Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:11, доклад
В XVIII веке в России происходит ряд изменений во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической и духовной жизни. Экономика, политический строй, структура и функции органов власти, управление и суд, организация армии, сословная структура населения, культура страны и быт народа изменяются.
1.Введение. Постановка проблемы.
2.Обзор источников.
3.Обзор литературы.
4.«Просвещенный абсолютизм» и его идеи в «Наказе».
5.Екатерина о государстве (по «Наказу»).
5.1. Организация государственной власти и политической системы.
5.2. Общие принципы правовой политики.
5.3. Организация судебной системы и уголовного права.
6. Общество. Экономическая и социальная политика.
7.Реализация теоретических идей «Наказа» в политике Екатерины.
8.Заключение.
9.Список использованной литературы.
Московский государственный
им. М.В. Ломоносова
Исторический факультет
Екатерина II о государстве и обществе.
Доклад по истории России
студента 1 курса вечернего отделения
Аксаньян К.Э.
Руководитель семинара:
д.и.н Моряков В.И .
Москва - 2011
План.
1.Введение. Постановка проблемы.
2.Обзор источников.
3.Обзор литературы.
4.«Просвещенный абсолютизм» и его идеи в «Наказе».
5.Екатерина о государстве (по «Наказу»).
5.1. Организация государственной власти и политической системы.
5.2. Общие принципы правовой политики.
5.3. Организация судебной системы и уголовного права.
6. Общество. Экономическая и социальная политика.
7.Реализация теоретических идей «Наказа» в политике Екатерины.
8.Заключение.
9.Список использованной
Введение. Постановка проблемы.
В XVIII веке в России происходит ряд изменений во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической и духовной жизни. Экономика, политический строй, структура и функции органов власти, управление и суд, организация армии, сословная структура населения, культура страны и быт народа изменяются.
Со второй половины XVII века, в политическом строе начинает прослеживаться тенденция к оформлению абсолютизма в России. Неограниченная самодержавная власть царя была законодательно оформлена Уложением 1649 года. Ее укреплению способствовала победа самодержавия над церковью, претендовавшей на самостоятельную политическую роль. Прекращается деятельность Земских соборов, а функции Боярской думы ограничиваются. Вся полнота власти сосредотачивается в руках царя. Отмена местничества способствует консолидации дворянства и боярства в единое сословие. Большое значение в процессе становления абсолютизма имело так же изменение в составе и организации армии. Прослеживается тенденция к созданию постоянной регулярной армии на примере полков иноземного строя и массовым приглашением иностранных военных специалистов. «Процесс становления абсолютизма – длительный и сложный. Его историческими предпосылками были разложение средневековых феодальных сословий, ослабление их политической роли, межсословная и внутрисословная борьба»1
В первой четверти XVIII века происходит окончательное оформление абсолютизма в России. Благодаря реформам Петра решаются масштабные задачи в области внешней и внутренней политики. Территория России значительно возрастает, страна получила выход к морю и вышла из состояния политической и экономической изоляции, превратилась в мировую державу. Развивается внешняя торговля, строится Петербург, который должен был стать «окном в Европу», происходит принятие культурных традиций. Развивается промышленность: резко увеличивается количество мануфактур, развивается металлургическое производство. Создаются регулярная армия и флот. Культура и просвещение активно развиваются в светском направлении. В экономике Петр I последовательно проводил идеи меркантилизма, защищая молодую российскую промышленность. Петр занимался и просветительской жизнью: приглашал иностранных специалистов, отправлял молодых дворян на учебу заграницу, основывал школы. На основании этого некоторые исследователи полагают, что политика Петра I в какой-то мере соответствовала политики «просвещенного абсолютизма», с чем однако нельзя согласиться.
Дальнейшее развитие абсолютизма в России было фактически остановлено на 40 лет. В период дворцовых переворотов частая смена правителей, борьба аристократических группировок, их влияние на политическую жизнь, фактическая независимость гвардии – все это мешало развитиям идей абсолютизма и преобразованиям, начатых Петром.
После своего воцарения, в результате дворцового переворота 1762 года, Екатерина II стремится упрочить свое достаточно шаткое положение. Она подтверждает манифест о вольности дворянства, награждает своих сподвижников, создавая опору из верных себе людей. Она улучшает экономическую базу самодержавия, поддерживая открытие новых мануфактур и промышленный рост, опираясь на указ Елизаветы Петровны об отмене внутренних пошлин, проводит секуляризацию церковных земель, лишая духовенство источников дохода, а значит и политических сил, улучшая положение монастырских крестьян. Однако также обостряются социальные противоречия. Крестьяне протестуют против интенсивной эксплуатации и это выливается в полномасштабную крестьянскую войну – Пугачевщину. Все большую роль начинает играть купечество, что связано с ростом торговли и промышленности. Дворяне, осознав свою силу и влияние на власть, стремится получить новые права и. Пришедшая к власти с помощью дворянства Екатерина II опиралось именно на него, поэтому внутренняя политика была направлена на поддержку и расширение привилегий дворянства. Для обоснования легитимности такой политики Екатерина использует идеи Просвещения. Свои взгляды она наиболее полно представляет в своем наказе. «Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта Нового уложения» стал выражение и провозглашением взглядов императрицы для дворянства.
Таким образом, в XVIII веке Россия следовала общеевропейской тенденции укрепления государственной власти с помощью идей Просвещения, ставя их на службу государству, для создания нового законодательства и в какой-то мере государственной идеологии. В свете этого важно проследить, как эти идеи повлияли на устройство государственной власти и трансформировались в российских условиях, сильно отличающихся от общеевропейских.
В своем докладе я постараюсь ответить на несколько вопросов:
Обзор источников.
В своем докладе я буду опираться на два источника, отражающих идеи «просвеженного абсолютизма».
Основным источником, конечно, стал «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» под редакцией Н.Д. Чечулина, изданный императорской Академией Наук в 1907. «Наказ» был составлении на основании основных европейских сочинений о политике, обществе, праве и философии. Наиболее активно Екатерина II обращалась к труду Ш. Монтескье «О духе законов», который был одним из любимых мыслителей императрицы. Однако при написании «Наказа» императрица использовала произведения многих мыслителей популярных в XVIII веке: 9 и 11 томами «Энциклопедии» Дидро, «Разбор книги о духе законов». д’Аламбера, «Философский словарь» Вольтера. Закончив работу над первоначальной версией «Наказа» императрица ознакомилась с сочинением Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». По этой книге Екатерина составила дополнительный раздел, посвященный уголовному праву и судопроизводству. Императрица также использовала отечественные труды, однако рассуждения её самой составляют лишь малую часть. Заимствованный текст «Наказа» составил «до 80% общего числа статей и до 9/10 по объему текста, в том числе из «Духа законов» - 245 статей, из комментариев Э.Люзана – 20 статей, из книги Беккариа – 106 статей, из «Энциклопедии» - пять статей, из русских законов – одна; 32 статьи также представляют, очевидно, заимствованные тексты, но из источников пока не идентифицированных».2 Из источников были взяты как цитаты, так и общие мысли. Идеи Ш. Монтескье и Ч. Беккариа были использовании Екатериной не в полной мере, некоторые были сильно изменены. Работа над французским текстом «Наказа» была завершена к весне 1766 года, в марте – апреле секретари императрицы (Г.В.Козицкий, С.М.Козмин, Н.Н.Мотонис) перевели его на русский язык, после чего Екатерина редактирует его и вносит некоторые поправки. В это же время «Наказ» читают некоторые приближенные лица, частные замечания которых были учтены при доработке текста. На основании своих ранних размышлений императрица пишет дополнительные разделы о дворянстве, о мещанстве, о городах и существенно меняет статью о крепостничестве. В мае 1766 года «Наказ» был закончен.
Текст «Наказа» состоит из 20 основных
глав, разделенных на 526 статей. Можно
выделить пять разделов: 1) общие положения
об организации государственной
власти и ее значении в обществе
применительно к новым задачам
государственной политики (гл.гл. 1-5,ст.ст.1-38);
2) основы государственного законодательства
и общие начала правовой политики
(гл.гл.6-7, ст.ст.39-79); 3) принципы уголовного
права и судопроизводства (гл.гл.
8-10, ст.ст. 80-250); 4) начала общественной структуры
и вытекающие отсюда задачи сословно-правовой
политики в единстве с хозяйственно-экономической
(гл.гл.11-18, ст.ст. 251-438); 5) теория законодательства
и его техника, а также частные
вопросы правовой реформы (гл.гл. 19-20,
ст.ст. 439-521). Позже, в 1768 году Екатерина
дополнила «Наказ» двумя
«Наказ» не просто выражал взгляды Екатерины II на вопросы государственного и общественного устройства, он стал официальной программой царствования императрицы. Его основной задачей было легитимное обоснование внутренней политики, опирающейся на дворянство и поддерживающей его. Отрывки из «Наказа» цитировались и печатались в школьных учебниках «прописях», держать его на рабочем столе рекомендовали правительственным служащим. Были сделаны переводы «Наказа» на итальянский, латинский, немецкий языки, сам он получил немалую известность и активно обсуждался в ряде европейских держав.
Таким образом, «Наказ» стал актом официального значения, официальным документом политики и доктрины абсолютистского государства,4 затрагивавшим основные вопросы общественной жизни в понимании эпохи «просвещенного абсолютизма».
Вторым моим источником было «Секретнейшее наставление»5 составленное для нового генерал-прокурора князя А.А. Вяземского, ставшего ближайшим сподвижником императрицы. «Наставление» было практической программой, направленной на решение управления и решения задач правовой реформы, которое характеризовало монархическое правление в России как «непреложное условие политической действительности, как основной закон страны, которому необходимо подчинять все прочие политические задачи и решения»6
Обзор литературы.
Эпоха «просвещенного абсолютизма» и личность Екатерины II всегда вызывали большой интерес у историков, начиная с XIX века. Существует огромное количество научной литературы, рассматривающих проблемы эпохи под разными углами зрения и выдвигающих множество различных теорий.
«Наказ» отражал идеологию абсолютизма с позиции верховной власти, поэтому политические и социальные вопросы рассматривались через призму сохранения прав самодержавия. Ради этого была привлечена широкая доказательная база, а проработка принципов была теоретически обоснована. Именно поэтому «Наказ» стал важным событием в общественной жизни и получил множество оценок от современников.
Личность Екатерины II не могла не интересовать крупнейших российских историков XIX века: Ключевского В.О. и С.Ф. Платонова. Последний придерживался той точки зрения, что первоначальная либеральная версия «Наказа» была жестоко отредактирована придворным окружением императрицы, от которого она завесила и как её личные либеральные взгляды отличались от высказанных официально.7
В дореволюционной историографии внимание было сконцентрировано на личности самой императрицы и на тех политических идеях, из которых Екатерина черпала идеи для «Наказа», так как считалось, что политические идеи её труда полностью совпадают с идеями просветителей.
Крупнейшим исследователем «Наказа» был Н.Д.Чечулин, который в своей статье «Об источниках «Наказа» выделяет количество заимствованного текста в «Наказе», что позволяет проследить, что было заимствованно и процитировано у европейских Просветителей, а что было переработано и переосмыслено.
Советская историография рассматривала «Наказ» в общем ключе изучения политики «Просвещенного абсолютизма», поэтому больше внимания историки стали уделять политической борьбе, соотношению идей, высказанных в «Наказе» и реальной проводимой политике, обсуждению вопросов классовой борьбы. Ставится вопрос об определении понятия «просвещенный абсолютизм».
К таким трудам можно отнести целый ряд работ, например И.А.Федосов в статье «Абсолютизм» рассматривает «просвещенный абсолютизм» как один из этапов эволюции абсолютизма. Для этой политики характерны преобразования в области управления и суда. Внимание к установлению «твердого основания законов» для «всеобщего благоденствия».
Так же следует обратить внимание на труд О.А.Омельченко «Законная монархия» Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России». В работе уделяется особое внимание внутренней политике и изменениям в государственном управлении во время правления Екатерины II. Особенно ценно, что автор рассматривает вопросы правовой политики и законодательную деятельность, а в свете этого уделяет много внимания «Наказу», рассматривает идеи и историю его создания.
Отмечу, так же статьи В.И.Морякова «Политические и социальные идеи консерватизма в «Наказе» Екатерины II» и «Екатерина II – просветитель или консерватор?». В последней, что особенно важно, проводится анализ существующих точек зрения на политику Екатерины II.