Государственное устройство Казанского султаната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:06, реферат

Описание

Гражданские отношения внутри государства постоянно регулировались письменным делопроизводством - в писанной форме велись судебные иски, торговые контракты и сделки, договорные акты; обширные реестры и списки в форме переписных книг велись правительством с целью податного обложения жителей. Для хранения бумаг и документов существовали архивы, к сожалению, без остатка погибшие от руки завоевателей. Исчезли основные источники, и историю ханства приходится реконструировать по незначительным обломкам второстепенных источников, которые никогда не смогут в полной мере восполнить утрату.

Содержание

Введение 3

1.Образование Казанского Султаната 5
2.Государственное устройство султаната 9
1.Хан 9
2.Карачи и эмиры 14
3.Чиновники 15
3.Сословия султаната 17
1.Духовенство 17
2.Князья и помещики 19
3.Огланы и казаки 20
4.Курултай 20
5.Податное сословие 22
6.Крепостные и рабы 23
4.Экономический строй 24
Заключение 27

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история татарстана.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     На  должность главы  духовенства всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммеда (от дочери его Фатимы и халифа Али). В действительности сеидов могло быть в Казани одновременно несколько человек, тогда как глава духовенства был только один. Глава духовенства считался после хана первым лицом в государстве, и в моменты междуцарствия он, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства. Дипломатические поручения, которые они выполняли, требовали от них выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта.

     К числу лиц духовного  звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данишменды, а также шейх-задэ и мулла-задэ. Шейхи - проповедники мусульманства (миссионеры) и вообще благочестивые старцы; муллы и имамы - лица, совершающие богослужение в мечетях; дервиши - мусульманские монахи; хаджи (в русской передаче - ази) - лица, совершившие паломничество в Мекку; хафизы - профессиональные чтецы корана; данишменды - учителя, наставники (мударрисы); шейх-задэ и мулла-задэ - сыновья и ученики шейхов и мулл. Все эти лица принадлежали к сословию духовенства и имели право участвовать в курултае.

     На  мусульманском духовенстве  лежала важная культурная миссия - ему было поручено все дело народного просвещения  в Казанском ханстве, так как государство не знало иных школ, кроме духовных. Таким образом, к крайнему аристократизму государственного строя прибавлялся еще клерикализм, имевший важное значение в управлении ханством и в культурной жизни страны.

     Большим распространением в  Казанском ханстве  пользовался суфизм - мистическое учение с буддийским оттенком, занесенное сюда из Туркестана. Казанские суфиты были последователями известного туркестанского учителя Ахмеда Ссюви (Ясави). Суфиты оказали большое влияние на распространение мусульманства среди инородцев и на развитие народного просвещения в крае.

     Одну  из самых светлых  сторон в общественной жизни Казанского ханства составляла полная веротерпимость, которая находилась в тесном соответствии с торговым характером городского населения, с традициями Волжско-Камской  Болгарии, а также  с государственным и общественным строем Сарайского ханства. В самой Казани находился христианский храм - армянская церковь; до сих пор уцелели надгробные плиты расположенного в Казани армянского кладбища. К язычникам-инородцам мусульмане относились с полной терпимостью и никогда не пытались насильственно обратить их в мусульманство.

     Мусульманство делало большие успехи среди инородцев, и принятие его  составляло один из моментов распространения  в крае татарской  культуры. Жители инородческих деревень, перешедшие в мусульманство, подвергались ассимиляции и усваивали татарский язык и культуру.

     Как привилегированное  сословие, обладавшее немалыми материальными  средствами, мусульманское  духовенство Казанского ханства имело  в своем владении поместья и земли.  

    1. Князья  и помещики.

     Князья  в Казанском ханстве  составляли 4 группы - эмиры, бики, мурзы  и инородческие владетельные князья. Эмиры, число  которых ограничивалось немногими лицами - по одному члену знатнейших родов, занимали наследственные должности карачи. Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул "мурза" или "мирза" - слово, составленное из персидских "эмир" (князь) и "задэ" (сын), т.е. сын князя. Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу Мухаммедом. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские, ногайские, касимовские, крымские и т.д.

     Местные инородческие князья также входили  в состав признанной знати. Число титулованных лиц в Казанском  ханстве - биков и  мурз - достигало  нескольких сот семейств, так как они могли даже эмигрировать целыми десятками.

     Эмиры, бики и мурзы составляли главный контингент крупных землевладельцев в стране, земельную аристократию, и в качестве таковой являлись одним из важных составных элементов государственного, общественного и экономического строя Казанского ханства. Земельные владения князей передавались по наследству от отца к сыновья. Таким образом, и в среде провинциальных, чиновников господствовал тот же сословный, аристократический строй, который составлял отличительную особенность верхнего слоя знати, центрального органа государственного управления - совета карачи.

     Помимо  титулованной знати - эмиров, биков, мурз и инородческих подвластных князей, в Казанском ханстве имелся довольно значительный разряд привилегированных лиц, обладавших земельною собственностью и освобожденных от государственных податей и повинностей всякого рода. Эти лица назывались тарханами.

     Следы аристократического землевладения до сих пор сохранились  в названиях различных селений Казанского края. Среди них встречаются имена как ханов (Шигалеево, Едигерово, Ядыгар), так и князей: Исламово, Кильдеево, Девликеево и т.д.

     Помещичьи земли были довольно равномерно распределены по обоим берегам Волги: на горной стороне, занимавшей ок. 850 тыс. дес., они составляли 23,5%, на луговой стороне, занимавшей ок. 5,150 тыс. дес., они составляли несколько более 26%. Эти цифры, несмотря на их неточность, вследствие изменений, внесенных войной и конфискацией запустевших крестьянских земель, все же могут дать, в общем, понятие о размерах помещичьего землевладения в Казанском ханстве. Как мы видим, помещикам принадлежала почти четверть татарской земли. 

    1. Огланы  и казаки.

     Наряду  с духовенством и  титулованной знатью, привилегированное  положение в государстве занимали огланы, также имевшие право участвовать в курултае. Огланы являлись военным сословием, несшим ответственную и руководящую службу по армии.

     По-видимому, огланы стояли во главе  конных частей, так  как до настоящего времени название "улан" сохранилось для  обозначения некоторых  кавалерийских полков. Слово "оглан" происходит от "огл", т.е. сын. По временам, в особенности в конце существования Казанского ханства, когда особенно чувствовалась потребность в усилении военной организации для обороны страны, огланы становятся даже во главе управления государством. В качестве привилегированного сословия, огланы обладали поместьями, дававшимися им в качестве жалованья за службу. Однако, по сравнению с обширными владениями биков и мурз, поместья огланов являлись мелкими и малодоходными. Выдающееся значение огланов в государственной жизни страны объясняется той исключительной ролью, какую огланы имели при организации Казанского ханства. Возрождение Болгарского государства Улу-Мухаммедом было совершено посредством сильной военной организации, которая опиралась именно на огланов. Поэтому государственный строй Казанского ханства получил военный характер, и огланы были поставлены в нем наряду с руководящими культурными и административными силами - духовенством и крупными землевладельцами.

     В непосредственной связи  с огланами находились "казаки" - постоянный кадр войска, состоявший под командой огланов.  

    1. Курултай.

     Кроме постоянного законосовещательного органа, совета карачи, Казанское ханство  знало орган законодательный  или даже учредительный, с более широким  составом, созывавшийся в некоторых важнейших  случаях государственной жизни, для решения определенных вопросов. Это было народное собрание, называемое у татар "курултай". Ввиду исключительных условий момента, осложнявшихся положением внешней политики, собрание происходило не в городе, а под открытым небом, при устьи Казанки, на берегу Волги - на границе спорной территории. Обычное же собрание происходило, по всей вероятности, на кремлевском бугре, в главной мечети или во дворце, а летом, быть может, на открытом воздухе. Состав курултая был следующим: 1) духовенство во главе с Кул-Шерифом, 2) огланы во главе с Худай-Кулом, 3) князья и мурзы во главе с "улу карами" Нур-Али Ширин. Нормальный состав собрания возглавлялся ханом, но в данном случае, вследствие междуцарствия, этого не было.

     Таким образом, курултай был собранием трех сословий - духовенства, войска и земледельцев, и при том собранием не представительным, но таким, на котором все три сословия присутствовали в полном составе. Прочие слои населения в курултае представлены не были, и название его народным собранием или собранием всей земли не отвечает действительности. Насколько несовершенным было волеизъявление народа при помощи курултая, видно из событий 1551 года: курултай 14 августа формально признал, под давлением угроз со стороны русских, уступку России нагорной стороны, но самое население не могло с этим примириться и фактически отказалось признавать действительность этого акта. Выражением воли народа курултай не являлся, и в нем находили выражение стремления и пожелания лишь привилегированных слоев казанского населения.

     По-видимому, в периоды междуцарствия  полнота верховной  власти считалась принадлежащею курултаю.

     До  вступления нового хана на престол в Казанском  ханстве курултай передавал обязанности высшего управления временному правительству, которое заканчивало свои полномочия с прибытием нового хана в Казань. Таким образом, "вся земля Казанская" выступала в качестве действующего лица в наиболее важные моменту истории - 1) при низложении хана (1530, 1535, 1541, 1551 г.), 2) при избрании на престол нового хана (1496 г., 1516 г., 1518 г., 1519 г., 1531 г., 1535 г., 1546 г., 1551 г.), 3) при заключении договоров с иностранными государствами (1516 г., 1519 г., 1524 г., 1530 г., 1531 г., 1546 г., 1551 г.), причем все эти договоры были связаны с династическими вопросами.

     Государственный строй Казанского ханства страдал  огромными недостатками и отличался большим архаизмом. Он представлял собою окаменевшие пережитки каких-то древних установлений, сложившихся вне Казанского государства. Совет потомственных карачи являлся остатком происходившей некогда, в отдаленном прошлом, борьбы за власть и был красноречивым свидетельством решительной победы, одержанной аристократическими родами, которые установили навсегда участие своих потомков в управлении государством. Военный тип верховной власти нисколько не соответствовал торговому характеру страны и был принесен извне Улу Мухаммедом.

     Несменяемость и наследственность карачи обуславливала  постоянный состав правительства в Казанском ханстве, и таким образом государственный строй был наследственной олигархией. Неподвижный состав правительства очень стеснял проявление ханами власти, и в противовес ему энергичные ханы старались выдвинуть тех лиц, которым они доверяли, так что состав правительства расширялся неофициальным путем.

     Обладавший  огромными недостатками и несовершенствами государственный строй Казанского ханства не мог служить средством к укреплению и развитию страны. Находясь в противоречии с торгово-промышленным характером населения, он задерживал его экономический прогресс. Отсталость Казанского ханства в политическом отношении способствовала ослаблению государства, вызывала частые внутренние осложнения и явилась одной из причин экономического и политического подчинения Казанского ханства России. Попыток реформировать государственный строй и приспособить его к потребностям населения на протяжении всей истории Казанского ханства мы не замечаем. 

    1. Податное  сословие.

     Духовенство, князья, огланы и  чиновники составляли тот привилегированный, господствовавший слой населения, который в русских источниках носит название "больших людей", в противоположность податному разряду, получившему наименование "меньших людей". В состав этого разряда входили различные группы городского и сельского населения - торговцы, ремесленники, крестьяне и всякого рода вольнонаемные рабочие.

     Податное  население было обложено многочисленными  повинностями в пользу казны. Основной податью  являлся "ясак", который в отношении  инородцев переводится  проф. И. Н. Березиным, как "дань десятинная": "Десятина была всеобщая подать, в мирное время, конечно, составлявшая главный источник дохода. В качестве основного источника обложения, ясак удержался в стране и после падения Казанского ханства, так как русское правительство его не отменило, постепенно лишь повышая норму ясачного обложения. 

Информация о работе Государственное устройство Казанского султаната