Государственный аппарат в период становления и развития русского централизованного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить, каким образом происходила централизация государственного аппарата в России в период становления и развития централизованного государства. Рассмотреть и проанализировать эффективность реформ, проводимых правительством для создания и укрепления сильной централизованной власти.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности образования русского централизованного государства;
- Раскрыть понятие государственного аппарата;
- Изучить, что представлял собой государственный аппарат в России в конце XV- начале XVI в.в., и выяснить, почему он требовал коренных изменений;

Содержание

Введение
Особенности образования русского централизованного государства
Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат в России в конце XV-XVI в.
Борьба за укрепление централизованной власти
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ИТОГОВАЯ.docx

— 42.19 Кб (Скачать документ)

    Заключение

    Конец XV столетия -  это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо- западных землях Киевской Руси. Её образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России – на феодальной основе. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III(1462-1505) и Василия III (1505-1533).

    Централизация требовала существенных изменений  в государственном аппарате. Государственный аппарат представляет собой систему органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными делами.

    По  мере складывания централизованного  государства происходит формирование государственного аппарата. Великий князь всея Руси принимал наиболее важные решения, советуясь с Боярской думой. Кроме московских бояр с середины XV века  в думе заседали и местные князья из присоединенных земель («обояривание князей»). Княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники также назывались боярами-кормленщиками, так как за управление уездами получали корм – часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. С течением времени кормленая система приходит в упадок из-за сокращения сроков пребывания кормленщиков на должности и потери своей целостности. 

    В условиях общего кризиса местных  учреждений, дворянство, будучи заинтересованным в создании государственного аппарата, который был бы надежным защитником его классовых интересов и  в состоянии был бы вести решительную  борьбу с посягательствами на феодальную собственность, потребовало реорганизации  системы наместничьего управления. В то же время и центральной  власти необходимо было заручиться поддержкой верхушки крестьянского и посадского населения, а также привлечь на свою сторону широкие слои дворянства, уже являвшегося единственной силой, способной обеспечить защиту классовых  интересов феодалов. Перед правительством стояла задача реформировать местные  органы, как учреждения, которые не только обеспечивали подчинения местных обществ правительству, но и непосредственно связывали их в единый государственный организм.

    Обобщение изложенного выше свидетельствует  о том, что во второй половине XV —  первой трети XVI вв. в России установилась самодержавная монархия, в которой  великому князю принадлежала вся  полнота политической власти. Однако разветвленный государственный  аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной  власти.

     XVI век стал временем глубоких  перемен в истории России, связанных,  прежде всего, с реформами,  проведенными в годы правления  Ивана Грозного и имевшими  своей целью укрепление централизованного  государства. В период сословно-представительной  монархии в основном закончилось  образование Русского централизованного  государства. Дальнейшее поступательное  развитие было невозможно и  без существенной перестройки  государственного аппарата. В изучаемый  период Боярская Дума продолжает  играть важную роль в системе  высших органов государства. Но  в самом составе этого органа происходят некоторые изменения: все более утрачивается аристократический характер Боярской Думы и усиливается представительство дворян.

     Среди высших государственных учреждений появляются новые органы - Земские  соборы, созываемые для решения наиболее важных государственных вопросов: избрания царей, решения вопросов о войне  и мире, установления новых налогов, принятия законов. Решения Соборов  в значительной мере определяли основные линии внутренней и внешней политики правительства и в начале своего существования служили опорой монархии и укрепляли царскую власть.

     На  смену дворцово-вотчинной системе  приходят органы центрального управления - приказы, способствующие укреплению государственного аппарата. Дворянская чиновная бюрократия, специальный аппарат, становившийся весьма громоздким, начинал  играть все более важную роль в  политической жизни страны.

     Процесс централизации, становление сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли  не вызвать реформы местных учреждений и создания новых органов, построенных  на "иных политических принципах, отличных от личного вассалитета и вотчино-приказных  начал и институтов периода феодальной раздробленности".

     На  смену кормлениям приходит система  органов губного и земского самоуправления. Переход к этой системе означал  введение совершенно иного принципа: вместо представителей центра, управлявших  местными территориями, вводятся органы сословного представительства.

    Все эти реформы уже к середине 50-х гг. дали свои плоды. Заметно возросли доходы государственной казны, укрепился  авторитет молодого царя, были достигнуты военные успехи (взятие Казани, Астрахани).

    Реформы носили структурный характер. Это  значит, что они затронули почти  все сферы жизни общества и  государства. Действительно, изменилось многое. Власть, носившая до того многие черты раннефеодальной монархии, вступила в новую стадию. В стране сложилась монархия сословно-представителъная.

    Сословно-представительная монархия появляется в эпоху создания единых государств. Несравненно более  масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в  стадии становления, побуждали его  искать опору в сословиях и  их представительных органах. В Русском  государстве высшими сословно-представительными  органами стали уже упомянутые Земские  соборы. Власти отводили им преимущественно  совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших  вопросах внутренней и внешней политики.

    Характерно, что Земские соборы отражали социальную структуру русского общества. Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые  со временем стали посылать на соборы своих выборных.

    Огромное  значение имели органы местного самоуправления. Опираясь на их помощь, центральная  власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. По сути, эти органы были продолжением государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список

1.Буганов В.И. Эволюция феодализма в России / Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. - М.; Мысль, 1980. – 343 с.

2. Герасименко  Г.А. Земское самоуправление в Росси / Герасименко Г.А. - М.: Наука, 1990. – 264 с.

3. Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XXв) / В.В. Еремян. - М.: Академический проспект, 2003. - 527 с.

4. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного / Зимин А.А. - М., 2001. - Электронный текст. - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic. php? t=2438552

5. Зимин А.А. Иван Пересветов и его современники. - М., 1958. - Электронный текст. - режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic. php? t=1266498

6. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного.М., 1960. - Электронный текст. - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic. php? t=736123

7. Золотухина Н.М. Политические и правовые учения на Руси в период возникновения и развития феодализма  /  Золотухина Н.М., Исаев И.А. - М.: Юрист, 1995. – 378с.

8. Исаев И.А. История государства и права России. / Исаев И.А. -  М.: Просвещение, 1996. – 265с.

9. Казакова Н.А. Максим Грек и идея сословно-представительной монархии. Общество и государство феодальной России. / Казаков Н.А. -  М., 1975.

10. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения. / Ключевский В.О. - М.: Л., 1957.

11. Мунчаев Ш.М. История России / Мунчаев Ш.М., Устинов В.В. - М.: Просвещение, 2000. – 315с.

12. Носов Н.Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. / Носов Н.Е. - М.: Л, 1957. – 225с

13. Черепнина Л.В. Памятники русского права: научное издание / Черепнина  Л.В. Черепнина. - М.: Госюриздат, Вып.4, 1955.

Информация о работе Государственный аппарат в период становления и развития русского централизованного государства