Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:12, реферат

Описание

История государственной думы, история ее становления, ее 4-х созывов, и деятельности в прошлом, спустя более ста лет. Является базой для изучения, рассмотрения и выводов, которые помогут избежать ошибок в настоящем времени, новой Государственной Думы. Политики, ученые, публицисты посещают в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни»

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.95 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки РФ

 

Московский Государственный Университет культуры и искусств

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Государственный аппарат»

на тему:

«Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Гудим Артем Дмитриевич

 

Проверил:

Кокойкина Ольга Николаевна

 

 

 

 

г. Химки, 201

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                          1      

                                                 Введение

История государственной думы, история  ее становления, ее 4-х созывов, и  деятельности в прошлом, спустя более ста лет. Является базой для изучения, рассмотрения и выводов, которые помогут избежать ошибок в настоящем времени, новой Государственной Думы. Политики, ученые, публицисты посещают в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни»

 

 

Актуальность  темы. Мой выбор заключается, в том что изучение, исследование истории Государственной Думы и вообще власти в целом всегда вызывала интерес граждан, потому что от политики, которую они используют для функционирования своей деятельности, от того как они работают - зависит настоящее, будущее всей России.

Цель работы: Выявить особенности организации деятельности Государственной думы.

Объектом исследования - является Государственная Дума 1906-1917 г.г.

Предметом исследования – опыт деятельности Государственной Думы 1906-1917г.г.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой курсовой работы послужили Хронологические рамки исследования: период 1905-1917.

                                                                 2

Совсем недавно  было 100 лет со дня начала современного русского парламентаризма. В связи с тем, что раньше данный вопрос был мне  неизвестен с ниже представленным мною углом зрения, потому и выбрал данную тему для реферата. Какова была политическая жизнь во время первых Дум, и какова была их роль в этой жизни.

Государственная дума Российской империи — законосовещательное, позже — законодательное, учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой  был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной  думы.

Государственную Думу как  «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная  разработка и обсуждение законодательных  предположений и рассмотрение росписи  государственных доходов и расходов» учредил император Николай II. Манифестом от 6 августа 1905 года. Составлением системы государственных выборов занималась комиссия Булыгина. Однако его методика выборов явилась недовольством населения, причиной которого являлись сильные ограничения, и вылилась во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. «Булыгинская дума»- не состоялась. Проект был пересмотрен.  Позднее Николай II указал манифест, где прямо говорится: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов". Государственная дума предполагалась как “законосовещательное установление” , избираемое на основе цензового представительства от трёх курий. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

                                                                   3 

Полномочия думы увеличились, но сохранялось самодержавие. В свод Основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

В этих условиях  был преобразован государственный совет . С. Ю. Витте.

В отличие от многих европейских  стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва : первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы. Именно Государственная дума-это первый представительный законодательный орган в Российской империи. Причиной возникновения которого, является революция 1905 года.

 

Во всех четырех думах  преобладающее положение среди  депутатов занимали представители  поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции  и крестьянства. Они принесли в  это учреждение свои представления  о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным  было то, что в Думе интеллигенция  использовала навыки, приобретенные  в университетских аудиториях и  судебных прениях, а крестьяне несли  с собой в Думу многие демократические  традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной  Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же

                                                                        4

избирательного права  лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими (исключались  женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств) , не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в  городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч)Выборы в государственную Думу не были прямыми и равными. Для помещиков и буржуазии они являлись 2-степенными, рабочих 3-х, а крестьян 4-х степенными. Блестящую победу на выборах одержали кадеты. 

Общее число избранных  депутатов Думы в разное время  колебалось от 480 до 525 человек.

Первая дума просуществовала  с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили  представители разных политических партий.

Ее самой многочисленной фракцией были кадеты -179 депутатов. Значимого успеха добились и представители крестьян, которые получили 107 мест и образовали трудовую группу. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы -18. От таких называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных – 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России, или, как они тогда назывались «трудовики». Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов ,и эту квоту практически сохранила все созывы. Крайне правые не смогли провести в думу ни одного человека и потерпели сокрушительное поражение. А социал-демократы бойкотировали выборы, надеясь на новый революционный подъем.

27 апреля 1906 состоялось торжественное  открытие Государственной думы. Думская гегемония кадетов, казалось, сулила им блестящий успех. 

Председателем первой Думы был  избран кадет С.А.Муромцев , профессор  Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума была готова показать, что она не намерена мириться с вольностью и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального

                                                                  5   

осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель.

Важнейшее место в ряду проблем, который обсуждался Думой, занял аграрный вопрос. Кадеты вынесли на обсуждение законопроект «42-х», трудовики «104-х» Названия проектов дало количество депутатов, подписавших их.

Кадеты предлагали наделить малоземельных крестьян за счет монастырских, удельных земель, а так же за счет отчуждения части помещичьих земель за выкуп со стороны государства. Трудовики, соглашаясь с кадетами, предлагали создать земельный фонд, куда должна войти, помимо прочей, вся помещичья  земля и наделить ею крестьян бесплатно. Правительство с тревогой наблюдало за дебатами по этому вопросу.

Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин  отмел все требования Думы. Последняя , в свою очередь, провела резолюцию о полном недоверии к правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце – концов, она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева".

Часть депутатов после  этого собрались в Выборге  и обратились к народу с воззванием, в котором предлагалось населению  оказать власти пассивное сопротивление : не платить налоги, не давать новобранцев  в армию. Но роспуск Думы прошел сравнительно спокойно, страхи правительства оказались  преувеличены.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил  «Свод основных государственных  законов», который Дума вообще  могла изменить только по инициативе  самого царя. В этих законах,  в частности, предусматривался  целый ряд ограничений деятельности  будущего российского парламента. Главным из них было то, что  законы подлежали утверждению  царем:

 Государственному Совету и  Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать

                                                                     6

предположения об отмене или изменении  действующих и издании новых  законов, за исключением Основных Государственных  Законов, почин пересмотра которых  принадлежит единственно Государю Императору.

Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил  внешней политикой страны, ему  подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить  в любой местности военное  или чрезвычайное положение. Более  того, в «Свод основных государственных  законов» был внесен специальный  параграф 87, который разрешал царю в  перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал  этот параграф для того, чтобы проводить  законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

Особо оговаривалось право царя самому распускать Думу: Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

Потому Думы, за исключением третьей, фактически функционировали лишь по несколько месяцев.

В феврале 1907 начала свою работу 2-я  Государственная Дума. Она просуществовала 103 дня. По составу она оказалась  левее своей предшественницы. Кадеты потерпели тяжелое поражение, они потеряли 80 мест. Трудовики провели 104 депутата. Появилось в думе партии, которые раньше бойкотировали выборы : эсеры -37 депутатов, социал-демократы -65 депутатов. Земельный вопрос оставался главным. Кадеты, оставаясь на прежних позициях внесли в проект серьезные

                                                    7

коррективы – за отчуждаемую  помещичью землю 50% -крестьянин. Крестьянские депутаты настаивали на национализации всей земли.

Премьер-министр П.А. Столыпин обвинил социал-демократическую фракцию Думы в подготовке военного заговора. Депутаты ее были арестованы и отправлены на вечное поселение в Сибирь.

 

А 3-го июня 1907 года был опубликован  царский манифест о роспуске 2-й  Государственной Думы. Одновременно с этим издается новый избирательный  закон  по выборам в Думу .Этот шаг является государственным переворотом так, как нарушал положение манифеста от 17 октября 1905 года, о том что никакой избирательный закон не мог последовать без одобрения Думы. 

Вторая Дума просуществовала с  февраля по июнь 1907 года, председателем  которой, был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия.

Информация о работе Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма