Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:06, реферат
Гражданские отношения внутри государства постоянно регулировались письменным делопроизводством - в писанной форме велись судебные иски, торговые контракты и сделки, договорные акты; обширные реестры и списки в форме переписных книг велись правительством с целью податного обложения жителей. Для хранения бумаг и документов существовали архивы, к сожалению, без остатка погибшие от руки завоевателей. Исчезли основные источники, и историю ханства приходится реконструировать по незначительным обломкам второстепенных источников, которые никогда не смогут в полной мере восполнить утрату.
Введение 3
1.Образование Казанского Султаната 5
2.Государственное устройство султаната 9
1.Хан 9
2.Карачи и эмиры 14
3.Чиновники 15
3.Сословия султаната 17
1.Духовенство 17
2.Князья и помещики 19
3.Огланы и казаки 20
4.Курултай 20
5.Податное сословие 22
6.Крепостные и рабы 23
4.Экономический строй 24
Заключение 27
Список литературы
С прекращением династии Улу Мухаммеда пред казанцами встал вопрос о замещении ханского престола. Этот вопрос возникал также несколько ранее, во время обострения партийной борьбы - при перевороте 1495 года. В случае прекращения династии на престол избирались члены царствовавших домов из других татарских ханств - Сибири, Крыма, Астрахани, Касимова. Обычно же, если происходило не насильственное свержение династии, а ее прекращение, оставлявшее без изменений соотношение партийных течений, на престол избирались ближайшие родственники угасшей династии. Так, с прекращением династии Улу Мухаммеда на престол был выдвинут сводный брат Мухаммеда-Эмина царевич Сагиб-Гирей, после Утямыш-Гирея был выдвинут его дядя Али-Акрам. Некоторые обстоятельства заставляют думать, что для кандидатов на ханский престол требовалось два формальных условия - 1) происхождение из рода Чингиза и 2) принадлежность к мусульманской религии. В силу первого обстоятельства на казанский престол до последнего времени не приглашались ногайские князья, происходившие от Идике - не из ханского рода; это условие было нарушено лишь при крайней нужде, во время последней борьбы за независимость. Второе условие ни разу не нарушалось; когда потомки Улу Мухаммеда, жившие в России, приняли христианство, они утратили свои права на казанский престол, и династия прекратилась со смертью Мухаммеда-Эмина. Такой же порядок существовал и в других татарских государствах: везде правили Чингизиды, за исключением Ногайского княжества, где утвердилась династия Идике, иноверец не мог считаться государем над мусульманами, и когда один из ханов Касимовских Саин-Булат в 1573 году принял христианство, он немедленно лишился престола.
Борьба за верховную власть, которую вели казанские партии при поддержке иностранных правительств, выдвинула после прекращения династии Улу Мухаммеда еще претендентов, которые конкурировали с ближайшими родственниками угасшего рода. В противовес Гиреям, на казанском престоле пытается обосноваться Касимовская династия потомков Тимура Кутлу. Эта борьба продолжалась 33 года, причем за все это время в Казани не было ни одного хана, который получил бы местное воспитание: 2 представителя Касимовской династии воспитывались в России, из 3-х представителей Крымской династии два воспитывались в Крыму, а третий младенцем лишился престола. Борьба двух династий завершилась в 1552 году отречением от престола хана Шах-Али. На очередь поставлен был вопрос о соединении Казанского ханства с Россией в виде личной унии, т.е. о признании ханом иностранного, и при том - христианского государя. Этот план готов был осуществиться, но вызвал народное возмущение, и на престол был избран хан Ядыгар - из Астраханской ветви потомков Тимура Кутлу. С его сдачею русским в плен на престол был возведен Али-Акрам, не принадлежавший к потомству Чингиза, но ближайший родственник последних членов Крымской династии в Казанском ханстве.
Кажущаяся беспорядочность и путаница династических отношений на казанском престоле, таким образом, выясняется. Пятнадцать ханов, занимавших казанский престол, принадлежали к 6 различным линиям, более или менее родственным между собою. Из этих линий три были связаны ближайшим родством и наследовали друг друга по праву преемственности: династия Улу Мухаммеда - Гирей - Али-Акрам. Три другие линии выдвигались по политическим соображениям различными партиями во время переворотов, причем казанский престол предоставлялся ханам из других татарских государств: Сибирской династии Шейбани, Касимовской и Астраханской ветвям потомков Тимура Кутлу.
Из 6 ханских линий только три, выдвинувшие более, чем по одному представителю на казанском престоле, могут быть названы династиями, царствовавшими в Казани, - род Улу Мухаммеда (7 ханов), Касимовская ветвь потомков Тимура Кутлу (2 хана) и Крымская династия Гиреев (3 хана). Ни одна из ханских линий не прекратилась путем естественного вымирания. Все они были устранены с казанского престола вследствие партийной борьбы и при вооруженном вмешательстве со стороны иностранцев. Большинство ханов царствовало непродолжительно. Только шестеро ханов правили сравнительно долго: Улу Мухаммед (8 лет), Махмуд (около 20 лет), Ибрагим (12 лет), Али (8 лет), Мухаммед-Эмин (24 года) и Сафа Гирей (20 лет). Половина ханов пребывала на казанском престоле лишь временно и окончила дни не в Казани: ханы Али, Абдул-Латыф, Шах-Али, Утямыш-Гирей и Ядыгар скончались в России, хан Мамук - в Сибири, Сагиб-Гирей - на Кавказе (могила его в Салачике в Крыму), Али-Акрам погиб в одной из деревень Черемисского края. В Казани скончались лишь семеро ханов.
Фигуры Казанских ханов проходят перед нами бледными тенями, и большинство из них для историков совсем пропадает. Прежде всего, остается неясною личность первого Казанского хана Улу Мухаммеда. Это был дальновидный политик, талантливый организатор и опытный полководец. Он сумел правильно понять положение целой страны, оценить шансы на се независимое существование, энергично принялся за дело, и успешно провел свои замыслы в жизнь. Еще менее известна личность хана Махмуда. В молодости он был храбрым воителем, героем Белевской и Суздальской битв, в дни своего царствования - "царем-миротворцем", не имевшим ни одного столкновения с русскими. В его правление окрепло торговое могущество Казанского ханства. Совершенно в тени остается личность хана Халиля, рано угасшего от какой-то безвременной смерти. Более заметным является хан Ибрагим - последний могущественный государь из династии Улу Мухаммеда. В его царствование талантливыми полководцами были выработаны приемы защиты и нападения, ставшие основой военного искусства казанцев.
Сагиб-Гирей был одним из замечательнейших ханов в Казани, но не успел здесь себя проявить. Он обладал широким умом, обширными знаниями, способностями даровитого преобразователя, а также был храбрым воителем. Человек высокой османской культуры, он не дорожил своею северною столицей и, отправившись в Константинополь, нашел себе более блестящее поле для деятельности. Последним выдающимся ханом Казанским был Сафа-Гирей. Непримиримый противник России, он был талантливым администратором и отличался широкими взглядами. В целях общей выгоды, в его царствование произошло примирение различных политических партий, и правительство сумело высоко поднять свое значение в глазах иностранцев.
Хан Ядыгар постоянно колебался между русскими и татарами. Он выехал из Астрахани на русскую службу, затем порвал свои связи с Россией и ушел в свободные степи. Казанцы избрали его своим вождем в борьбе за независимость, но в решительную минуту казанской истории он выказал постыдное малодушие и отказался разделить геройскую участь своего народа. Не решившись ни на смерть, ни на бегство, он трусливо сдался в плен врагам, и спася себе жизнь, пережил весь позор унижения. Последний хан Али-Акрам продолжил борьбу за независимость, но было уже поздно; ему не удалось сломить несравненно сильнейших врагов, и он пал как жертва неумолимого хода истории.
Еще менее ясны женские образы - портреты казанских цариц или ханш, носивших титулы "бикем" и "ханым". Это вполне понятно, так как женщины на Востоке играли менее видную (но не менее крупную) роль, чем на Западе: их значение ограничивалось чаще всего закулисным влиянием. Как бы то ни было, татарские женщины сумели вписать свои имена в историю Казанского ханства. Иностранные (русские) летописи сохранили память о Нур-Салтан, двух ханшах Фатимах, о Ковгоршад и Сююн-Бике.
В стране, где женщины были затворницами, казанские ханши сумели принять участие в государственной жизни и заслужить себе память потомства. Нур-Салтан пользовалась глубоким уважением в Казани, Крыму и России, а известность ее простиралась на Ногайское княжество, Турцию, Аравию и Египет. Ковгоршад и Сююн-Бике, стояли во главе управления, причем современники поняли низложение Сююн-Бике, как падение Казанского ханства.
В общем же, положение ханов и ханш в течение второй половины истории Казанского ханства, было весьма неустойчивым, и судьба их была полна превратностей. Обычно ханам рано приходилось вступать на престол (Мухаммед-Эмин и Сагиб-Гирей - 18 лет, Абдул-Латыф и Джан-Али - 15 лет, Шах-Али и Сафа-Гирей - 13 лет Утямыш-Гирей - 2-х лет от роду). Опасное соседство русского государства постоянно потрясало государственный организм и болезненно отзывалось в ханском дворце. Иностранцы оказывали сильнейшее влияние на судьбу казанских ханов, и при столкновении с ходом политики их жизнь безжалостно разбивалась. Нередко ханам приходилось поспешно упаковывать свой дорожный багаж и вместе с любимыми женами, а иногда и одному, экстренно покидать свой дворец, и пускаться в изгнание, подвергаясь случайностям невольного путешествия, в поисках иноземного гостеприимства. С течением времени колебания судьбы становились все резче и резче, и расшатанный престол пал под ударами завоевателей. Борьба партий внутри Казанского ханства, натиск со стороны соседнего государства тяготение к дружественным народам - все столкновения этих сил делали ханов жалкими жертвами внутренней к внешней политике.
Принадлежность ханского достоинства составляла печать или, вернее, штемпель - "нашан", красного цвета, прикладывавшийся к ярлыкам и вообще ко всем документам, издававшимся от имени хана. Согласно древней традиции, ханский "нашан", имел квадратную форму.
Прерогативу ханской власти составляло упоминание имени хана во время ежедневной молитвы (хутбэ) в мечетях. Хан жил во дворце, в северной части кремлевского бугра - на этом месте в настоящее время находится дворец бывшего губернатора. Ханский двор обслуживался штатом придворных чиновников. К числу придворных также принадлежали "аталык" - воспитатель ханских детей и "имильдаш" - молочные братья ханов и их детей; русские документы передают эти названия терминами "Дядька" и "мамич". На должность воспитателя ханских детей назначались сановники, обладавшие выдающимися личными качествами.
Ханские
жены носили титул "бикем"
или "ханым", сыновья
имели титул "султан",
дочери - "ханике".
Для практической
выработки навыков
к самостоятельной
жизни ханы иногда отсылали
своих сыновей за границу
для службы при дружественных
иностранных дворах.
Порядок престолонаследия
в Казанском ханстве
часто нарушался вследствие
давлений извне, но обычно
хана наследовал сын
или, за неимением сына,
брат.
Власть хана считалась неограниченною, но она несколько умерялась советом (диван), составленным из важнейших особ. Члены этого совета носили название "карачи". Форма "карачи" значит "смотритель", подобно другим формам, обозначающим действующее лицо и оканчивающимся на "чи", напр. тамгачи, ямчи, туфанкчи, ильчи и т.п. Такие советы имелись и в других татарских государствах - в Крыму, в Сибири, в Касимовском ханстве. Среди карачи выделялся "улу карачи" - большой карачи. Звание карачи в Казани было наследственным.
Соединение
определенных государственных
должностей с принадлежностью
к знатнейшим родам
составляет характерную
черту государственного
строя Казанского ханства
и дает повод татарским
историкам говорить
о феодализме в Казанском
ханстве. Несменяемость,
пожизненность и наследственность
высших административных
чинов является важнейшей
особенностью государственного
строя Казанского ханства.
Этот строй характеризуется,
таким образом, резко
выраженным аристократизмом,
отлившимся в чрезвычайно
неподвижные, консервативные
формы. Замкнутость
высшего круга администрации
делала государственный
аппарат крайне негибким
и хрупким. Состав высшего
управления, определявшийся
не личными качествами,
а происхождением, во
многих случаях оказывался
недостаточно стойким
и энергичным для сопротивления
внешним врагам для
проведения крупных
реформ. Внутри административного
аппарата также должны
были возникать трения,
вследствие несменяемости
высших чинов, и эти
трения тормозили нормальный
ход государственного
управления. Конфликты,
возникавшие внутри
правительства, осложнялись
переворотами, причем
несменяемость высшей
административной касты
приводила к тому, что
сменялись ханы - столкновения 1496
и 1530 г. завершились
низложением ханов.
Совет карачи имел значение
законосовещательного
органа, но фактически
размеры его влияния
варьировались в широком
масштабе и находились
в тесной зависимости
от личного состава
совета, политических
обстоятельств, личного
характера хана и т.д.
Значение карачи особенно
возрастало в тех случаях,
когда хан был малолетним -
в такие моменты вся
полнота власти сосредоточивалась
в руках совета.
Из Сарайского ханства в Казань была принесена сложная система административного управления, обслуживавшаяся значительным штатом должностных лиц и чиновников всякого рода. Государственная власть преследовала исключительно фискальные интересы, направленные к пополнению ханской казны, и вся страна была покрыта сетью податных учреждений или отдельных чиновников. Всюду были поставлены должностные лица, ведавшие определенными сборами в данном пункте или районе - в последнем случае они совершали периодические объезды своих деревень. Страна была усеяна таможнями и заставами, на перевозах через реки стояли побережники и лодейники, взимавшие пошлину в казну за переезд и перевоз грузов, на заставах поджидали проезжих заставщики и таможники, собиравшие пошлину с провозимых товаров. Строго обдуманная и превосходно налаженная система налогового обложения требовала громадного кадра чиновников, хорошо подготовленных, вполне грамотных, опытных в своем деле и привычных к служебной дисциплине.
В столице существовали центральные управления, ведавшие отдельными отраслями государственной жизни.
Особенной тонкостью отличалась служба чиновников на дипломатическом поприще, требовавшая выдающихся качеств - ума, находчивости, упорства, умения ориентироваться в непривычных условиях, отлично владеть собою, сохранять чувство собственного достоинства, и кроме того подразумевавшая превосходную образованность и специальную подготовку. Послами при иностранных дворах постоянно выступали почетные лица, принадлежавшие к числу знатнейших фамилий и являвшиеся носителями лучших культурных традиций, но среди различных имен можно заметить некоторых специалистов, опыту которых казанское правительство доверяло в течение целого ряда лет.
Об
эмирах и о сеидах
мы уже говорили -
это высшие должностные
лица по гражданскому
и духовному ведомствам,
притом сан их являлся
наследственным. "Хаким"
и "казы" - судебные
должности, и о
различиях между ними
позволительно думать,
что хакимы составляли
более высокую инстанцию,
так как они поименованы
в числе первых, даже
выше сеидов, а казы (араб.
кади) являлись местными,
провинциальными судьями.
Господствовавшей религией во внутренних областях Казанского султаната являлось мусульманство, и мусульманскому духовенству принадлежало почетное место в государстве.
Информация о работе Государственное устройство Казанского султаната