Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:12, реферат

Описание

История государственной думы, история ее становления, ее 4-х созывов, и деятельности в прошлом, спустя более ста лет. Является базой для изучения, рассмотрения и выводов, которые помогут избежать ошибок в настоящем времени, новой Государственной Думы. Политики, ученые, публицисты посещают в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни»

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.95 Кб (Скачать документ)

 

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения  Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально  и фактически существовала.

 

Дума сыграла ведущую роль в  учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство  постановило Думу распустить в связи  с 

                                                                 16

подготовкой к выборам в Учредительное  собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной  Думы.

 

Чему учит опыт деятельности Государственной  Думы? Анализ свидетельствует: до сих  пор весьма актуальны по крайней  мере два урока ее существования.

 

Урок первый. Парламентаризм в России был "нежеланным ребенком" для  правящих кругов. Его становление  и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

 

Урок второй. В ходе становления  российского парламентаризма был  накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями  в деятельности властей, который  не по-хозяйски забывать и сегодня.

 

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым  и обездоленным, занималась разработкой  мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское  законодательство.

 

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо настаивала на выделении  средств на

                                                               17

строительство школ, больниц, домов  призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных  конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола  центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали  общественное мнение.

 

Крупнейшей заслугой Думы явилась  безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение  в войне с Японией русской  армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым  технологиям кораблей на Балтике  и Черном море. С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных  расходов на 51 процент.

 

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась  бессильна: слишком велика была помещичья  оппозиция, да и среди депутатов  присутствовало немало таких, кто, мягко  говоря, не был заинтересован в  его решении в пользу малоземельного крестьянства.

 

Опыт парламентаризма в царской  России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.

                                                           18

После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд  крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских. II съезд  советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к советам (в  декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный  съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный  исполнительный комитет) оказался носителем  законодательных функций.

 

III Всероссийский съезд советов  в январе 1918 г. принял два акта, имевших конституционное значение: “Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа” и  постановление “О федеральных  учреждениях Российской республики”.  Здесь было официально оформлено  образование Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики – РСФСР.

                                                         Заключение

 

Русская революция породила Государственную  Думу и она же с ней покончила. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны, - обе они попали под «локомотив истории». Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.

  История создания и деятельности  Государственной Думы показала бесполезные попытки конституционного ограничения российского самодержавия. Возникновение конституционной монархии – это рождение двух соперничающих сил: монархии и народа в  лице его активных политических сил. В России социально-политическая ситуация  сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой, царизм нее стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.


Информация о работе Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма