Грамотность на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:18, контрольная работа

Описание

Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие неразрывно связано с историческими факторами, которые воздействуют на становление, развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит всё, что создано умом талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Работа состоит из  1 файл

история к.р..doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

5 Г.В. Вернадский «Древняя Русь» http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv183.htm vgv183para06

Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам  христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды. Для "учения книжного" использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского "Александрия", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения, сборники поучительного содержания - "Златоструй", "Маргарит", "Измарагд"; рассказы (патерики) о видениях загробного мира ("Хождение Богородицы по мукам"), о "подробностях" сотворения мира, Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр и переводной литературы - от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.

        В средневековой Руси овладение грамотой и письмом было истинно христианским деянием, за которым стояла твердая приверженность к новой вере. Научившись грамоте, человек из книг черпал только одно: христианское миропонимание. Книг c другим содержанием не было. Христианство, оказало сильнейшее воздействие на развитие письменности, грамотности, школьного дела в Древней Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Письменные источники

 

2.1 Берестяные грамоты. Граффити

Берестяные грамоты эти —являются одним из видов письменных источников ,   ярким свидетельством широкого распространения грамотности на Руси.  Это- частные письма, древнейшие из них относятся к XI-XII вв. Берестяные грамоты были привычным элементом Новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно писали,  читали письма, рвали их и выбрасывали. Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года на археологических раскопках в квартале на Дмитровской улице. В средние века эта улица называлась Холопьей. Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила. Она оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы.. Это одна из самых больших грамот, найденных в Новгороде и в ней сохранились большие участки связанного текста. грамот. В ней тринадцать строк - 38 сантиметров. В содержании документа перечислялись села, с которых шли подробно обозначенные повинности в пользу какого-то Ромы. В грамоте два была запись феодальных повинностей или долгов, но исчисленных не в деньгах и продуктах, как в первой грамоте, а в мехах. И плательщиками там оказываются карелы, а не русские. Находка грамоты 3 дала археологам первое древнерусское письмо шестисотлетней давности « Поклон от Грихша к Есифу. Прислав Онанья. молви Яз ему отвечал На реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосьи вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито» 6  Грамота была  оборвана. У нее не было конца, а из первой строки вырван большой кусок. Но взаимоотношения участников запечатленного в ней события понятны. «Есиф, которому послана грамота господин, феодал, землевладелец. Грихша, автор письма приказчик Есифа. Федосья - зависимая от Есифа крестьянка, она сидит на безатьщине, то есть пользуется каким-то выморочным

6 Юрганов А.Л. История России :Учебник для YII класса средних учебных заведений .- М.: Мирос, издательство «ЧеРо,1998.-240с.

 

участком земли, прежний  владелец которого обязан был варить пиво в пользу Онаньи. Онанья потребовал у Грихши, а затем и у самой Федосьи. чтобы она варила для него пиво. Однако времена перемешались. Выморочный участок оказался в руках Есифа. который поместил на него Федосью.» 7 

В 1951 г., во время археологических  раскопок в Новгороде, сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» — воскликнул руководитель экспедиции профессор А. В. Арциховский, Эти находки говорят о том, , что уровень грамотности Руси был очень высоким . Писали  много и часто  при отсутствии бумаги на Деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. Еще одна разновидность берестяных надписей из находок 1951 года - грамота 10. Это не письмо, не деловая записка, а ободок небольшого берестяного туеса. По ободку нацарапано « Есть град между небом и землею. а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану. Загадка. Вот она в переводе Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную. Эту загадку загадывали еще в прошлом веке, да и в начале нынешнего. когда библейские легенды были общеизвестны. Город между небом и землей - это ковчег, в котором Ной спасался во время потопа. Немой посол - голубь, посланный узнать, не показалась ли земля. А грамота неписаная - масличная ветвь, которую голубь несет в клюве как знак, что земля близка.»8

 Новгородские берестяные грамоты, , доказывали наличие грамотности среди простых горожан, ремесленников . Это были письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту . Особый интерес представляли  письма. Содержание их было разнообразным. В них говорилось о разных сторонах жизни и быта Новгорода, затрагивались не

7, 8 Юрганов А.Л. История России :Учебник для YII класса средних учебных заведений .- М.: Мирос, издательство «ЧеРо,1998.-240с.

которые юридические  и экономические вопросы. Среди писем нашли  деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовную переписку. Вот хозяйственное письмо приказчика своему господину «Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова.» 9 Примечательной  особенностью новгородских писем на бересте был их язык. Письма писались  разговорным, непринужденным языком. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте: «От Микиты ко Улианици.  Поиде за мене...» Исследователи пришли к признанию более широкого проникновения грамотности и образованности в среду древнерусских горожан. Однако даже в год открытия берестяных грамот это признание сопровождалось оговорками, что все же грамотность была в основном привилегией княжеско - боярских и особенно церковных кругов. Дело в том, что факты, накопленные наукой, были малочисленными и давали самую скудную пищу для раздумья исследователям. Важные теоретические построения питались главным образом умозрительными заключениями.

Попы по самой природе своей деятельности не могли обходиться без чтения и письма - значит, они были грамотны. Купцы, обмениваясь с Западом и Востоком, не могут обходиться без торговых книг, значит, они были грамотны. Ремесленникам, совершенствовавшим свои навыки, нужно записывать технологическую рецептуру - значит, они были грамотны. Первый существенный результат открытия берестяных грамот - установление замечательного для истории русской культуры явления написанное слово в Новгородском средневековом обществе вовсе не было диковинкой . Оно было привычным средством общения между людьми, распространенным способом беседовать на расстоянии, хорошо осознанной возможностью закреплять в записях то, что может не удер- жаться в памяти. Переписка служила новгородцам занятым не в какой-то узкой, специфической среде человеческой деятельности. Она не была профессиональ-

9 Юрганов А.Л. История России :Учебник для YII класса средних учебных заведений .- М.: Мирос, издательство «ЧеРо,1998.-240с.

ным признаком. Она стала повседневным явлением. Феодалы пишут своим управляющим, ключникам.

Ключники пишут своим  господам. Крестьяне пишут своим  сеньорам, а сеньоры своим крестьянам. Одни бояре пишут другим. Ростовщики переписывают своих должников и исчисляют их долги. Ремесленники переписываются с заказчиками. Мужья обращаются к женам, жены - к мужьям. Родители пишут детям, дети - родителям. Вот грамота, написанная в середине XIII века « От Микиты к Улиану. Пойди за мьне. Яз тьбе хоцю, а ты мьне.Ана то послух Игнат Моисиев .»Это обрывок самого древнего дошедшего до нас брачного контракта. Микита просит Ульяну выйти за него замуж, называя здесь же Игната Моисеевича свидетелем со стороны жениха. Любопытно, что за всу время раскопок найдено всего лишь два или три богослужебных текста - каких-нибудь полпроцента от всей прочитанной теперь бересты. Оказалось, грамотность в Новгороде неизменно процветала не только в домонгольское время, но и в ту эпоху, когда Русь переживала тяжелые последствия монгольского нашествия. Грамотность была распространена в Новгороде. Из этих же письменных источников  мы узнаем, как  обучали грамоте. Летопись 1030 года сообщает, что князь Ярослав Мудрый, придя в Новгород, собрал от старост и поповых детей 300 учити книгам . В житиях некоторых новгородских святых, написанных еще в средние века, рассказывается о том, что они учились в школах, причем об этом говорится как о вещи, вполне обычной. Наконец, на знаменитом Стоглавом соборе в 1551 году прямо заявлено Прежде сего учишица бывали в российском царствии на

Москве и в Великом Новгороде и по иным градам . Обилие берестяных грамот дало новую жизнь этим свидетельствам, показав, что обучение грамоте действительно было в Новгороде хорошо поставленным делом. Нужно было искать на самой бересте следы этого обучения. Первая такая грамота найдена ещ в 1952 году. Это небольшой обрывок. На нем неуверенным, неустановившимся почерком нацарапано начало азбуки А Б В Г Д Е Ж З . Потом писавший запутался и вместо нужных ему по порядку букв стал изображать какие-то их подобия. Самая значительная находка запечатленных на бересте ученических упражнений была сделана в 1956 году. Опираясь на данные дендрохронологии эти грамоты попали в землю между 1224 и 1238 годами, около 760 лет тому назад. Первой нашли грамоту 199. Это не был специально подготовленный для письма лист бересты.Длинная надпись грамоты сделана на овальном донышке туеса, берестяного сосуда, который, отслужив срок, был отдан мальчику и использован им как писчий материал. Овальное донышко, сохранившее по краям следы прошивки, было укреплено перекрещивающимися широкими краями бересты. Вот эти-то полосы и заполнены записями. На первой полосе старательно выписана вся азбука от а до я , а затем следуют склады ба, ва, га, да и так до ща, потом бе, ве, ге, де до ще.

На второй полосе упражнение продолжено би, ви, ги, ди и доведено только до си. Дальше просто не хватило места. Иначе мы прочли бы и бо, во, го, до и бу, ву, гу, ду Способ учения грамоте по складам был хорошо известен по свидетельствам XVI - XVII веков, он существовал и у нас в XIX и даже в начале XX века. О нем часто рассказывали писатели, изображавшие первые шаги в овладении грамотой. Всем известно, как много бумаги требует обучение грамоте, как много каждый школьник пишет упражнений, выбрасывает испорченных листов. Почему же тогда среди берестяных грамот ученические упражнения встречаются сравнительно редко. Ответ на этот вопрос был получен при раскопках на Дмитриевской улице. Там в разное время и разных слоях земли нашли несколько дощечек, отчасти напоминающих крышку пенала.

Одна из поверхностей таких дощечек, как правило, украшена различным орнаментом, а другая углублена и имеет бортик по краям, а по всему донышку образовавшейся таким образом выемки - насечку из штриховых линий. Каждая дощечка имеет на краях по три отверстия. Ей соответствовала такая же парная дощечка, при помощи дырочек они связывались друг с другом орнаментированными поверхностями наружу. На одной из найденных таких дощечек в первой половине XIV века вместо орнамента тщательно вырезается азбука от а до я, и эта находка дала нужное толкование этим загадочным предметам. Они употреблялись для обучения грамоте. Выемка на них заливалась воском, и маленькие новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому, как сейчас при обучении используется черная доска. Стало понятным и назначение лопаточки. Этой лопаточкой заглаживалось написанное на воске.

Азбука, помещенная на поверхности  одной из дощечек, служила пособием. На нее ученик смотрел, списывая буквы. И снова аналогия с современными пособиями - с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей. Понятным становится почему Онфим, уже умея писать, снова и снова выписывает на бересте азбуку и склады. Письмо на бересте было не первым, а вторым этапом обучения.

Переход от воска к  бересте требовал более сильного нажима уверенной руки. И научившись выводить буквы на мягком воске, нужно было снова учиться технике письма на менее податливой березовой коре. Летом 1957 года при вскрытии усадьбы, расположенной на углу древних Великой и Космодемьянской улиц, был найден очень интересный и важный документ. На поверхности свитка во второй строке отчетливо проступали слова князя Юрия А в XIV веке в Новгороде княжил только один Юрий - внук Александра Невского и старший брат Ивана Калиты, московский князь Юрий Данилович. Он действовал в первой половине XIV века и был убит в Золотой Орде своим соперником тверским князем Дмитрием Михайловичем в 1326 году. Не этот ли князь Юрий упоминается в грамоте Но всему свое время. Письмо написано четким красивым почерком, нелишнным изящества. С особым вкусом его автор выписывает буквы у и з, позволяющие делать росчерки. Что же написано в грамоте От Григория ко Дмитру. Автор письма и владелец красивого почерка был Григорий, а адресатом - Дмитр. Григория пишет Дмитру: « Мы здорове три Мир взяле на старой меже Юрия князя». Несомненно здесь идет речь о заключении какого-то мира, условием которого оказалось признание старой границы, старой межи, установленной еще при князе Юрии. Грамота относится ко времени более позднему, чем 1326 год. И упоминание князя Юрия в грамоте не было прижизненным, его имя связывается с прошлыми событиями. Берестяные грамоты очень разнообразны по содержанию.

Ведь они писались людьми разных социальных уровней и  занятий, разных наклонностей, охваченных разными заботами и разным настроением. Порой рукой писавшего водил гнев, порой - страх. Береста сохраняет все - от первых робких шагов в овладении грамотой до духовного завещания и извещения о смерти. Очень малочисленны грамоты, связанные с дальней торговлей Новгорода и купечеством, как особым сословием.

 Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые «граффити». Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Берестяные грамоты широко употреблялись на Руси. Об этом говорят раскопки в Смоленске, Пскове, Витебске. Это говорит о том, что люди любили и умели писать друг другу. Из берестяных грамот ученые узнали, что грамотными в Древней Руси были не только феодалы и духовенство, но и многие ремесленники, торговцы и даже крестьяне. Именно им принадлежало большинство найденных свитков.

Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись  в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве “Ох тяжко мне” и подписался своим христианским именем “Василий” .

. Об употреблении бересты  для письма ученые до находки в 1951 году новгородских грамот не только знали, но даже обсуждали вопрос о том, каким способом в древности береста подготавливалась к употреблению., что для превращения е в писчий материал бересту кипятят в воде.

Береста отличалась дешевизной по сравнению с пергаментом, а  позднее с бумагой. О том, что  бумага и особенно пергамент стоили в древности очень дорого, сохранилось много свидетельств. Для письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. В следующей экспедиции главным видом берестяной грамоты, по-прежнему, остается частное письмо. Но в дополнение к уже известным разновидностям записей - еще несколько. Изучение высших достижений древней Руси в области литературы, зодчества, живописи, прикладного искусства делало все более несостоятельной мысль о том, что удивительные цветы древнерусской культуры цвели на почве поголовной безграмотности и невежества. Новые выводы о высоком техническом уровне древнерусского ремесла, изучение дальних торговых связей древней Руси с Востоком и Западом позволили отчетливо увидеть фигуру грамотного ремесленника и грамотного купца.

Информация о работе Грамотность на Руси