Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:04, курсовая работа
Цель: Изучить, каким образом происходила централизация государственного аппарата в России в период становления и развития централизованного государства. Рассмотреть и проанализировать эффективность реформ, проводимых правительством для создания и укрепления сильной централизованной власти.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности образования русского централизованного государства;
- Раскрыть понятие государственного аппарата;
- Изучить, что представлял собой государственный аппарат в России в конце XV- начале XVI в.в., и выяснить, почему он требовал коренных изменений;
Введение
Особенности образования русского централизованного государства
Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат в России в конце XV-XVI в.
Борьба за укрепление централизованной власти
Заключение
Библиографический список
Появился первый свод законов Русского государства – Судебник, принятый в 1497 г. В нем существовали единые юридические нормы. Ст. 57 Судебника ознаменовала собой постепенное формирование крепостного права. Она ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин должен был платить хозяину пожилое.
Основной
единицей административно-
В XIV - XV вв. княжества делились на уезды, уезды на волости и станы. Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя (боярин), а волостями - волостели (более мелкие феодалы).
За управление уездом или волостью наместники и волостели не получали вознаграждения, но местное население несколько раз в году должно было поставлять им «корм» натуральными продуктами. Кроме того, им поступала часть сборов и пошлин с торгов, лавок, судов и т.д.
До сер. XVI в. местное управление основывалось на системе кормлений.
Назначение
на должности наместников и
С течением времени кормленая система в том виде, в каком она была представлена в XIV-XV веках, приходит в упадок. Кризис системы местного управления выразился как во внутренних, так и во внешних проявлениях. Во-первых, сокращаются сроки пребывания кормленщиков на должности, видимо, чтобы перепустить через кормления возможно большее число лиц, князья стали сокращать сроки кормлений. Для последней четверти XV в. наиболее обычным сроком следует считать годичный. В виде особой милости князь "перепускал" кормленщика на второй год, давая прибавку к первому году четверть кормления, половину, три четверти или даже целый год. Во-вторых, наместничества теряют свою целостность. Распространенными становятся кормления, данные в управление нескольким наместникам. Уже к концу XV в. известны случаи выделения в особые кормления должностей тиуна, доводчика, приведчика, а в первой половине XVI в. это становится более распространенным явлением.
Эти перемены не прошли бесследно, они изменили саму суть этой системы управления, так как в итоге кормленщик из судьи и управителя превращался в простого сборщика налогов. Не занимаясь управлением, а часто и не имея такой возможности из-за проживания в другом уезде, наместник приспосабливался к такому положению, либо посылая для сбора дохода своих людей, либо сдавая пожалованный ему доход на откуп.
Дробление
кормлений в самых
Не
менее важный процесс разрушения
шел со стороны привилегированного
землевладения: частного, церковного и
монастырского. Распространение иммунитетных
привилегий на все большее количество
рядовых служилых людей, (отразившее
процесс политического
Как организация княжеской власти, наместничества разрушались и тем, что из компетенции местных учреждений выделялись некоторые отрасли управления и поручались особым приказным людям - городским приказчикам. Введением в 40-х годах XVIв. губных учреждений из компетенции наместников были изъяты очень важные дела - разбойные и татиные, которые к тому же составляли для кормленщиков прибыльную статью.
Таким
образом, в результате этих перемен
к середине XVI в. от когда-то великих
кормлений остались жалкие остатки.
Возникнув как аппарат
Обнаружившаяся
несостоятельность системы
В
условиях общего кризиса местных
учреждений, дворянство, будучи заинтересованным
в создании государственного аппарата,
который был бы надежным защитником
его классовых интересов и
в состоянии был бы вести решительную
борьбу с посягательствами на феодальную
собственность, потребовало реорганизации
системы наместничьего
Обобщение
изложенного выше свидетельствует
о том, что во второй половине XV —
первой трети XVI вв. в России установилась
самодержавная монархия, в которой
великому князю принадлежала вся
полнота политической власти. Однако
разветвленный государственный
аппарат еще не сложился, что на
деле ограничивало возможности центральной
власти.
Борьба за укрепление централизованной власти
В
политическом отношении в Московском
государстве в первой половине XVI
в. завершались те процессы, которые
получили наибольшее развитие при Иване
III. Его преемник Василий III продолжал
политику укрепления центральной власти,
которая, будучи первоначально поддержана
боярством, постепенно все больше вызывает
у него оппозиционные настроения.
Особенно отчетливо это проявляется
после перехода власти в руки малолетнего
Ивана IV, когда начинается череда боярских
правлений. В историографии этот
период часто рассматривается как
едва ли не попытку возвращения ко
дням раздробления, однако на деле мы имеем
дело с возникшей в этот период
альтернативой: "демократическая"
форма организации
Попытка достижения
Реформы, прежде всего, должны
были укрепить положение
Укреплению централизованного
Стала
складываться единая система управления
на местах. Ранее там сбор налогов
поручался боярам-кормленщикам, они
были фактическими правителями отдельных
земель. В их личное распоряжение поступали
все средства, собранные сверх
Необходимых податей в казну,
т. е. они «кормились» за счет управления
землями. В 1556 г. кормления были отменены.
На местах управление (сыск и суд
по особо важным государственным
делам) было передано в руки губных
старост (губа округ), избиравшихся из
местных дворян, земских старост
из числа зажиточных слоев черносошного
населения там, где не было дворянского
землевладения, городовых приказчиков
или излюбленных голов в
Возникшие в ходе преобразований 30-40-х г. г. XVI в. органы губного самоуправления стали важным звеном местного самоуправления вплоть до конца XVII в., сосредоточив в своих руках всю полноту власти по управлению подведомственной территорией.
Государство
не допускало занятия должности
губного старосты представителями
из низших категорий населения, так
как она имела и
Следующим необходимым условием, для избрания на должность была "прожиточность", т.е. обладание определенным материальным достатком. В документах XVI в. говорилось, что губным старостой должен быть состоятельный и грамотный дворянин.
Необходимо
отметить, что в отличие от кормленщиков,
которым за службу в качестве местных
управителей жалованье
Мероприятия
центральной власти по реформированию
системы местного управления: ограничение
власти наместников и волостелей,
усиление контроля над ними со стороны
местного общества посредством введения
института "лучших людей", а затем
и появление губных учреждений, послужили
своего рода подготовительными
В результате земской реформы на многих территориях государства вместо наместников и волостелей на местном уровне были созданы органы земского самоуправления, действовавшие на принципах, соответствующих новой форме правления Русского государства - сословно-представительной монархии. Вместо назначаемых царской властью кормленщиков, возглавлявших наместничества и волостельства, в соответствии с уставными грамотами земского самоуправления, вводятся выборные земские представители от местных миров, избирались которые всеми категориями населения (за исключением служащего класса) на земских собраниях: волостных и посадских сходах или всеуездных советах.
Жизнеспособность государства
Наведению порядка в
Помимо вышеназванных реформ
правительство провело немало
других важных преобразований: произошли
изменения в налоговой системе,