Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа
Актуальность темы. Средневековая история Руси (России) является тем основополагающим периодом, в рамках которого формировалась ее культурно-историческая специфика, происходило зарождение и развитие форм государственности, этническая и политическая эволюция Руси в Россию. Этот обширный период делится на ряд самостоятельных хронологических этапов, неравнозначно обеспеченных источниками и по-разному освещенных в исторической литературе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…. 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-XII вв.…………….………………......................................................
5
1.1. Образование Киевской Руси……………………………………….……. 5
1.2. Проблема возникновения государственности…………………….…… 6
1.3. Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв………………………………………………………………………………….
9
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-XII ВВ…..…. 13
2.1. Государственный строй и форма государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв………………………………………………………..
13
2.2. Княжеская власть и органы государственного управления Киевской Руси IX-XIIвв…………………………………………………………….……...
18
2.3. Местное управление в Древней Руси IX–XII вв…………..……………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………... 35
Для раннефеодального периода справедлива идея о персонификации правителем самого института государства.
Князья Киевской Руси, старшие или младшие, были все политически друг от друга независимы, на них лежали только нравственные обязанности: князья волостные должны были почитать старшего, великого князя, «в отца место», вместе с ним должны были охранять «от поганых» свою волость, сообща с ним думать о русской земле и решать важные вопросы русской жизни. Основные функции государства первое время выполнял сам князь. Отмечают три главных функции деятельности древнекиевских князей. Во-первых, князь законодательствовал, и древний закон, «Русская правда», несколькими из своих статей прямо подтверждаем это. К примеру: «Аже будуть холопи такие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь продажею не казнить, зане суть несвободни, то двоиче платить ко истьцю за обидоу».11
Заглавия некоторых статей «Русской Правды» свидетельствуют, что эти статьи были «судом» княжеским, т. е. были установлены князьями. Таким образом, законодательная функция князей засвидетельствована древним памятником.
Вторая функция их власти
– военная. Князья явились в первый
раз в русскую землю, как защитники
ее границ, и в этом отношении
последующие князья не отличались от
первых. Припомним, что Владимир Мономах
едва ли не главной своей задачей
считал оборону границ от половцев;
к борьбе с половцами склонял
он и других князей на съездах и
предпринимал вместе с ними общие
походы на кочевников. Князь был
военным организатором и
Третья функция есть функция судебная и административная. «Русская Правда» свидетельствует, что князья сами судили уголовные дела. По «Русской Правде» за убиение княжеского конюшего взимался штраф в 80 гривен «яко уставил Изяслав в своем конюсе, его же убили Дорогобужьци». Здесь «Русская Правда» указывает действительный судебный случай. Относительно административной деятельности князей мы можем сказать, что они с давнишних пор несли на себе обязанности управления, устанавливали «погости и дани». Еще на самых первых страницах летописи мы читаем, как Ольга «устави по Месте погосты и дани и по Лузе оброки и дани». (Погосты представляли собой административные округа). Вот главные обязанности князя киевской эпохи: он законодательствует, он военный вождь, он верховный судья и верховный администратор. Эти признаки всегда характеризирую высшую политическую власть.
Многочисленные примеры
из древнерусской истории
Сформировавшаяся вокруг
князя еще в
Дружина может в любое время предъявить претензии князю. Князь всякий раз должен был доказывать дружине способность обеспечить ее трофеями в дальних походах и данями. При этом личное мужество и честность князя далеко не всегда совпадали с интересами земель и социальных слоев. Немного позже князю Святославу и собственные летописцы сделали упрек: «Ты, княже, чужея земле ищеши и блюдеши, а своея ся охабив… аще ти не жаль отчины своея, ни матери стары суща, и детей своих».12
Дружинники проживали на княжеском дворе (гриднице) и находились на полном содержании князя. Дружина не была однородной по своему составу, она состояла из старших (бояре, «мужи») и младших (гриди, отроки, детские, позднее - дворяне) дружинников. Происхождение слова «боярин» толкую различно, между прочим, существует предположение, что оно произошло от слова «болий», больший. Бояре были влиятельными советниками князя, они в дружине бесспорно составляли самый высший слой и нередко имели свою собственную дружину. Из бояр и «мужей», или, как позднее в целом их называли, «княжих мужей», назначались наиболее важные чины княжеской администрации: посадники, тысяцкие и др. Статус «княжего мужа» со временем превращается в наследственный. Жизнь «княжих мужей» защищалась согласно Русской Правде двойной вирой в 80 гривен. Существовавший первое время институт воевод как военных предводителей, имевших значительные полномочия вплоть до получения права сбора дани с определенной территории, к началу XI в. был подчинен княжеской власти, и в XI-ХП вв. воеводство «поручалось» близким к князю мужам. Термином «гриди» обозначались рядовые члены дружины. Отроки составляли ближайшее окружение князя в качестве слуг, низшего слоя дружины, членов двора и личной охраны.
Со временем отроки выступали и в качестве судебных чиновников и распорядителей в княжеском хозяйстве. Детские появляются в княжеской дружине со второй половины XI в. В отличие от отроков они не входят в ближайшее окружение князя и упоминаются в качестве княжеских чиновников, выполняющих какие-либо обязанности. Но в то же время отмечается занятие детскими достаточно высокой должности посадника, что ставит их выше отроков. Появляющийся позднее, в XIII в., термин «дворяне» («слуги дворные»), обозначавший лиц, служивших в личном хозяйстве князя («дворе»), отражал начальную стадию процесса формирования единого служилого сословия.
Первоначально князь не
жаловал своей дружине земель
и не заводил своего хозяйства, а
облагал свободное или
Кроме дани население платило в пользу князя определенные торговые и судебные пошлины и было обязано выполнять натуральные повинности. Княжеские села в X в. и в первой половине XI в. встречаются лишь изредка. Частное же боярское землевладение появляется только во второй половине XI или даже на рубеже XI-XII вв.13
Характерной чертой структуры
административного аппарата Древнерусского
государства являлось смешение частных
и общегосударственных задач. При
князьях и посадниках существовали
специальные агенты - тиуны, выполнявшие
различные функции. Тиуны присутствовали
на суде князя и посадника, нередко
даже замещали их в суде, им поручалось
заведование княжеским
В «Русской Правде» упоминаются тиуны огнищные и конюшие. Первые ведали княжеским двором, а вторые - княжескими конюшнями и конскими табунами. При князе в качестве управляющих отдельными отраслями княжеского хозяйства позднее (в XII в.) упоминаются ключник, печатник, стольник, подкладник (постельничий), ловчий, меченоша (мечник) и др. С XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани - данщики. В Древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, взимающие торговую пошлину – «мыто», вирники, собирающие денежный штраф за убийство свободного человека – виру, пятенщики, взимающие пошлину за продажу лошадей – «пятно».
Важным органом при
князе был так называемый совет,
который в дореволюционной
С возобладанием политической раздробленности советы стали действовать при князьях отдельных самостоятельных земель.
Из всего вышесказанного,
можно сделать вывод, что верховная
власть в Древнерусском государстве
принадлежала великому киевскому князю.
Князь в отношении других владетельных
князей был независимым государем.
Внутри своей волости князь был
главой администрации, высшим военачальником
и судьей. Княжеская власть была
необходимым элементом в
Система управления обширной территорией Киевской Руси, включавшей наряду с ареалом расселения восточных славян финно-угорские и балтские племена, складывалась по мере развития самого государства. При этом характерно было сохранение традиций предшествующего периода. В целом местное управление эволюционировало в сторону укрепления верховной власти киевского князя.
Первоначально отдельные территории Древнерусского государства обладали значительной внутренней автономией, в них сохранялись местные племенные князья, свои вооруженные силы. Подчинение восточнославянских союзов племен центральной власти выражалось главным образом в регулярной выплате ими дани (собираемой в ходе полюдья) и необходимости предоставлять воинские контингенты для крупных внешнеполитических мероприятий. В X в. утверждается практика раздачи киевскими князьями кормлений. Иногда в литературе кормления называют первой системой местного управления в складывающемся едином государстве, что не совсем верно. Кормления в древнерусский период означали временную передачу киевским князем права на сбор дани с определенной территории, не предполагая при этом, что поощряемое таким образом лицо будет выполнять судебно-административные функции. Так, на некоторое время право сбора дани с «племени» древлян получил Свенельд (первая половина X в.), однако у древлян сохранялись и свой племенной князь и своя родовая знать. В действительности первой системой управления Древней Руси необходимо признать посадничество – размещение княжих «мужей» в городах с волостями, с наделением их высшими местными судебно-административными функциями. При этом единственным источником властных полномочий посадников являлась княжеская власть. Согласно летописи еще Рюрик и Олег назначали в отдельные центры восточнославянских племен своих «мужей».
Но последовательное осуществление административной реформы стало возможным только после ликвидации племенных княжений - в правление Владимира Святославича (980-1015 гг.). Для этого периода характерно также размещение в новых центрах на местах наряду с посадниками сыновей великого князя. Историки отмечают, что взамен старых племенных центров центральная власть организовывала постройку новых укрепленных поселений, превращавшихся в города – административные центры волостей. Родственные связи были призваны упрочить власть центра на местах. 15
С течением времени княжеский
род расширялся, процесс перемещения
князей-Рюриковичей в
Часть собранных средств
поступала на содержание посадника
и его дружины, что способствовало
его обогащению, и в итоге посадничество
развивалось в систему
В первый период продолжала
сохраняться численная или
Данные источников XI-XII вв. свидетельствуют о достаточно высоком положении сотских, но трудно судить об их обязанностях и происхождении власти - в результате выборов или княжеского назначения. Сотни были территориальными единицами (главами купеческих сотен являлись старосты) и организовывали небоярское свободное население. Десятки и возглавлявшие их десятские как форма низшей социальной организации племенного общества исчезают к началу XI в. Органом местного крестьянского самоуправления оставались территориальная община – вервь. Вервь, это территориальный округ, члены которого были связаны круговой ответственностью по некоторым судебно-полицейским и финансовым делам. Вервь могла состоять из одного большого села или из ряда разбросанных поселений (сел и деревень); из больших семей и из мелких крестьянских хозяйств, которые индивидуально обрабатывали землю. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления).
Информация о работе Государственный строй Киевской Руси в IX-XII веках