Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:18, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие неразрывно связано с историческими факторами, которые воздействуют на становление, развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит всё, что создано умом талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
Писец промокал чернила мелкотолченным песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.
К сожалению, древнейших
книг сохранилось очень мало. Всего
около 130 экземпляров бесценных
На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был “устав” - с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный “устав” сменил “полуустав” с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать “скорописью” - плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь) , образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях “под старину” .
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком “титло” - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - “силу” .
Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
Любопытны и некоторые
особенности древнерусской
Труд писца бел нелёгок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте “инициал” - писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - “писать с красной строки” . Завершался раздел “концовкой” - небольшим рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих на павлинов.
Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов) , иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения. Создание книг сыграло большую роль в развитии и подъёме культуры. Один из древнейших и красивейших окладов принадлежит "Мстиславову Евангелию", созданному в Новгороде в начале XII в. Это настоящий шедевр ювелирного искусства. Все поле оклада покрыто изысканной золотой сканью. В центре – фигурная золотая запона с изображением Христа, ангелов и святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. По сторонам, на фоне скани, симметрично расположены драгоценные камни и эмальерные изображения святых.Книга в дорогом окладе считалась ценным подарком. Ее часто вкладывали в храмы и монастыри "на помин души". В 1571 г. Иван Грозный вложил в Благовещенский собор Кремля "Евангелие" в редком по красоте золотом окладе. В центре его, в медальоне, окруженном драгоценными камнями, помещено чеканное изображение "Сошествия в ад". По углам – четыре евангелиста. Все поле оклада покрыто тончайшим растительным орнаментом, выполненным цветной эмалью по золотой скани.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой любой древней культуры является письменность. Древняя Русь до официального принятия Христианства знала письменность. Миссионером Кириллом была создана кириллица, которая стала славянским алфавитом. С принятием Христианства, распространяется грамотность, развивается письменность, открываются школы в Древней Руси. Грамотой владеют все демократические слои населения. Большое значение придается обучению письму и освоению азбуки . Из изученных документов найденных археологами видим,
что постоянно среди жителей ведется личная переписка, деловая переписка.. Вместо бумаги используется береста, пергамент, которые специально обрабатывают. Появляются рукописные книги, которые ценятся очень высоко- их называют « источниками мудрости». Появляются исторические сочинения - летописи, в которых отражаются все важнейшие события происходящие в государстве. Через христианизацию, связь с Византией Русь получила доступ к переводным текстам античной культуры. Развивалась и собственная педагогическая мысль. Высшим достижением ее в то время стало обоснование Владимиром Мономахом о необходимости соединения образования с жизненными интересами человека. Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 века невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства.
На Руси укрепляется международный авторитет страны, закрепляются связи с другими государствами. На основании вышеизложенного можно сделать вывод: что древнерусская культура открыта и синтетична., отсутствует слепое копирование, иностранные работы перерабатываются к местным условиям. Вместе с тем отсутствие слепого копирования, переработка иностранных работ к местным условиям позволяет говорить о том, что древнерусская культура была открыта и синтетична.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Чистякова —М.: Издательство БЕК, 1999
2. История России: в 2 т. Т. 1 : С древнейших времён до конца XYIIIи. /А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин и др; под редакцией А.Н.Сахарова- М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАОНПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003 – 943 с.
3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. история России :Учебник для класса средних учебных заведения.-М.:Мирос, издательство «ЧеРо»,1998.- 240с.
4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен Соловьев С.М. История России с древнейших времен
http://www.kulichki.com/
http://www.textreferat.com
http://jedgo.ru/pismennost.
Боханов А.Н., Горинов
М.М. http://www.xrenoder.ru/
Вернадский Г.В. «Древняя Русь». http:// gumilevica.kulichki.net/ VGV/ vgv183.htm vgv183para06 История России с древнейших времен до конца XVII века.
.
1
Г.В. Вернадский «Древняя Русь» http://gumilevica.kulichki.
2
Г.В. Вернадский «Древняя Русь» http://gumilevica.kulichki.
3
Г.В. Вернадский «Древняя Русь» http://gumilevica.kulichki.
4
Г.В. Вернадский «Древняя Русь» http://gumilevica.kulichki.