Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:04, курсовая работа
Цель: Изучить, каким образом происходила централизация государственного аппарата в России в период становления и развития централизованного государства. Рассмотреть и проанализировать эффективность реформ, проводимых правительством для создания и укрепления сильной централизованной власти.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности образования русского централизованного государства;
- Раскрыть понятие государственного аппарата;
- Изучить, что представлял собой государственный аппарат в России в конце XV- начале XVI в.в., и выяснить, почему он требовал коренных изменений;
Введение
Особенности образования русского централизованного государства
Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат в России в конце XV-XVI в.
Борьба за укрепление централизованной власти
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
Заключение
Библиографический
список
Введение
Проблема
образования единого
Процесс становления и развития Российского централизованного государства происходил в сложных условиях. Россия обретала свое место в мире, свое геополитическое пространство в результате кровопролитных побед и умелой политики. Данный процесс сыграл важную роль для истории государства, предопределив его дальнейшее положение, развитие и явился закономерным.
Одним из важнейших процессов в период централизации является создание централизованного государственного аппарата. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема формирования и развития государственного аппарата любого государства в любой период является одной из основных на протяжении всей истории, так как от его состояния и эффективного функционирования в огромной степени зависит дееспособность всего государства.
Объект исследования: государственный аппарат.
Предмет исследования: преобразование государственного аппарата в период централизации русского государства.
Цель: Изучить, каким образом происходила централизация государственного аппарата в России в период становления и развития централизованного государства. Рассмотреть и проанализировать эффективность реформ, проводимых правительством для создания и укрепления сильной централизованной власти.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
-
Рассмотреть особенности
-
Раскрыть понятие
-
Изучить, что представлял
-Рассмотреть
реформы, проводимые
Особенности образования русского централизованного государства
В конце XV — начале XVI вв. более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство.
При
всей общности социально-экономических
и политических фактов, лежащих в
основе государственно-политической централизации,
происходившей в XIII-XV вв. во многих европейских
странах, в образовании русского
централизованного государства
были свои существенные особенности. Катастрофические
последствия монгольского нашествия
задержали экономическое
Основную
территорию Русского государства, сложившегося
в конце XV в., составили Владимиро-
Социально-экономическое
развитие Руси в этот период было разнохарактерным.
По мнению ряда ученых, в XIV-XV вв. на Руси
был восстановлен домонгольский
уровень в развитии сельского
хозяйства. Наиболее быстрое его
восстановление и развитие происходили
в северо-восточных русских
Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV в. была вотчина — княжеская, боярская, церковная.
В
XIV в. система русской феодальной
иерархии включала в себя четыре нисходящие
ступени. На верхней ступени восседали
великие князья — верховные правители
Русской земли. Вторую ступень занимали
вассалы великого князя — удельные
князья, обладавшие правами суверенных
правителей в пределах своих уделов.
На третьей ступени находились вассалы
удельных князей — бояре и служилые
князья, утратившие права удельных,
иными словами, крупные феодалы-
К концу XV в. сложились условия
для перехода объединительного
процесса в завершающую стадию
— формирование единого
Объединенное
вокруг Москвы государство представляло
собой качественно новый этап
развития государственности. По площади
созданное государство почти
в 6 раз превышало бывшее Московское
княжество. Усложнились государственные
функции как во внутренних, так
и во внешних делах.
Понятие государственного аппарата
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.
Механизм
государства это совокупность государственных
организаций, при помощи которых
государство осуществляет свои задачи
и функции. Нередко государственный
механизм отождествляют с
Понятие
“механизм государства” тесно связано
с понятием “государственный аппарат”.
Последнее принято употреблять
в двух смыслах — широком и
более узком. В широком смысле
понятие государственного аппарата
как совокупности всех государственных
органов совпадает с понятием
механизма государства, идентично
ему. В более узком смысле под
государственным аппаратом
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Государственный
аппарат представляет собой систему
органов, с помощью которых
Государственный аппарат в России в конце XV-XVI веков
По
мере складывания централизованного
государства создавалась и
Начинает
формироваться система
В борьбе с удельной знатью великие князья опирались на дворянство, которое составляло основу армии и начиная с правления Ивана III, стало постепенно входить в Боярскую думу. Дворянское конное ополчение и наличие артиллерии способствовали укреплению великокняжеской армии, а приводимые боярами и княжатами дружины постепенно стали играть второстепенную роль.
В процессе формирования централизованного государства складывались сословия. Одна из причин возникновения служилого сословия и закрепощения крестьян заключалась в том, что расширение границ Российского государства сопровождалось оттоком населения на окраины. Государство не было заинтересовано в этом, так как для службы великому князю был возможен только вариант условного землевладения, то есть предоставление земли (вместе с живущими на ней крестьянами) помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Таким образом формировалась поместная система, при которой государство располагало значительными военными силами без каких-либо затрат на их содержание. Условность такого поместного землевладения заключалась в том, что оно не было наследственным (и даже пожизненным) и зависело от самого факта несения службы государству. Помещик должен был не только сам служить, но и выводить определенное число своих вооруженных людей. Как система поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, а затем Василий III ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землей и крестьянами при условии несения государственной службы.