнению Гумилева, варяг– это “профессия”, т. е. наемный воин, а вот по своему происхождению Рюрик –рус. Рюрик , по мнению Гумилева, захватил Новгород, дружинников посадил в Изборске, “…путем подчинения окрестных славян… он создал свою державу” [13 там же , стр. 30]. В последствии киевляне “ без всякого сопротивления подчинялись новым властителям”. И стиль и позиции Гумилева таковы, что вызывают бурю эмоций. Так, историк-публицист Аполлон Кузьмин–активный, эмоциональный критик норманистов, особенно Гумилева, которого он называл“не слишком добросовестным ученым”, а его теорию – “экстравагантной”, сочинения его – “откровенно аморальной музыкой” [14 Кузьмин А. Г. , К какому храму ищем мы дорогу? – М. , 1989, стр. 247]. Именно Кузьмин говорил в 70- е годы о норманнской теории, как о русофобской, т. е. преисполненной призрения ко всему русскому.

Информация о работе Движение декабристов