Государственный аппарат в период становления и развития русского централизованного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить, каким образом происходила централизация государственного аппарата в России в период становления и развития централизованного государства. Рассмотреть и проанализировать эффективность реформ, проводимых правительством для создания и укрепления сильной централизованной власти.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности образования русского централизованного государства;
- Раскрыть понятие государственного аппарата;
- Изучить, что представлял собой государственный аппарат в России в конце XV- начале XVI в.в., и выяснить, почему он требовал коренных изменений;

Содержание

Введение
Особенности образования русского централизованного государства
Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат в России в конце XV-XVI в.
Борьба за укрепление централизованной власти
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ИТОГОВАЯ.docx

— 42.19 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

    Введение

  1. Особенности образования русского централизованного государства
  2. Понятие государственного аппарата
  3. Государственный аппарат в России в конце XV-XVI в.
  4. Борьба за укрепление централизованной власти

    Заключение

    Библиографический список 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Проблема  образования единого Российского  государства принадлежит к ключевым в исторической науке.  В данный период  перед Россией встает ряд важных вопросов, связанных с  внутренней и внешней политикой. Во внутренней политике - это ограничение  власти крупных княжеств, снижение разрушительных междоусобиц, тенденций, создание и укрепление правившего аппарата государства. Во внешней политике - борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, борьба за выход к Балтийскому  морю, укрепление восточных рубежей, дальнейшее освоение Сибири, объединение  всех земель вокруг единого центра, которым стала Москва.

    Процесс становления и развития Российского  централизованного государства  происходил в сложных условиях. Россия обретала свое место в мире, свое геополитическое пространство в  результате кровопролитных побед и  умелой политики. Данный процесс сыграл важную роль для истории государства, предопределив его дальнейшее положение, развитие и явился закономерным.

    Одним из важнейших процессов в период централизации является создание централизованного  государственного аппарата. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема формирования и развития государственного аппарата любого государства в любой  период является одной из основных на протяжении всей истории, так как  от его состояния и эффективного функционирования в огромной степени  зависит дееспособность всего государства.

    Объект  исследования: государственный аппарат.

    Предмет исследования: преобразование государственного аппарата в период централизации  русского государства.

    Цель: Изучить, каким образом происходила  централизация государственного аппарата в России в период становления  и развития централизованного государства. Рассмотреть и проанализировать эффективность реформ, проводимых правительством для создания и укрепления сильной централизованной власти.

    Исходя  из поставленной цели, можно поставить  следующие задачи:

    - Рассмотреть особенности образования  русского централизованного государства;

    - Раскрыть понятие государственного  аппарата;

    - Изучить, что представлял собой  государственный аппарат в России  в конце XV- начале XVI в.в., и выяснить, почему он требовал коренных изменений;

    -Рассмотреть  реформы, проводимые правительством  для укрепления центральной власти  и проанализировать их эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности образования русского централизованного  государства

    В конце XV — начале XVI вв. более чем  двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и  национальную независимость завершилась  объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство.

    При всей общности социально-экономических  и политических фактов, лежащих в  основе государственно-политической централизации, происходившей в XIII-XV вв. во многих европейских  странах, в образовании русского централизованного государства  были свои существенные особенности. Катастрофические последствия монгольского нашествия  задержали экономическое развитие Руси, положили начало ее отставанию от передовых западноевропейских стран, избежавших монгольского ига. Русь приняла  на себя всю тяжесть монгольского нашествия. Его последствия во многом содействовали консервации феодальной раздробленности и укреплению феодально-крепостнических  отношений. Политическая централизация  на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической  разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии. Тенденция к объединению проявлялась  во всех русских землях. Русское  государство формировалось на протяжении XIV-XV вв. на феодальной основе в условиях роста феодального землевладения  и хозяйства, развития крепостничества  и обострения классовой борьбы. Объединительный  процесс завершился образованием в  конце XV в. феодально-крепостнической  монархии.

    Основную  территорию Русского государства, сложившегося в конце XV в., составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и  Муромо-Рязанская земли, а также  часть земель Черниговского княжества. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства  была Владимиро-Суздальская земля .

    Социально-экономическое  развитие Руси в этот период было разнохарактерным. По мнению ряда ученых, в XIV-XV вв. на Руси был восстановлен домонгольский  уровень в развитии сельского  хозяйства. Наиболее быстрое его  восстановление и развитие происходили  в северо-восточных русских землях, население которых возрастало за счет бегства крестьян и горожан  на плодородные южные земли, превращаемые монголо-татарами в огромные безлюдные  пастбища для кочевого скотоводства. Свободная крестьянская община почти  полностью была поглощена феодальным государством.

    Основной  формой крупного феодального землевладения  на Руси в XIV в. была вотчина — княжеская, боярская, церковная.

    В XIV в. система русской феодальной иерархии включала в себя четыре нисходящие ступени. На верхней ступени восседали  великие князья — верховные правители  Русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя — удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов. На третьей ступени находились вассалы  удельных князей — бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупные феодалы-землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, управляющие княжеским  хозяйством, составляющие княжескую  и боярскую администрацию.

      К концу XV в. сложились условия  для перехода объединительного  процесса в завершающую стадию  — формирование единого централизованного  Русского государства. Эта стадия  продолжалась примерно полвека  во времена княжения Ивана  III (1462-1505) и первых лет княжения  его преемника Василия III (1505-1533). В указанные годы крупным препятствием  на пути формирования централизованного  Русского государства было существование  сильной и самостоятельной Новгородской  феодальной республики. Лишь к  1485 г. Ивану III удалось ликвидировать  Новгородскую республику, а ее  земли включить в состав Русского  государства. Несколько позднее, в 1483 г. в состав Русского государства вошла Вятская земля, а в конце XV в. и начале XVI в. Черниго-Северские земли, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Соджа и верхнего течения Днепра — города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль. Всего 25 городов и 70 волостей (История СССР. С. 189). В 1510 г. в Русское государство были включены земли упраздненной Псковской республики, а через четыре года вошел русский старинный город Смоленск. Наконец, в 1521 г. прекратило самостоятельное существование Рязанское княжество. Именно в рассматриваемые годы завершается объединение русских земель. Образовалась огромная держава, в рамках которой была объединена русская народность. С конца XV в. стал употребляться термин "Россия", под которым понималось одно из самых крупных государств Европы.

    Объединенное  вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. По площади  созданное государство почти  в 6 раз превышало бывшее Московское княжество. Усложнились государственные  функции как во внутренних, так  и во внешних делах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие государственного аппарата

    Механизм  государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его  реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма  нет и быть не может государства.

    Механизм  государства это совокупность государственных  организаций, при помощи которых  государство осуществляет свои задачи и функции. Нередко государственный  механизм отождествляют с государственным  аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более  широкое, чем государственный аппарат. Традиционно под государственным  аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В  этой связи государственный аппарат  следует рассматривать в качестве составной части механизма государства, поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями, в механизм государства  входят и другие государственные  организации, которые органами государства  не являются. Это такие организации  как: государственные учреждения (школы, больницы), а также государственные  предприятия. Таким образом, механизм государства составляют три вида государственных организаций: 1. органы государства 2. государственные учреждения 3. государственные предприятия. Поскольку  государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный  аппарат является основной частью и  звеном государственного механизма.

    Понятие “механизм государства” тесно связано  с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных  органов совпадает с понятием механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом принято  понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административного права.

    В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма  государства.

    Государственный аппарат представляет собой систему  органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются  основные функции, достигаются стоящие  перед государством на различных  этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным  элементом любого государства. С  его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными  делами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Государственный аппарат в России в конце XV-XVI веков

    По  мере складывания централизованного  государства создавалась и система  управления. Великий князь всея Руси принимал наиболее важные решения, советуясь  с Боярской думой. Это совещательный  орган, который стал при Иване III постоянным. Боярство было представлено людьми из старых московских фамилий. В их среде сложились местнические отношения, которые регламентировались «службами предков». С присоединением новых земель в Думу стали входить  и княжата (бывшие удельные князья и  их потомки). Удельные князья, потеряв  часть своих привилегий, еще долгое время продолжали сохранять политическое влияние и экономическую силу в своих уделах. Знать занимала важнейшие государственные должности (наместники, воеводы и т. п.), руководствуясь местническими принципами.

    Начинает  формироваться система приказов, ведавших определенными вопросами  государственного управления. В ХVI в. они стали основной формой управления государственными делами.

    В борьбе с удельной знатью великие  князья опирались на дворянство, которое  составляло основу армии и начиная  с правления Ивана III, стало постепенно входить в Боярскую думу. Дворянское конное ополчение и наличие артиллерии способствовали укреплению великокняжеской  армии, а приводимые боярами и  княжатами дружины постепенно стали  играть второстепенную роль.

    В процессе формирования централизованного  государства складывались сословия. Одна из причин возникновения служилого  сословия и закрепощения крестьян заключалась  в том, что расширение границ Российского  государства сопровождалось оттоком  населения на окраины. Государство  не было заинтересовано в этом, так  как для службы великому князю  был возможен только вариант условного  землевладения, то есть предоставление земли (вместе с живущими на ней крестьянами) помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Таким образом формировалась поместная система, при которой государство располагало значительными военными силами без каких-либо затрат на их содержание. Условность такого поместного землевладения заключалась в том, что оно не было наследственным (и даже пожизненным) и зависело от самого факта несения службы государству. Помещик должен был не только сам служить, но и выводить определенное число своих вооруженных людей. Как система поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, а затем Василий III ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землей и крестьянами при условии несения государственной службы.

Информация о работе Государственный аппарат в период становления и развития русского централизованного государства