Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:18, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие неразрывно связано с историческими факторами, которые воздействуют на становление, развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит всё, что создано умом талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
ВВЕДЕНИЕ
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие неразрывно связано с историческими факторами, которые воздействуют на становление, развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит всё, что создано умом талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывалась в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа проходило одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь образовывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, который поначалу состоял из различных племен; также как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.
Древнерусская культура складывалась из двух начал : сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира и духовного наследия древних славян. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
В своей работе я буду исследовать важнейшие показатели развития культуры на Руси
Задачи:
рассмотреть возникновение письменности , школ, появление грамотности на Руси ;
обобщить их влияние на развитие культуры Руси
При написании указанной работы использовались следующие основные источники:
1.История России с древнейших времен до конца XVII века.
Боханов А.Н., Горинов
М.М. http://www.xrenoder.ru/
В этой книге охватывается период от глубокой древности до конца XVII в. В ней рассматривается влияние географического фактора на жизнь страны, ее полиэтничность, региональные особенности, внешнеполитические обстоятельства, колонизационные процессы, личностный фактор и влияние духовных начал на эволюцию общества , также приводится ряд обстоятельств, воздействовавших на исторический путь страны.
Уделено внимание характеристикам видных деятелей Руси — Ольге, Святославу, Владимиру I, Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху. Показано формирование русской культуры как уникального мирового феномена на основе синтеза культуры языческой, влияния византийского христианства, полиэтнических культурных традиций. Научные оценки даны истории становления многонационального Российского государства, в частности, воссоединению Украины с Россией.
2. Вернадский Г.В. «Древняя Русь». http:// gumilevica.kulichki.net/ VGV/ vgv183.htm vgv183para06.
Книга охватывает период становления российской истории, вплоть до прихода варягов
3. http://jedgo.ru/pismennost.
На указанном информационном ресурсе представлена информация о возникновении письменности на Руси и влияния христианизации на развитие грамотности.
4. http://www.textreferat.com
На указанном сайте представлена информация по оформлению памятников письменности Древней Руси.
1.1 Возникновение письменности на Руси
Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. Об этом свидетельствует ряд как литературных, так и материальных источников. В Х в. древнеболгарский писатель «черноризец» Храбр составил «Сказание о письменах», в котором излагалась создания славянской азбуки и говорится: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху (считали и гадали) погани суще (будучи язычниками)». 1 О наличии у древних восточных славян примитивной письменности свидетельствуют арабские путешественники и ученые Х в. Ибн-Фадлан, Эль-Массуди, Ибн ан-Надим, а также немецкий хронист Мерзебургский епископ Титмар.
Существование дохристианской письменности у славян подтверждают памятники материальной культуры:
1. «Причерноморские знаки», открытые в середине XIX в. в Херсоне, Керчи, Ольвии и других местах греческого поселения на территории нашей страны. Знаки эти имеют сложный геометрический рисунок. Некоторые напоминают одну из древнеславянских азбук — глаголицу. Большинство знаков относится к первым трем-четырем векам н.э. Предполагают, что это родовые, племенные или личные знаки, знаки собственности и магические культовые знаки.
2. Знаки на предметах быта и па различных ремесленных изделиях — горшках, медных бляхах, свинцовых пломбах, пряслицах, монетах и т.п. Особенно интересна надпись на глиняном сосуде Х-XI вв, которую назвали. «алекановская» надпись — (найдена в 1847 г. во время раскопок у села Алеканово под Рязанью, состоит из 14 знаков).
3. Изобразительный символический орнамент (прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии) на глиняных чашах, вазах и кувшинах, которые найдены при раскопках на Волыни, неподалеку от села Лепесовки, и близ Киева, в селе Ромашки (памятники назвали «черняховской культуры» (II-IV вв. н.э.).
По мнению академика Рыбакова Б.А, орнаментированные вазы и кувшины «черняховской культуры» — это древнеславянские сельскохозяйственные календари. Знаки на них — одна из разновидностей древнеславянских «черт и резов». «Черноризец» Храбр, предполагает, что это, скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок. Эти знаки для древних славян были счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п.
В 1949 году советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано “горушна” (пряность).
Можно сделать вывод, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Этот же вывод подтверждает и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Также об этом свидетельствуют и письменные договоры славянских князей с Византией в VIII и конце Х в. Договоры писались на двух языках — на греческом и на славянском. Из договора Олега с греками, в 911 году, «явствует, что древняя «дружба» между христианами-греками и языческой Русью «многажды» была подтверждена «не только словом, но и писанием.» 2
Создателями упорядоченной славянской азбуки были славянские просветители Кирилл и его старший брат Мефодий. Оба брата отличались ученостью, начитанностью, были авторами многих научных и литературных работ.
В конце 862 г. в столицу Византии прибыло посольство от моравского князя Ростислава. Послы просили императора прислать в Моравию миссионеров, которые могли бы вести проповеди не на латинском, а на понятном для моравов славянском языке. Император Михаил направил в Моравию миссионеров Константина Философа (Кирилла) и его брата Мефодия, для распространения Христианства среди славянских народов юго- восточной Европы.
Греческие богословские
книги необходимо было
Её и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.
«Константин (Кирилл) составил свой собственный алфавит. И Философ, согласно своему обычаю, сначала начал молиться вместе со своими помощниками; и вскоре "Господь внял молитве его приближенных, и божественная мысль осенила Константина, и он составил буквы"»3
Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.
Славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А “аз” , Б - “буки” (их сочетание образовало слово “азбука” ) , В - “веди” , Г - “глаголь” , Д - “добро” и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. “А” - цифру 1, “В” - 2, “Р” - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили “буквенные”.
В честь своего создателя Кирилла (Константина Философа), новая азбука получила название “кириллица”
Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – «глаголица». Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла. На Руси в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием создана упорядоченная азбука « кириллица», которая становится основанием для развития письменности на Руси.
1.2 Влияние христианизации на развитие школ и повышение грамотности
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. С принятием Христианства у славян появилась потребность в грамотности. Для ведения богослужений по уставным книгам в многочисленных церквей стали необходимы люди, умеющие читать. Это был вопрос жизни и смерти христианской церкви на Русской земле. Сам князь Владимир, крестивший Русь, грамоты не знал, летописец называет его «дой»,. .4 На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Первыми священнослужителями в древнем Киеве были греки, вывезенные Владимиром из Корсуни, и, по всей видимости, болгары, у которых к этому времени в большей мере было церковное образование и книжность. Русь нуждалась вместе с тем не только в грамотных, но также в просвещенных и образованных людях. В древнерусской культуре понимание «просвещенного человека» полностью совпадало с первоначальным смыслом слова «просвещенный», которое означало человека, освещенного светом Господним. «Я есть свет мира, кто следует за мной, тот не будет пребывать во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8, 12). Евангельские слова Иисуса Христа были обращены и к апостолам, и ко всем следующим по пути христианства: «Вы есть соль земли…, вы есть свет мира» (Матф. 5, 13–14). В этой связи просветителем почитался тот, кто открывал язычникам истины христианского учения и активно способствовал распространению веры. Само слово «просвещение» на церковнославянском языке значит «крещение. А тот христианин, кто уверовал в Христово учение, постиг его суть и был начитан в «божественных книгах», считался образованным, то есть уподобившимся образу Христа. С принятием Христианства в среде господствующего класса стала распространяться грамотность. Ярослав Мудрый знал несколько языков. Он создал мастерские по переписке и переводу греческих книг на русский язык. Сам князь любил читать книги, по словам летописца, « в нощи и в дне».
Широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной, затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени. Кстати, в "Повести временных лет" отмечается, что на Руси "не слышали прежде учения книжного". О том же говорят и все конкретные известия о древнерусской словесности. В этом распространении славянского письма и появлении древнерусской литературы несомненна ведущая роль христианства и ранних деятелей русской церкви.
Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводились, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса. Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв. Однако она была распространена в основном в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
«Самым лучшим средством к торжеству новой веры над старою - признано было действовать на новое, молодое поколение: так, при Владимире и при Ярославе отбирали детей у лучших граждан, учили их грамоте и догматам новой веры; так действовал и святой Леонтий на севере; возможность выучиться грамоте существовала и в других городах, что видно из жития св. Феодосия. Эта мера скоро принесла свои плоды, обозначилась деятельность молодого, грамотного поколения, получившего из книг яснейшее понятие о новой вере… Подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика бывает польза от учения книжного; из книг учимся путям покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание: это реки, напояющие вселенную, это исходища мудрости, в книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания». Действия книжного учения, ближайшего знакомства с новою верою не замедлили обнаружиться в целом ряде христианских подвижников…»5. Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. В богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек