Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:12, реферат

Описание

История государственной думы, история ее становления, ее 4-х созывов, и деятельности в прошлом, спустя более ста лет. Является базой для изучения, рассмотрения и выводов, которые помогут избежать ошибок в настоящем времени, новой Государственной Думы. Политики, ученые, публицисты посещают в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни»

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.95 Кб (Скачать документ)

 

Характерно, что большинство заседаний  первой Думы и второй Думы было посвящено  процедурным проблемам. Это стало  формой борьбы с правительством в  ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в  качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей  и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали  одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.

 

 

                                                          8

Опыт первых двух законодательных  собраний был оценен царем и его  окружением как неудачный. В этой ситуации и был издан третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность  от работы думы списывалась на несовершенство выборного законодательства:

Все эти изменения в порядке  выборов не могут быть проведены  обычным законодательным путем  через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа  избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет  право отменить оный и заменить его  новым.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.

Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской  деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и  правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной  России мало интересовала правых, а  левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В 

                                                     9

ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью  продемонстрировало ошибочность и  неэффективность силовых паллиативов  в решении кардинальных проблем  взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и  чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции  и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.

В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В  ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов.

Новый избирательный закон в  Думу радикально перераспределил голоса в пользу господствующих классов  – помещиков и крупной буржуазии. Число выборщиков от крестьян сократилось  вдвое, рабочие получили право выбирать депутатов, только в шести губерниях  – по одной от каждой. Резко сократилось  представительство национальных окраин. Зато помещики получали в новой Думе 49,4%. Голосов. Первого ноября 1907 года 3-я государственная дума – открыла свои заседания. Она стала первой думой, которая отработала положенный ей пятилетний срок. Представителями ее последовательности - становились октябристы – М.А Хомяков, А.  Гучков,  М.В Родзянко. В партийном отношении больше всех мест имели октябристы -154, за ними следовали правые разных оттенков -147, далее кадеты и примыкающие к ним представительно трудовиков социал-демократов было сведено к нулю -13 и 14 мест.

                                                            10

Такой расклад сил не являлся  случайным. Монархия попыталась посредством  опоры на два господствующих класса укрепить свое положение.

Союз помещиков и буржуазии  был противоречивым и непрочным, первые не хотели того, чего желали вторые. Монархия,  используя эти противоречия, лавировала между ними, пытаясь решить собственные задачи – сохранить  саму себя.

Такая политика лавирования получила название бонапартизма, родоначальник  политики Наполеон Бонапарт, проводил ее в конце 18-го века.

Часть верхов общества понимала невозможность  сохранения монархии в неизменном виде.  Экономические и политические реформы, проводимые сверху, призваны были покончить  с угрозой новой революции, придать  монархии новое качество – преобразовать  ее из абсолютной в буржуазную. В  этом состояла сущность Буржуазной системы.

Для третьеиюньской системы характерен воинственный национализм, «Россия  для русских» это нашло отражение  в наступлении на автономию Финляндии, усилений русификаторской политики в Польше, Раздувание антисенитской  компании, «Дело Бейлиса».

Вокруг курса правительства  разгорелась острая борьба. Николай  II встал в конце концов на сторону правых. Он опасался, что реформы в конечном итоге поставят под вопрос само существование монархии. В придворных кругах П.А. Столыпина. Развязка имела трагический конец: первого сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен в Киеве. агентом охранки Д.Г. Багровым. При преступном попустительстве высших чинов полиции.

 

В результате третьеиюньского 1907г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он

                                                             11

обеспечивал усиление в третьей  Думе крайне правого монархическо-националистического  крыла.

Только 15% подданных Российской империи  получили право участвовать в  выборах. Народы Средней Азии вовсе  лишились избирательных прав, представительство  от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти  вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую  курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной  собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей  кадетов-либералов. Рабочие могли  провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где  сохранились отдельные рабочие  курии. В результате на долю дворян-помещиков  и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего  статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений  вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических  тенденциях. Норма представительства  от помещиков-землевладельцев в  четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной  буржуазии.

В третьей Думе царской России из 442 мест 147 заняли крайне правые – ярые монархисты и националисты. Резко  сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось  число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с  думской трибуны: «Правее меня –  только стена!» Свыше 150 мест имели  октябристы, казалось бы, вполне вменяемая  правая партия, во главе которой  стояли

                                                   12

популярные лидеры Гучков, Родзянко и Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством. . Кадеты-либералы вместе с близкими к ним группами получили примерно 100 мест. Председателем

Эта Дума была значительно реакционнее  двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей  Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились  группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11.

 Ситуация позволяла октябристам  и кадетам создавать дееспособное  большинство. Однако особенно  на первом этапе работы Думы  произошел беспринципный альянс  двух крупнейших фракций –  крайне правых и октябристов  – с целью отсечь всех остальных  от законотворческого процесса. Либералы пребывали в оппозиции.  Октябристы под руководством  позера Гучкова явно упивались  своим «руководящим» местом и,  преследуя тактические цели, способствовали  одобрению ряда реакционных по  сути антибуржуазных законов,  сыгравших впоследствии в стратегическом  плане весьма печальную роль.

 

 Третья Государственная Дума  в отличие от первых двух  просуществовала установленный  срок (01.11.1907- 09.06.1912). Процессы позиционирования  и взаимодействия политических  сил в третьей Думе царской  России поразительно напоминают  то, что происходит в 2000 году  в третьей Думе демократической  России, когда 

 

                                                                     13    

во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.

Третья Дума, несмотря на свое долгожительство, с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

 

Интересный опыт был накоплен в  Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.

 

Выборы членов комиссии производились  на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции  имели своих представителей.

 

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались  думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря  Думы и его товарища. Совещание 

 

                                                      14

делало предварительное заключение о направлении законопроекта  в одну из комиссий, которое затем  утверждалось Думой.

 

Каждый проект рассматривался Думой  в трех чтениях. В первом, которое  начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

 

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного  срока, разрешалось предлагать новые  поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл  его состоял в нейтрализации  тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные  фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование  законопроект в целом с принятыми  поправками.

 

Собственный законодательный почин  Думы ограничивался требованием, чтобы  каждое предложение исходило не менее  чем от 30 депутатов.

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов  III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление.

 

 

Четвертая, последняя в истории  самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и  всего мира период - канун 

                                                              15

мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу  четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах  депутатов значительно прибавилось  священнослужителей.

 

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский  землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист  М.В.Родзянко.

 

Обстановка не позволила четвертой  Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К  тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных  провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

 

3 сентября 1915 года после принятия  Думой выделенных правительством  кредитов на войну ее распустили  на каникулы. Вновь Дума собралась  только в феврале 1916 года.

Информация о работе Государственная Дума(1906-1917): становление русского парламентизма