Государственный строй Киевской Руси в IX-XII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Средневековая история Руси (России) является тем основополагающим периодом, в рамках которого формировалась ее культурно-историческая специфика, происходило зарождение и развитие форм государственности, этническая и политическая эволюция Руси в Россию. Этот обширный период делится на ряд самостоятельных хронологических этапов, неравнозначно обеспеченных источниками и по-разному освещенных в исторической литературе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…. 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-XII вв.…………….………………......................................................
5
1.1. Образование Киевской Руси……………………………………….……. 5
1.2. Проблема возникновения государственности…………………….…… 6
1.3. Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв………………………………………………………………………………….
9
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-XII ВВ…..…. 13
2.1. Государственный строй и форма государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв………………………………………………………..
13
2.2. Княжеская власть и органы государственного управления Киевской Руси IX-XIIвв…………………………………………………………….……...
18
2.3. Местное управление в Древней Руси IX–XII вв…………..……………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………... 35

Работа состоит из  1 файл

Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.).docx

— 68.17 Кб (Скачать документ)

Со времени Владимира  или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.4

Страница из краткой  редакции «Русской Правды»

После Ярослава Мудрого  окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.5

Значительной частью земли  со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная  с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала  находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру  и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь  советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими  церковный собор. С усложнением  княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI — начале XII века сформировался  первый письменный свод законов —  «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.6

Выводы по главе 1

Киевская Русь, также  Древнерусское государство —  средневековое государство в  Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма.

В X веке на Руси действовало  обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Законы гарантировали  отношения собственности, в том  числе и собственности на рабов («челядь»). В X веке сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Со времени Владимира, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-XII ВВ
    1. Государственный строй и форма государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв

Государственный строй  Киевской Руси принято определять как  раннефеодальную монархию. Однако применительно  к Руси IX-XII вв. нельзя говорить о  полной централизации и абсолютизме  власти представителей правящей династии.

По мнению историка начала XX в. Ключевского В.О., «единовластие» русских князей до середины XI в. вообще «было политическою случайностью, а не политическим порядком». Особенность общественно-политических отношений в данный период заключалась также в том, что государство еще не выступало монопольным носителем принудительной, публичной власти.

Параллельно с княжеской  властью и ее администрацией большую  роль на местах продолжали играть крестьянские общины (древнерусская вервь), традиционно  выполнявшие многие административные, судебные и финансовые функции. В  некоторых городах продолжали существовать и даже приобрели решающее значение народные собрания (вече), вмешивавшиеся  в важнейший вопрос преемства  княжеской власти.

Определенное время киевскому  князю подчинялись местные племенные  князья («светлые и великие князья», «великое княжье» и др.), которые  по договору находились «под рукою» великого киевского князя, а также «старцы  градские» - родоплеменная знать, выполнявшая  судебно-административные функции. 7

По договорам и традиции великий князь «мира для» имел право сбора полюдья с подвластных  земель, а местные князья во время  общих походов приводили свои дружины и ополчения. Великим  киевским князьям приходилось сталкиваться с сепаратизмом местных князей, и  они приступили к постепенной  ликвидации этого института, что  растянулось почти на весь X век.

Ко времени Святослава (умер в 972 г.) с племенным княжьем  было покончено, а Владимир I (980-1015 гг.) посадил своих сыновей в крупнейшие города Руси.[10] Нестор повествует: «И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани».

Термин «князь» теперь распространялся только на членов киевской великокняжеской династии - Рюриковичей, которая представляла собой государственный  суперэлитный слой, пришедший на смену  родоплеменной аристократии.

Все члены Рюрикова рода считали себя прирожденными владетельными князьями и «братьями» между собой; старшего в роду, великого князя киевского они называют обычно своим «отцом», но это не более как почетное назначение без всякого реального содержания, тем более что киевский князь отнюдь не всегда был действительно старшим в роду. При этом отдельные члены княжеского рода имели политическое значение не сами по себе, а как составная часть родственной, генеалогической цепи князей. Представители династии получали в управление волости, но не на правах поземельной собственности, а на основе кормления, что обусловливалось и частой сменой «столов» князьями. В действительности каждый князь внутри своей волости и в междукняжеских отношениях держал себя как независимый государь и его отношения к другим князьям определялись «либо ратью, либо миром», т. е. все спорные вопросы, решались или силою оружия, или соглашениями, договорами с другими князьями. Это договорное начало в междукняжеских отношениях проходит через всю древнерусскую историю и прекращается только в Московском государстве.

В наследовании великокняжеского престола до середины IX в. нельзя обнаружить определенного принципа, что, как  правило, приводило к физическому  устранению одним из сонаследников  других конкурентов в борьбе за власть. Некая схема наследования наблюдается после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) - это так называемое лествичное или очередное восхождение. Согласно концепции российского историка XIX в. Соловьева С.М., князья-Рюриковичи составляли единый род, глава которого, отец, правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников. Ко всей Русской земле представители единой княжеской семьи относились как к общему своему владению и в соответствии с этим поступали при открывшемся «наследстве».8

 После смерти отца  его место занимал старший  сын, которого младшие должны  были почитать «в отца место». В дальнейшем во главе рода  поочередно вставали старшие,  физически и генеалогически, в  каждый данный момент князья. Поэтому киевский престол передавался  от брата к брату, а после  смерти последнего из братьев  переходил к старшему племяннику. Восхождение князя к Киеву  совершалось постепенно. Смерть  любого члена княжеского рода  вызывала передвижение его младших  родичей на одну ступень вверх.  Покидая менее богатую и почетную область, князь переходил в более престижную, а на его место являлся следующий по очереди старшинства. В идеальном лествичном порядке наследования были и исключения. Если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения (т. е. не побывав старшим), его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились изгоями, лишенными шансов на великое киевское княжение, и должны были навсегда оставаться в своих выделенных из общеродового наследия владениях.

Современный российский исследователь  Назаренко А.В. обнаруживает аналогии между наследованием киевского  и других престолов Русской земли  в домонгольский период и раннесредневековым франкским понятием corpus fratrum, предполагавшим непременное соучастие всех братьев-сонаследников в управлении государством после смерти их отца. Происходил территориальный раздел государства, но единство сохранялось как идеальная норма. Еще дореволюционными исследователями отмечался ряд факторов, которые нарушали порядок, считавшийся правомерным в глазах тогдашнего общества. Так, престолы, в том числе и великокняжеский киевский, могли передаваться по завещанию предшествующих правителей (десигнация); в некоторые периоды значительную роль играли народные собрания (веча), приглашавшие князей согласно с волеизъявлением горожан (точнее, наиболее влиятельных их представителей). Наконец, князья могли захватывать власть силой (узурпация), по терминологии тех лет «добывать» или «налезать» стол. Но в данном случае князья-узурлаторы вынуждены были оправдывать легитимность своей власти правом наследования или правом призвания.

Огромное значение для  развития восточнославянского региона  имело принятие в качестве государственной  религии христианства в правление  Владимира Святославича. Христианство оказало определенное влияние и на эволюцию государственной власти Киевской Руси. Важно, что монотеистическая религия была распространена на Русь из Византии. Хотя официальный раскол церквей произойдет позднее (в 1054 г.), особенности «восточного» христианства предопределили культурную специфику русской (российской) цивилизации как составной части православной византийско-славянской цивилизации. Исследователи обнаруживают множество аналогий в зарождении и развитии государственных отношений у восточных славян и большинства европейских народов. Но на политическую сферу жизни восточнославянского общества не могло не наложить отпечатка длительное общение Древней Руси с Византией. Прежде всего христианство способствовало укреплению власти киевских князей. Новая религия с ее каноническими представлениями о природе государства и его целях сделалась надежной опорой для правового обоснования господства правящей династии (вся власть от Бога). Власть освящалась не только в связи с ее основной функцией защиты от внешней опасности, но и как призванная устанавливать и поддерживать внутренний общественный порядок.9

Одновременно и церковь  становится влиятельной политической силой, выполнявшей ряд важных для  государственного развития Древней  Руси функций. Так, церковь являлась основным институтом социального контроля за властью, а кроме того, как организационная структура могла принимать на себя функции административного управления. Отношения между церковью и государством в Древней Руси построились на принципе разделения светской и духовной власти.

В то же время в отличие  от византийского императора киевский князь не возвышался над церковью, что обусловило ее значительную самостоятельность, широкие автономные права. Но и церковная организация на Руси (особенно на первом этапе) всецело зависела от светской власти: именно князь взял на себя обеспечение церкви (десятина), без поддержки князя с его дружиной невозможно представить достаточно быстрое распространение нового культа (а с ним и идеологии, и культуры, и новых правовых отношений) на обширной территории Восточной Европы. Церковь благодаря значительной материальной помощи со стороны княжеской власти создала органы, деятельность которых выходила за рамки сугубо конфессиональной. Церковь взяла на себя выполнение ряда политических функций, что поставило ее в один ряд с княжеской властью и превратило в своеобразный орган Древнерусского государства.

В истории Киевской Руси исследователи выделяют несколько  форм государственного устройства. Так, для периода с 882 по 945 г. характерно существование государственного устройства, близкого к федеративному типу. Периоды  возрастания власти киевского князя, безраздельно господствующего на всей территории, населенной восточными славянами (например, 945-970, 980-1015, 1036-1054 гг.), характеризуются  государственным устройством, приближающимся к унитарному типу. Кроме того, для отдельных периодов княжеских междоусобий и утраты контроля центра над окраинами характерна политическая анархия (точнее, полиархия) с большим количеством мелких государственных образований различных видов и форм. В 1132 г. происходит окончательный распад Древнерусского государства, наступает период политической (феодальной) раздробленности.

Но и для этого периода  было характерно сохранение общерусской  формы правления, при которой  киевский стол являлся объектом коллективного  сюзеренитета наиболее сильных князей.10

 

    1. Княжеская власть и органы государственного управления Киевской Руси IX-XII вв.

Ключевая роль в системе  власти и управления Древней Руси принадлежала князю, власть которого являлась индивидуально-наследственной. К 80-м  гг. X в. монопольное право на управление территорией расселения восточных  славян приобрели представители  княжеской династии Рюриковичей, ведущей  свое происхождение от приглашенного  «северной конфедерацией племен»  скандинавского конунга Рюрика. Иерархию князей-Рюриковичей, скрепленных родственными связями, возглавлял киевский князь, позднейшими  источниками наделяемый титулом  «великий князь». Сохранились данные о том, что наиболее могущественные киевские князья (Владимир Святославич Красное Солнышко, Ярослав Мудрый) могли носить также титулы «каган» и «царь». Князь сосредотачивал в своих руках всю полноту высшей административной, законодательной, судебной, военной и, в дохристианский период, предположительно, сакральной власти. В целом княжеская власть в Древней Руси - непременный атрибут и ключевой элемент государственной системы, без которого не представлялось нормальное функционирование общества.

Информация о работе Государственный строй Киевской Руси в IX-XII веках