Екатерина II о государстве и обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:11, доклад

Описание

В XVIII веке в России происходит ряд изменений во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической и духовной жизни. Экономика, политический строй, структура и функции органов власти, управление и суд, организация армии, сословная структура населения, культура страны и быт народа изменяются.

Содержание

1.Введение. Постановка проблемы.
2.Обзор источников.
3.Обзор литературы.
4.«Просвещенный абсолютизм» и его идеи в «Наказе».
5.Екатерина о государстве (по «Наказу»).
5.1. Организация государственной власти и политической системы.
5.2. Общие принципы правовой политики.
5.3. Организация судебной системы и уголовного права.
6. Общество. Экономическая и социальная политика.
7.Реализация теоретических идей «Наказа» в политике Екатерины.
8.Заключение.
9.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

екатерина..docx

— 61.04 Кб (Скачать документ)

Следующая работа, на которую стоит  обратить внимание, монография Исабель де Мадериаги «Россия в эпоху Екатерины Великой», в которой подробно описывается экономическая ситуация и реформы императрицы и прослеживается их связь с «Наказом», а так же приводятся доводы в поддержку либеральных настроений императрицы.

Использовалась так же современная  работа Каменского А.Б. «От Петра  до Павла. Реформы в России XVIIIв.». Автор сравнивает множество существующих точек зрения на деятельность Екатерины II и уделяет внимание на использование идей «Наказа» во внутренней политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Просвещенный абсолютизм»  и его идеи в «Наказе»

Процесс становления абсолютизма  характеризуется несколькими наиболее важными факторами: разложением  феодальных отношений и сословий, ослабление политической роли крупных землевладельцев, усиление и законодательное закрепление неограниченной власти царя, изменение в составе и организации армии, развитие среднего производства – мануфактур, ослаблении политической роли церкви,  культурные изменения и новшества. Процесс становления абсолютизма происходил неравномерно. Об его утверждении можно говорить, начиная с первой четверти XVIII века, и просуществовал он до второй половины XIX века неизменяемым по своей сути. Можно выделить 3 периода становления абсолютизма в России:

  1. Первая четверть XVIII в. – утверждение и оформление абсолютизма
  2. Вторая половина XVIII в.- начало XIX в. – «просвещенный абсолютизм»
  3. 1815 – 1861 гг. -  завершение развития абсолютизма и превращение его в тормоз политического прогресса.8

«Просвещенный абсолютизм» в России следует рассматривать в контексте  общеевропейской тенденции, где  эта политика существовала на протяжении XVIII века в ряде государств Европы вплоть до Великой французской революции, которая изменила доктрину абсолютизма не только во Франции и заставила монархов прислушаться к идеям просветителей.

Идеи  просвещения стали возникать  на почве изменений в экономике  и производстве. Феодализм, как экономическая модель, устарел и не отвечал требованиям времени, в связи с возросшей производительностью труда, организацией крупных производств и развитием торговли. Поэтому возникла необходимость изменения политического строя. На этой волне происходит ряд революций, ставивших целью избавиться от сдерживающей силы феодального устройства. Все это привело к складыванию нового класса – буржуазии. Появляется новое мерило успеха – разум и богатство заработанное, а не наследованное. Буржуазия, будучи новым и прогрессивным классом, противостояла традиционным феодальным землевладельцам и, по сути, не имел политических прав и гарантий.

Просветители действовали на волне  изменения культурных ценностей  и  мировоззрения людей, во многом формируя их. Они требовали прав и личных свобод для просто народа, возможность населению участвовать  в политической жизни, гражданского равенства. Монархи, как властители традиционно опирающиеся на феодальное дворянство, должны были реагировать на эти новые веянья. Вынужденные, мериться с ними, абсолютные монархи старались приспособиться под новые условия и адаптировать традиционную феодальную систему под изменившиеся условия. Они поставили себе на службу идеи умеренных просветителей, надеясь тем самым упрочить свое положение и найти новую политическую опору в своей власти. Таким образом, идеи Просвещения ставились на службу государству. Одним из таких монархов и была Екатерина. При вступлении на престол она уже имела представление о государственном устройстве, основанное на умеренных идеях просвещения. Эти идеи она отразила в своем «Наказе».

Идеал государственного устройства для  Екатерины II – это централизация, неограниченная монархия, где органы власти действуют на основе «непреложных» законов9.

Екатерина II отчетливо понимала необходимость реорганизации законодательства, о чем писала ещё в «Наставлении»: «законы требуют поправления»10. Сама идея создания «Наказа» для обоснования законности своей власти и обоснования её основных доктрин на теоретическом уровне вполне соответствовала политике «просвещенного абсолютизма».

Организация государственной  власти и политической системы.

Основной политической идеей «Наказа» становится мысль о необходимости самодержавия,  «Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно»11. Екатерина II прямо утверждает, что только самодержавный монарх может править таким большим государством, как Россия (ст.9). Причина такого подхода проста – положение Екатерины после вступления на престол было шатким и таким образом она пыталась доказать легитимность и непреложность именно своей власти. Та же мысль отчетливо прослеживается в «Наставлении». Отход от этого принципа будет губителен для страны, считала Екатерина. Однако, в соответствии с идеями «Просвещенного абсолютизма», Екатерина провозглашала главной и единственной заботой монарха «сделать счастливым» свой народ. Основной опорой режима провозглашался народ, который доверяет управление страной в руки просвещенного и мудрого монарха. «Власть без доверенности народа ничего не значит»  пишет Екатерина.  Монарх же, обличенной властью по доверию, но не принуждению, должен заботиться о своих подданных, защищать их интересы, которые не чужды самодержавному правителю, словом направлять весь народ «к получению самого большого ото всех добра» (ст. 13).

Рассуждения о «всеобщем благе» совпадают с основными мыслями  идеологов абсолютизма, что монарх олицетворяет государство, управляет  подданными через различные органы государственного управления и обеспечивает благо подданных. О них в «Наказе» говорится особо. Основная функция  органов государственного управления кодификация и редактирование законов  правителя, докладывать ему о  том, что «указ противен Уложению, что он вреден тем, что нельзя по оному исполнить…»( ст. 21,24). В «Наказе» о системе государственного управления говорится, что для управления обществом  необходимы  «средние власти», которые  подчинены верховной власти и  составляют «существо правления». Также  важной чертой «просвещенного абсолютизма» является идея о разделение властей. Очевидно, назрело понимание того, что эффективное управление государством возможно только в этом случае. На основании этих идей происходила централизация аппарата управления, укрепления и построение четкой иерархии центральных и местных органов власти, что повышало контроль и вело к усилению власти монарха.

Ещё одной основной идей «Наказа» является  равенство, прежде всего  перед законом. Законы - твердое «основание державы» (ст. 20), основная задача которых  в «предохранении безопасности каждого  гражданина».  Поэтому Екатерина  II уделяет столько внимания законам, их составлению и исполнению. Равенство, по «Наказу», это равенство всех «граждан» перед законом, которым они подчиняются,  вне зависимости от их финансового состояния и общественного положения. Таким образом, представляется, что равенство и вольности рассматриваются с позиции обязанности государству и монарху, и, по мнению императрицы, в этом основа стабильности общества и государства. «Вольность есть право делать то, что законы дозволяют» (ст.38) пишет императрица.

Этот вывод ещё раз подтверждает тезис о том, что Екатерина  II была консервативным монархом, уверенным в необходимости самодержавия в России как единственной правильной формы правления, однако использовавшим либеральные идеи для укрепления своей власти.

 

 

 

 

Общие принципы правовой политики.

Особое внимание императрица уделяет  правовой политике, так как именно она основа державы. Общество должно жить по государственным законам, перед  которыми все равны. Таким образом, законы одновременно основа государства и общества. Екатерина II в «Наказе» уделяет огромное внимание вопросам права и судопроизводства, поэтому представляется важным проследить ход её мыслей, чтоб понять, какие законы представлялись ей правильными и как они должны были влиять на общество.

Екатерина II раскрывает свое понятие о «хороших» законах в 6 главе «Наказа» «О законах вообще». Основная суть в том, что законы должны опираться не только на разумность, но и руководствоваться «духом народным», чтобы население воспринимало законы, как естественные и логичные рамки и могло им повиноваться, так как любое «законоположение должно применяться к народному умствованию» (ст. 57). Именно такие законы полезны для общества и его развития. Однако, крайне важно «подготовить людские умы к законам», и обязанностью монарха является «принять на себя труд и приготовить умы» - просветить и проследить, чтоб законы понимались людьми, а следовательно исполнялись (ст. 58). Стоит заметить, что Екатерина понимает разницу между законом и обычаем «весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит перенять обычаями», и признавала обычай как норму права для народа наряду с государственными законами (ст. 59, 60).

В 7 главе «О законах подробно»  Екатерина II высказывает мысль «наказание должно происходить не от прихоти законоположника, но от самой вещи; не человек должен делать человеку насилие, но собственное человека действие» (ст. 67). Можно говорить о том, что во взглядах наказания Екатерина в достаточной степени либеральна «умеренность управляет людьми» (ст. 66.). Такая позиция характерна для «просвещенного абсолютизма». Императрица разделяет преступления на четыре групп:

  1. Преступления против закона и веры. Для них было предусмотрено «изгнание их храмов и исключение из собрания верных» (ст. 74).
  2. Преступления против нравов наказывались денежным штрафом, «стыдом и бесславием» и «изгнанием из города или общества» «дабы укротить дерзость обоего пола» (ст. 77).
  3. Преступления «нарушающие спокойствие и тишину граждан» предусматривали ссылку «которая беспокойных людей возвращает на путь правый» (ст. 78).
  4. Преступления «против безопасности граждан» являются самыми суровыми. Екатерина утверждает, что смертная казнь «обратное воздаяние» общества человеку, который покушался на его безопасность, однако, будучи её противницей, считает, что лучше накладывать денежное наказание, а неимущих наказывать телесно. Императрица, очевидно, была уверена, что общество надо лечить, а не наказывать (ст. 79). Единственной казнью в её правление была казнь Пугачева.

Далее Екатерина II возвращается к правовой политике в главе 19 «о составлении и слоге законов». Все постановления делятся на три части – законы, «учрежденья временные» и указы (ст.440-443). Законы не могут меняться,  должны быть написаны «вразумительными для всех и при том коротко» (ст. 444, 448). Основная их задача наказание пороков, а написаны они должны быть без лишних поправок, чтобы не вызывать разночтений (ст. 453.).

Таким образом, видно, что императрица  отчетливо понимала, что законы не могут  прямо противоречить обычаям  и нравам населения и должны пониматься и приниматься населением, и только тогда возможно их исполнение, а  значит и принятие их как неизбежных норм. И именно это является основой  стабильности государства и его  самодержавного консервативного строя.

 

Организация судебной системы  и уголовного права.

Далее идут главы, посвященные непосредственно  судопроизводству,  наказаниям и  уголовному праву: глава 7 «О наказаниях», 8 «О судопроизводстве вообще» и 9 «Об  обычае уголовном. Несмотря на то, что эти 3 главы объединяют более ста статей, стоит сказать, что эти вопросы затронуты весьма поверхностно, так как являются узкоспециализированной темой. Это согласуется с главной задачей «Наказа» обрисовать общие положения.

Главной мыслью главы «О наказаниях»  является идея о том, что преступления должно быть наказано в строгом соответствии с законом, однако куда проще предотвращать  их и тем самым способствовать спокойствию в обществе. А для  этого людей нужно воспитывать  «хорошими законами», где главным  наказанием будет «стыд вместо бича, а самая большая часть наказания  будет в бесчестие в претерпении  наказания (ст. 88). Екатерина замечает, что важно разграничивать преступления, и нельзя наказывать грабителя дорог «равным образом как и того, который не просто грабит, но и убивает», для того чтобы грабитель имел возможность избежать казни и отправится в дальние поселения, в отличии от убивца, и тем самым не ожесточался.(ст. 94, 95). Хорошие законы, по мнению императрицы, « самой точной средины держаться: они не всегда денежное налагают наказание, и не всегда так же подвергают и наказанию телесному законопреступников. Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить» (ст. 96). Таким образом, Екатерина выступает как последовательная противница смертной казни, которая лишь ожесточает народ «Опыты свидетельствуют, - говорится там, - что частое употребление казней никогда людей не сделало лучшими; в обыкновенном состоянии общества смерть гражданина не полезна и не нужна» (ст. 210). Однако императрица, что очень важно,  тут же оговаривается, что казнь допустима, если заключенный преступник «имеет еще способ и силу, могущую возмутить народное спокойствие». Это возможно только «когда народ теряет или возвращает свою вольность, или во время безначалия, когда сами беспорядки замещают законы». Как мы видим, единственным преступлением, которое, по мнению императрицы, стоит наказывать казнью, является возмущение государственного переворота и  освобождение крестьян или  подстрекательство к нему. Вспоминается подавление Пугачесвкого бунта. Можно сказать, что Екатерина предвидела возможность таких выступлений и заранее подготовила теоретическое обоснование казням при подобных выступлениях «Кто мутит народное спокойствие, кто не повинуется законам, кто нарушает сии способы, которыми люди соединены в общества и взаимно друг друга защищают, тот должен из общества быть исключен, т. е.: стать извергом» (ст. 214).

Информация о работе Екатерина II о государстве и обществе