Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:11, доклад
В XVIII веке в России происходит ряд изменений во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической и духовной жизни. Экономика, политический строй, структура и функции органов власти, управление и суд, организация армии, сословная структура населения, культура страны и быт народа изменяются.
1.Введение. Постановка проблемы.
2.Обзор источников.
3.Обзор литературы.
4.«Просвещенный абсолютизм» и его идеи в «Наказе».
5.Екатерина о государстве (по «Наказу»).
5.1. Организация государственной власти и политической системы.
5.2. Общие принципы правовой политики.
5.3. Организация судебной системы и уголовного права.
6. Общество. Экономическая и социальная политика.
7.Реализация теоретических идей «Наказа» в политике Екатерины.
8.Заключение.
9.Список использованной литературы.
Следующая работа, на которую стоит обратить внимание, монография Исабель де Мадериаги «Россия в эпоху Екатерины Великой», в которой подробно описывается экономическая ситуация и реформы императрицы и прослеживается их связь с «Наказом», а так же приводятся доводы в поддержку либеральных настроений императрицы.
Использовалась так же современная работа Каменского А.Б. «От Петра до Павла. Реформы в России XVIIIв.». Автор сравнивает множество существующих точек зрения на деятельность Екатерины II и уделяет внимание на использование идей «Наказа» во внутренней политике.
«Просвещенный абсолютизм» и его идеи в «Наказе»
Процесс становления абсолютизма
характеризуется несколькими
«Просвещенный абсолютизм» в России
следует рассматривать в
Идеи просвещения стали возникать на почве изменений в экономике и производстве. Феодализм, как экономическая модель, устарел и не отвечал требованиям времени, в связи с возросшей производительностью труда, организацией крупных производств и развитием торговли. Поэтому возникла необходимость изменения политического строя. На этой волне происходит ряд революций, ставивших целью избавиться от сдерживающей силы феодального устройства. Все это привело к складыванию нового класса – буржуазии. Появляется новое мерило успеха – разум и богатство заработанное, а не наследованное. Буржуазия, будучи новым и прогрессивным классом, противостояла традиционным феодальным землевладельцам и, по сути, не имел политических прав и гарантий.
Просветители действовали на волне
изменения культурных ценностей
и мировоззрения людей, во многом
формируя их. Они требовали прав
и личных свобод для просто народа,
возможность населению
Идеал государственного устройства для Екатерины II – это централизация, неограниченная монархия, где органы власти действуют на основе «непреложных» законов9.
Екатерина II отчетливо понимала необходимость реорганизации законодательства, о чем писала ещё в «Наставлении»: «законы требуют поправления»10. Сама идея создания «Наказа» для обоснования законности своей власти и обоснования её основных доктрин на теоретическом уровне вполне соответствовала политике «просвещенного абсолютизма».
Организация государственной власти и политической системы.
Основной политической идеей «Наказа» становится мысль о необходимости самодержавия, «Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно»11. Екатерина II прямо утверждает, что только самодержавный монарх может править таким большим государством, как Россия (ст.9). Причина такого подхода проста – положение Екатерины после вступления на престол было шатким и таким образом она пыталась доказать легитимность и непреложность именно своей власти. Та же мысль отчетливо прослеживается в «Наставлении». Отход от этого принципа будет губителен для страны, считала Екатерина. Однако, в соответствии с идеями «Просвещенного абсолютизма», Екатерина провозглашала главной и единственной заботой монарха «сделать счастливым» свой народ. Основной опорой режима провозглашался народ, который доверяет управление страной в руки просвещенного и мудрого монарха. «Власть без доверенности народа ничего не значит» пишет Екатерина. Монарх же, обличенной властью по доверию, но не принуждению, должен заботиться о своих подданных, защищать их интересы, которые не чужды самодержавному правителю, словом направлять весь народ «к получению самого большого ото всех добра» (ст. 13).
Рассуждения о «всеобщем благе» совпадают с основными мыслями идеологов абсолютизма, что монарх олицетворяет государство, управляет подданными через различные органы государственного управления и обеспечивает благо подданных. О них в «Наказе» говорится особо. Основная функция органов государственного управления кодификация и редактирование законов правителя, докладывать ему о том, что «указ противен Уложению, что он вреден тем, что нельзя по оному исполнить…»( ст. 21,24). В «Наказе» о системе государственного управления говорится, что для управления обществом необходимы «средние власти», которые подчинены верховной власти и составляют «существо правления». Также важной чертой «просвещенного абсолютизма» является идея о разделение властей. Очевидно, назрело понимание того, что эффективное управление государством возможно только в этом случае. На основании этих идей происходила централизация аппарата управления, укрепления и построение четкой иерархии центральных и местных органов власти, что повышало контроль и вело к усилению власти монарха.
Ещё одной основной идей «Наказа» является равенство, прежде всего перед законом. Законы - твердое «основание державы» (ст. 20), основная задача которых в «предохранении безопасности каждого гражданина». Поэтому Екатерина II уделяет столько внимания законам, их составлению и исполнению. Равенство, по «Наказу», это равенство всех «граждан» перед законом, которым они подчиняются, вне зависимости от их финансового состояния и общественного положения. Таким образом, представляется, что равенство и вольности рассматриваются с позиции обязанности государству и монарху, и, по мнению императрицы, в этом основа стабильности общества и государства. «Вольность есть право делать то, что законы дозволяют» (ст.38) пишет императрица.
Этот вывод ещё раз
Общие принципы правовой политики.
Особое внимание императрица уделяет правовой политике, так как именно она основа державы. Общество должно жить по государственным законам, перед которыми все равны. Таким образом, законы одновременно основа государства и общества. Екатерина II в «Наказе» уделяет огромное внимание вопросам права и судопроизводства, поэтому представляется важным проследить ход её мыслей, чтоб понять, какие законы представлялись ей правильными и как они должны были влиять на общество.
Екатерина II раскрывает свое понятие о «хороших» законах в 6 главе «Наказа» «О законах вообще». Основная суть в том, что законы должны опираться не только на разумность, но и руководствоваться «духом народным», чтобы население воспринимало законы, как естественные и логичные рамки и могло им повиноваться, так как любое «законоположение должно применяться к народному умствованию» (ст. 57). Именно такие законы полезны для общества и его развития. Однако, крайне важно «подготовить людские умы к законам», и обязанностью монарха является «принять на себя труд и приготовить умы» - просветить и проследить, чтоб законы понимались людьми, а следовательно исполнялись (ст. 58). Стоит заметить, что Екатерина понимает разницу между законом и обычаем «весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит перенять обычаями», и признавала обычай как норму права для народа наряду с государственными законами (ст. 59, 60).
В 7 главе «О законах подробно» Екатерина II высказывает мысль «наказание должно происходить не от прихоти законоположника, но от самой вещи; не человек должен делать человеку насилие, но собственное человека действие» (ст. 67). Можно говорить о том, что во взглядах наказания Екатерина в достаточной степени либеральна «умеренность управляет людьми» (ст. 66.). Такая позиция характерна для «просвещенного абсолютизма». Императрица разделяет преступления на четыре групп:
Далее Екатерина II возвращается к правовой политике в главе 19 «о составлении и слоге законов». Все постановления делятся на три части – законы, «учрежденья временные» и указы (ст.440-443). Законы не могут меняться, должны быть написаны «вразумительными для всех и при том коротко» (ст. 444, 448). Основная их задача наказание пороков, а написаны они должны быть без лишних поправок, чтобы не вызывать разночтений (ст. 453.).
Таким образом, видно, что императрица отчетливо понимала, что законы не могут прямо противоречить обычаям и нравам населения и должны пониматься и приниматься населением, и только тогда возможно их исполнение, а значит и принятие их как неизбежных норм. И именно это является основой стабильности государства и его самодержавного консервативного строя.
Организация судебной системы и уголовного права.
Далее идут главы, посвященные непосредственно судопроизводству, наказаниям и уголовному праву: глава 7 «О наказаниях», 8 «О судопроизводстве вообще» и 9 «Об обычае уголовном. Несмотря на то, что эти 3 главы объединяют более ста статей, стоит сказать, что эти вопросы затронуты весьма поверхностно, так как являются узкоспециализированной темой. Это согласуется с главной задачей «Наказа» обрисовать общие положения.
Главной мыслью главы «О наказаниях»
является идея о том, что преступления
должно быть наказано в строгом соответствии
с законом, однако куда проще предотвращать
их и тем самым способствовать
спокойствию в обществе. А для
этого людей нужно воспитывать
«хорошими законами», где главным
наказанием будет «стыд вместо бича,
а самая большая часть