Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью работы является изучение вклада II Ватиканского Собора в развитие современной католической теологии. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки реформ;
- проанализировать догматические изменения;
- проанализировать декларацию о миссионерской деятельности;
- проследить изменения в пастырском служении;
- определить специфику отношения к нехристианским религиям.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Предпосылки реформ……………………………………...9
Глава II. Основное содержание деятельности II Ватиканского Собора
2.1. Догматические изменения…………..……………………….17
2.2. Пастырское служение…………………….…………………..26
2.3. Миссионерская деятельность……………………………….29
2.4. Отношение к нехристианским религиям…………………..31
Заключение……………………………………….………………….34
Список источников и литературы………………………………35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Предпосылки реформ……………………………………...9
Глава II. Основное содержание деятельности II Ватиканского Собора
2.1. Догматические изменения…………..……………………….17
2.2. Пастырское служение…………………….…………………..26
2.3. Миссионерская деятельность……………………………….29
2.4. Отношение к нехристианским религиям…………………..31
Заключение……………………………………….…………
Список источников и литературы………………………………35
Введение
Актуальность обусловлена тем, что на примере работы II Ватиканского Собора можно рассмотреть как были устранены противоречия между доктриной католицизма, церковно-иерархической структурой, традициями Церкви и реальностями современного мира, способствовать единству христиан и добиться обновления теологии и практики католической церкви и ее приспособления к требованиям современности.
Целью работы является изучение вклада II Ватиканского Собора в развитие современной католической теологии. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки
- проанализировать
- проанализировать декларацию о миссионерской деятельности;
- проследить изменения в
- определить специфику отношения к нехристианским религиям.
Объектом исследования является процесс развития современной католической теологии.
Предметом исследования является деятельность II Ватиканского Собора, который внес огромный вклад в осмысление места и роли католической церкви в современном мире, в её адаптацию к основным проблемам современности.
Хронологические рамки совпадают с периодом деятельности II Ватиканского Собора (11 октября 1962- 8 дек 1965).
Методология
исследования базируется на
Источниковедческая база
1. Апостольские и догматические конституции (constitutiones apostolicae), затрагивающие как вероучительные, так и организационные вопросы, имеющие особую значимость для католической церкви. Главенствующее место в этой группе занимают конституции, изданные Вселенским собором и одобренные папой. Они содержат доктринальные положения церкви и имеют неоспоримый характер для католиков.
Для изучения современной
2. Энциклики (encyclicae), папские послания и письма (litterae et epistulae pontinciae), преимущественно имеющие вероучительный, нравственный или социальный характер. Различаются окружные послания (litterae encyclicae), обращенные ко всей Церкви, и окружные письма (epistolae encyclicae), адресованные отдельной группе церковных иерархов, например, епископам одной страны. Особо выделяются рукописные послания (chirographa), которые обычно направляются одному из кардиналов и написаны от руки самим папой. Они имеют скорее административный, нежели вероучительный характер, и содержат предложения и указания касательно способа разрешения отдельных церковных вопросов. Подобного рода документы направлялись также главам государств или некоторым выдающимся церковным иерархам по определенным проблемам.
Для изучения истоков современной католической теологии важными источниками являются и энциклики. В настоящем исследовании использовались, прежде всего, энциклики, отражающие эволюцию официальной позиции Святого престола по актуальным вопросам общественной жизни - энциклика Пия ХI «Ubi arcano»; энциклика Папы Пия ХII «Humani generis»; энциклика Папы Иоанна XXIII «Ad Petri Cathedram» (29 июня 1959); энциклика Папы Павел VI «Ecclesiam suam» (6 августа 1964).
В современной историографии существует достаточно большое количество исследований, посвященных деятельности II Ватиканского Собора.
В советской исторической
Патрик де Лобье в своей
монографии «Три града.
Юрий Табак в своей книге
«Православие и католичество. Основные
догматические и обрядовые
Книга Рашковой Р.Т. «Ватикан
и современная культура»
«История Второго Ватиканского
собора» под редакцией
Книга известного шведского
Сурманек Ш. в своей книге
«Общие тенденции развития
Завершая обзор историографии,
отметим, что в исследованиях
зарубежных и отечественных уче
Многие из этих исследований
чрезвычайно важны для
Данная работа состоит из
Глава I. Предпосылки реформ
23 декабря 1922 г. папа Пий ХI обнародовал энциклику «Ubi arcano», где изложил программу своего понтификата. В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного Ватиканского I Собора, прерванного в 1870 г. Папа поручил систематизировать архивы предыдущего Собора, начать исследования его материалов, в том числе тех, которые были подготовлены, но не были обсуждены («Acta Congregationum generalium», изданные в 5 т. при папах Пие IX и Льве ХIII). Экспертами-теологами было выделено несколько тем для обсуждения на будущем Соборе, решение которых в свое время было отложено из-за первой мировой войны: догматическая конституция о вере (в т. ч. догмат о взятии Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом), вопрос о Церкви, о подготовке канонического кодекса Церквей восточного обряда (униатских), о международном порядке, о работе организаций Католического действия, проблемы школьного образования, «женский вопрос». 22 октября 1923 г. гос. Секретариат от имени папы разослал кардиналам, архиепископам, епископам, прелатам и аббатам nullius письма с предложением в течение 6 месяцев высказать свое мнение по поводу возобновления Собора, прерванного во время понтификата Пия IX. Из 1165 опрошенных 913 чел. высказались «за», 63 воздержались от ответа, 34 выступили против. Однако после заключения Латеранских соглашений 1929 г. папский престол, занятый организацией государства Ватикан и папской администрации, вопрос о созыве Собора отложил.1
Папа Пий ХII вновь обратился к идее созыва общецерковного католического Собора. 4 марта 1948 г. он распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения. Ее президентом был назначен нунций в Италии архиепископ Франческо Боргонджини Дука (впоследствии кардинал), секретарем - профессор догматического богословия Лувенского университетата иезуит П. Шарль. Комиссия подготовила письмо епископату с перечислением многих вопросов современности, которые могли бы быть разрешены на Соборе, с предложением высказаться по этому поводу в свободной форме. В силу возникших в комиссии разногласий по вопросу организации Собора она провела свое последнее заседание 4 янв. 1951 г. и передала вопрос на рассмотрение папе; тот принял решение не продолжать работу с проектом. Многие из материалов Комиссии были использованы папой Пием ХII, в том числе в энциклике «Humani generis». В окончательном варианте текстов Ватиканского Собора насчитывается не менее 201 цитаты или отсылки к 92 документам папы Пия XII.2
Папа Иоанн XXIII 25 января 1959 г., через 3 месяца после своего избрания на престол в римском базилике св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), впервые сделал официальное объявление о своем намерении созвать новый вселенский Собор католической Церкви, главными задачами которого он назвал возвращение к древним формам изложения вероучения, упорядочение церковной дисциплины, оживление религиозной жизни, а также выделил экуменический аспект. Известие о намерениях папы Иоанна XXIII провести Собор было полной неожиданностью для многих, видевших в 77-летнем понтифике фигуру «переходного периода». Даже в официальной ватиканской прессе сообщение о выступлении папы в базилике св. Павла было обойдено молчанием, в официальной газете «L'Osservatore Romano» информация о планируемом Соборе впервые появилась лишь 1 февраля.3
В начале февраля 1959 г. текст выступления папы был передан на рассмотрение членам коллегии кардиналов, после чего в Рим стали поступать отклики и предложения, касающиеся тематики Собора. Для суммирования всех пожеланий и предложений 17 мая 1959 г. была создана Предподготовительная комиссия (ППК). Ее председателем был назначен префект Конгрегации по чрезвычайным церковным делам, госсекретарь Ватикана кард. Доменико Тардини, секретарем - прелат-аудитор трибунала Rota Romana Перикле Феличи. В состав ППК вошли асессоры и секретари куриальных конгрегаций.4
На открывшейся 26 мая 1959 г. 1-й рабочей сессии Предподготовительной комиссии было заявлено, что созываемый Собор ориентируется на решение текущих проблем Римско-католической Церкви и не ставит своей целью завершение доктринальных определений I Ватиканского Собора. Объявлялось, что официальным языком созываемого Собора будет латынь - «язык Церкви». 18 июня были разосланы почти 2800 писем прелатам и аббатам nullius, резиденциальным и титулярным епископам, нунциям, викариям и апостольским префектам, генеральным настоятелям братств и конгрегаций, а также богословским и юридическим факультетам католических университов с предложением подготовить «исследования в области их специализации по проблемам, которые могут быть с пользой обсуждены и решены на Соборе». Были проведены консультации с ведомствами курии, нунциями и католическими университами. 5