Государственное устройство Казанского султаната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:06, реферат

Описание

Гражданские отношения внутри государства постоянно регулировались письменным делопроизводством - в писанной форме велись судебные иски, торговые контракты и сделки, договорные акты; обширные реестры и списки в форме переписных книг велись правительством с целью податного обложения жителей. Для хранения бумаг и документов существовали архивы, к сожалению, без остатка погибшие от руки завоевателей. Исчезли основные источники, и историю ханства приходится реконструировать по незначительным обломкам второстепенных источников, которые никогда не смогут в полной мере восполнить утрату.

Содержание

Введение 3

1.Образование Казанского Султаната 5
2.Государственное устройство султаната 9
1.Хан 9
2.Карачи и эмиры 14
3.Чиновники 15
3.Сословия султаната 17
1.Духовенство 17
2.Князья и помещики 19
3.Огланы и казаки 20
4.Курултай 20
5.Податное сословие 22
6.Крепостные и рабы 23
4.Экономический строй 24
Заключение 27

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история татарстана.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     С прекращением династии Улу Мухаммеда  пред казанцами встал  вопрос о замещении  ханского престола. Этот вопрос возникал также несколько ранее, во время обострения партийной борьбы - при перевороте 1495 года. В случае прекращения династии на престол избирались члены царствовавших домов из других татарских ханств - Сибири, Крыма, Астрахани, Касимова. Обычно же, если происходило не насильственное свержение династии, а ее прекращение, оставлявшее без изменений соотношение партийных течений, на престол избирались ближайшие родственники угасшей династии. Так, с прекращением династии Улу Мухаммеда на престол был выдвинут сводный брат Мухаммеда-Эмина царевич Сагиб-Гирей, после Утямыш-Гирея был выдвинут его дядя Али-Акрам. Некоторые обстоятельства заставляют думать, что для кандидатов на ханский престол требовалось два формальных условия - 1) происхождение из рода Чингиза и 2) принадлежность к мусульманской религии. В силу первого обстоятельства на казанский престол до последнего времени не приглашались ногайские князья, происходившие от Идике - не из ханского рода; это условие было нарушено лишь при крайней нужде, во время последней борьбы за независимость. Второе условие ни разу не нарушалось; когда потомки Улу Мухаммеда, жившие в России, приняли христианство, они утратили свои права на казанский престол, и династия прекратилась со смертью Мухаммеда-Эмина. Такой же порядок существовал и в других татарских государствах: везде правили Чингизиды, за исключением Ногайского княжества, где утвердилась династия Идике, иноверец не мог считаться государем над мусульманами, и когда один из ханов Касимовских Саин-Булат в 1573 году принял христианство, он немедленно лишился престола.

     Борьба  за верховную власть, которую вели казанские  партии при поддержке  иностранных правительств, выдвинула после  прекращения династии Улу Мухаммеда еще претендентов, которые конкурировали с ближайшими родственниками угасшего рода. В противовес Гиреям, на казанском престоле пытается обосноваться Касимовская династия потомков Тимура Кутлу. Эта борьба продолжалась 33 года, причем за все это время в Казани не было ни одного хана, который получил бы местное воспитание: 2 представителя Касимовской династии воспитывались в России, из 3-х представителей Крымской династии два воспитывались в Крыму, а третий младенцем лишился престола. Борьба двух династий завершилась в 1552 году отречением от престола хана Шах-Али. На очередь поставлен был вопрос о соединении Казанского ханства с Россией в виде личной унии, т.е. о признании ханом иностранного, и при том - христианского государя. Этот план готов был осуществиться, но вызвал народное возмущение, и на престол был избран хан Ядыгар - из Астраханской ветви потомков Тимура Кутлу. С его сдачею русским в плен на престол был возведен Али-Акрам, не принадлежавший к потомству Чингиза, но ближайший родственник последних членов Крымской династии в Казанском ханстве.

     Кажущаяся беспорядочность и путаница династических отношений на казанском престоле, таким образом, выясняется. Пятнадцать ханов, занимавших казанский престол, принадлежали к 6 различным линиям, более или менее родственным между собою. Из этих линий три были связаны ближайшим родством и наследовали друг друга по праву преемственности: династия Улу Мухаммеда - Гирей - Али-Акрам. Три другие линии выдвигались по политическим соображениям различными партиями во время переворотов, причем казанский престол предоставлялся ханам из других татарских государств: Сибирской династии Шейбани, Касимовской и Астраханской ветвям потомков Тимура Кутлу.

     Из 6 ханских линий  только три, выдвинувшие  более, чем по одному представителю на казанском престоле, могут быть названы династиями, царствовавшими в Казани, - род Улу Мухаммеда (7 ханов), Касимовская ветвь потомков Тимура Кутлу (2 хана) и Крымская династия Гиреев (3 хана). Ни одна из ханских линий не прекратилась путем естественного вымирания. Все они были устранены с казанского престола вследствие партийной борьбы и при вооруженном вмешательстве со стороны иностранцев. Большинство ханов царствовало непродолжительно. Только шестеро ханов правили сравнительно долго: Улу Мухаммед (8 лет), Махмуд (около 20 лет), Ибрагим (12 лет), Али (8 лет), Мухаммед-Эмин (24 года) и Сафа Гирей (20 лет). Половина ханов пребывала на казанском престоле лишь временно и окончила дни не в Казани: ханы Али, Абдул-Латыф, Шах-Али, Утямыш-Гирей и Ядыгар скончались в России, хан Мамук - в Сибири, Сагиб-Гирей - на Кавказе (могила его в Салачике в Крыму), Али-Акрам погиб в одной из деревень Черемисского края. В Казани скончались лишь семеро ханов.

     Фигуры  Казанских ханов  проходят перед нами бледными тенями, и  большинство из них для историков совсем пропадает. Прежде всего, остается неясною личность первого Казанского хана Улу Мухаммеда. Это был дальновидный политик, талантливый организатор и опытный полководец. Он сумел правильно понять положение целой страны, оценить шансы на се независимое существование, энергично принялся за дело, и успешно провел свои замыслы в жизнь. Еще менее известна личность хана Махмуда. В молодости он был храбрым воителем, героем Белевской и Суздальской битв, в дни своего царствования - "царем-миротворцем", не имевшим ни одного столкновения с русскими. В его правление окрепло торговое могущество Казанского ханства. Совершенно в тени остается личность хана Халиля, рано угасшего от какой-то безвременной смерти. Более заметным является хан Ибрагим - последний могущественный государь из династии Улу Мухаммеда. В его царствование талантливыми полководцами были выработаны приемы защиты и нападения, ставшие основой военного искусства казанцев.

     Сагиб-Гирей  был одним из замечательнейших ханов в Казани, но не успел здесь  себя проявить. Он обладал  широким умом, обширными  знаниями, способностями даровитого преобразователя, а также был храбрым воителем. Человек высокой османской культуры, он не дорожил своею северною столицей и, отправившись в Константинополь, нашел себе более блестящее поле для деятельности. Последним выдающимся ханом Казанским был Сафа-Гирей. Непримиримый противник России, он был талантливым администратором и отличался широкими взглядами. В целях общей выгоды, в его царствование произошло примирение различных политических партий, и правительство сумело высоко поднять свое значение в глазах иностранцев.

     Хан Ядыгар постоянно  колебался между  русскими и татарами. Он выехал из Астрахани  на русскую службу, затем порвал свои связи с Россией  и ушел в свободные степи. Казанцы избрали его своим вождем в борьбе за независимость, но в решительную минуту казанской истории он выказал постыдное малодушие и отказался разделить геройскую участь своего народа. Не решившись ни на смерть, ни на бегство, он трусливо сдался в плен врагам, и спася себе жизнь, пережил весь позор унижения. Последний хан Али-Акрам продолжил борьбу за независимость, но было уже поздно; ему не удалось сломить несравненно сильнейших врагов, и он пал как жертва неумолимого хода истории.

     Еще менее ясны женские  образы - портреты казанских  цариц или ханш, носивших титулы "бикем" и "ханым". Это вполне понятно, так как женщины на Востоке играли менее видную (но не менее крупную) роль, чем на Западе: их значение ограничивалось чаще всего закулисным влиянием. Как бы то ни было, татарские женщины сумели вписать свои имена в историю Казанского ханства. Иностранные (русские) летописи сохранили память о Нур-Салтан, двух ханшах Фатимах, о Ковгоршад и Сююн-Бике.

     В стране, где женщины  были затворницами, казанские ханши  сумели принять участие в государственной жизни и заслужить себе память потомства. Нур-Салтан пользовалась глубоким уважением в Казани, Крыму и России, а известность ее простиралась на Ногайское княжество, Турцию, Аравию и Египет. Ковгоршад и Сююн-Бике, стояли во главе управления, причем современники поняли низложение Сююн-Бике, как падение Казанского ханства.

     В общем же, положение  ханов и ханш в  течение второй половины истории Казанского ханства, было весьма неустойчивым, и судьба их была полна превратностей. Обычно ханам рано приходилось вступать на престол (Мухаммед-Эмин и Сагиб-Гирей - 18 лет, Абдул-Латыф и Джан-Али - 15 лет, Шах-Али и Сафа-Гирей - 13 лет Утямыш-Гирей - 2-х лет от роду). Опасное соседство русского государства постоянно потрясало государственный организм и болезненно отзывалось в ханском дворце. Иностранцы оказывали сильнейшее влияние на судьбу казанских ханов, и при столкновении с ходом политики их жизнь безжалостно разбивалась. Нередко ханам приходилось поспешно упаковывать свой дорожный багаж и вместе с любимыми женами, а иногда и одному, экстренно покидать свой дворец, и пускаться в изгнание, подвергаясь случайностям невольного путешествия, в поисках иноземного гостеприимства. С течением времени колебания судьбы становились все резче и резче, и расшатанный престол пал под ударами завоевателей. Борьба партий внутри Казанского ханства, натиск со стороны соседнего государства тяготение к дружественным народам - все столкновения этих сил делали ханов жалкими жертвами внутренней к внешней политике.

     Принадлежность  ханского достоинства  составляла печать или, вернее, штемпель - "нашан", красного цвета, прикладывавшийся к ярлыкам и вообще ко всем документам, издававшимся от имени хана. Согласно древней традиции, ханский "нашан", имел квадратную форму.

     Прерогативу ханской власти составляло упоминание имени хана во время ежедневной молитвы (хутбэ) в мечетях. Хан жил во дворце, в северной части кремлевского бугра - на этом месте в настоящее время находится дворец бывшего губернатора. Ханский двор обслуживался штатом придворных чиновников. К числу придворных также принадлежали "аталык" - воспитатель ханских детей и "имильдаш" - молочные братья ханов и их детей; русские документы передают эти названия терминами "Дядька" и "мамич". На должность воспитателя ханских детей назначались сановники, обладавшие выдающимися личными качествами.

     Ханские жены носили титул "бикем" или "ханым", сыновья  имели титул "султан", дочери - "ханике". Для практической выработки навыков  к самостоятельной жизни ханы иногда отсылали своих сыновей за границу для службы при дружественных иностранных дворах. Порядок престолонаследия в Казанском ханстве часто нарушался вследствие давлений извне, но обычно хана наследовал сын или, за неимением сына, брат.  

    1. Карачи  и эмиры.

     Власть  хана считалась неограниченною, но она несколько  умерялась советом (диван), составленным из важнейших особ. Члены этого совета носили название "карачи". Форма "карачи" значит "смотритель", подобно другим формам, обозначающим действующее лицо и оканчивающимся на "чи", напр. тамгачи, ямчи, туфанкчи, ильчи и т.п. Такие советы имелись и в других татарских государствах - в Крыму, в Сибири, в Касимовском ханстве. Среди карачи выделялся "улу карачи" - большой карачи. Звание карачи в Казани было наследственным.

     Соединение  определенных государственных  должностей с принадлежностью к знатнейшим родам составляет характерную черту государственного строя Казанского ханства и дает повод татарским историкам говорить о феодализме в Казанском ханстве. Несменяемость, пожизненность и наследственность высших административных чинов является важнейшей особенностью государственного строя Казанского ханства. Этот строй характеризуется, таким образом, резко выраженным аристократизмом, отлившимся в чрезвычайно неподвижные, консервативные формы. Замкнутость высшего круга администрации делала государственный аппарат крайне негибким и хрупким. Состав высшего управления, определявшийся не личными качествами, а происхождением, во многих случаях оказывался недостаточно стойким и энергичным для сопротивления внешним врагам для проведения крупных реформ. Внутри административного аппарата также должны были возникать трения, вследствие несменяемости высших чинов, и эти трения тормозили нормальный ход государственного управления. Конфликты, возникавшие внутри правительства, осложнялись переворотами, причем несменяемость высшей административной касты приводила к тому, что сменялись ханы - столкновения 1496 и 1530 г. завершились низложением ханов. Совет карачи имел значение законосовещательного органа, но фактически размеры его влияния варьировались в широком масштабе и находились в тесной зависимости от личного состава совета, политических обстоятельств, личного характера хана и т.д. Значение карачи особенно возрастало в тех случаях, когда хан был малолетним - в такие моменты вся полнота власти сосредоточивалась в руках совета. 

    1. Чиновники.

     Из  Сарайского ханства  в Казань была принесена  сложная система  административного управления, обслуживавшаяся значительным штатом должностных лиц и чиновников всякого рода. Государственная власть преследовала исключительно фискальные интересы, направленные к пополнению ханской казны, и вся страна была покрыта сетью податных учреждений или отдельных чиновников. Всюду были поставлены должностные лица, ведавшие определенными сборами в данном пункте или районе - в последнем случае они совершали периодические объезды своих деревень. Страна была усеяна таможнями и заставами, на перевозах через реки стояли побережники и лодейники, взимавшие пошлину в казну за переезд и перевоз грузов, на заставах поджидали проезжих заставщики и таможники, собиравшие пошлину с провозимых товаров. Строго обдуманная и превосходно налаженная система налогового обложения требовала громадного кадра чиновников, хорошо подготовленных, вполне грамотных, опытных в своем деле и привычных к служебной дисциплине.

     В столице существовали центральные управления, ведавшие отдельными отраслями государственной  жизни.

     Особенной тонкостью отличалась служба чиновников на дипломатическом поприще, требовавшая выдающихся качеств - ума, находчивости, упорства, умения ориентироваться в непривычных условиях, отлично владеть собою, сохранять чувство собственного достоинства, и кроме того подразумевавшая превосходную образованность и специальную подготовку. Послами при иностранных дворах постоянно выступали почетные лица, принадлежавшие к числу знатнейших фамилий и являвшиеся носителями лучших культурных традиций, но среди различных имен можно заметить некоторых специалистов, опыту которых казанское правительство доверяло в течение целого ряда лет.

     Об  эмирах и о сеидах мы уже говорили - это высшие должностные  лица по гражданскому и духовному ведомствам, притом сан их являлся  наследственным. "Хаким" и "казы" - судебные должности, и о  различиях между ними позволительно думать, что хакимы составляли более высокую инстанцию, так как они поименованы в числе первых, даже выше сеидов, а казы (араб. кади) являлись местными, провинциальными судьями.  

  1. Сословия  султаната.
    1. Духовенство.

     Господствовавшей религией во внутренних областях Казанского султаната являлось мусульманство, и мусульманскому духовенству принадлежало почетное место в государстве.

Информация о работе Государственное устройство Казанского султаната