Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью работы является изучение вклада II Ватиканского Собора в развитие современной католической теологии. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки реформ;
- проанализировать догматические изменения;
- проанализировать декларацию о миссионерской деятельности;
- проследить изменения в пастырском служении;
- определить специфику отношения к нехристианским религиям.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Предпосылки реформ……………………………………...9
Глава II. Основное содержание деятельности II Ватиканского Собора
2.1. Догматические изменения…………..……………………….17
2.2. Пастырское служение…………………….…………………..26
2.3. Миссионерская деятельность……………………………….29
2.4. Отношение к нехристианским религиям…………………..31
Заключение……………………………………….………………….34
Список источников и литературы………………………………35
22 и
25 ноября состоялись голосования по окончательному
принятию этого документа (2147 голосов
против 4). Провозглашенный документ получил
дисциплинарно-
Одновременно с работами соборных комиссий по переделке проектов осуществлялись реформы, предписанные уже принятыми документами, в том числе литургическая, проводимая Комиссией по применению конституции о литургии. 27 января 1965 г. был опубликован декрет о внесении изменений в чин мессы. 7 марта папа Павел VI впервые совершил мессу по «новому» обряду (так называемый чин мессы 1965 г.) - лицом к народу, на итальянском языке (за исключением евхаристического канона). Появление нового чина мессы, существенно отходившего от предписаний конституции о священной литургии, вызвало недовольство «традиционалистов», видевших в нем влияние протестантизма и скрытое отрицание традиционного католического учения о реальном и действительном присутствии Христа в Евхаристии. В связи с этим Павел VI подготовил и выпустил 3 сентября 1965 г. энциклику «Mysterium Fidei», в которой подчеркнул неизменное сохранение католического учения о Евхаристии и осудил богословские новшества в этом вопросе, выдвигаемые некоторыми сторонниками «aggiornamento».18
В результате
проведенных революционных
Вопреки ожиданиям отцов II Ватиканского собора, все эти либеральные «великие реформы» — попытки ввести в учение Католической церкви элементы протестантизма и идеологию прогресса и масонского «просвещения», адогматизм — оттолкнули верующих католиков от церкви, посещаемость храмов резко снизилась.20
Как признаются сами католики, наиболее пагубным следствием II Ватиканского собора стала богослужебная реформа 1969 года, проведенная папой Павлом VI.21 II Ватиканский собор разрешил переводить традиционную Тридентскую латинскую мессу на национальные языки с санкции местной епископской конференции и заменять старые богослужебные тексты вновь составленными, что и было осуществлено на практике в последующие 10–15 лет во всех католических странах. В результате многие из католиков, привыкшие к традиционной латыни в богослужении, указывали на утрату сакрального молитвенного характера богослужения, а введение в обиход новых переводов мессы и отказ от намоленного за многие столетия латинского языка богослужения не только не привели в католические храмы новых людей, но оттолкнули огромную часть постоянных прихожан, для которых латинский язык означал преемственность традиций и древней культуры Римской церкви. Так, например, на воскресных мессах в крупнейших католических соборах Франции и других западноевропейских стран богомольцев почти нет; в некоторых странах здания древних соборов и кирх продаются под кафе и прочие увеселительные заведения, так как служить мессы в них попросту не для кого.22
Богослужебный модернизм привел к тому, что нередко мессы совершаются под гитару, в рок-ритмах, при минимуме традиционных богослужебных облачений у духовенства. 23
Само богослужение было не просто сокращено (современная месса длится около 40 минут, иногда и намного меньше), а именно переделано так, чтобы больше походить на протестантскую службу. В частности, реже поминаются святые, многие из которых были попросту удалены из католических литургических календарей (среди них и некоторые святые Древней Церкви) под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные (например, св. великомученик Георгий Победоносец, св. великомученицы Варвара и Екатерина и др.). Вечерня и утреня перед мессой не служатся. Посты в современной Католической церкви практически упразднены: католикам теперь предписывается поститься лишь один день в году — в Страстную Пятницу, да и то не строго. 24
Священник во время совершения нового чина мессы стоит за выдвинутым престолом лицом к народу (а не к алтарю) по образцу протестантских собраний: священник и миряне образуют как бы круг равноправных сослужителей литургии (в прежнем, традиционном чине латинской Тридентской мессы священник стоял, как и в Православной Церкви, спиной к народу, как посредник между Богом и верующими). Верующие произносят слова молитв вместе со священником.25
В новой мессе алтаря в старом понимании вообще нет – вместо него используется переносной столик. Изменен и сокращен также набор молитв и песнопений, упрощено облачение клира и т.д. Из многих католических храмов удалены старинные статуи и иконы.
Как свидетельствуют сами католики, «II Ватиканский Собор положил начало практическому иконоборчеству, распорядившись во внешне благопристойной форме (без теоретического иконоборчества) уменьшить количество священных изображений в церквах». После II Ватиканского собора исповедь в католических храмах отделена от причастия, в результате чего исповедь стала исчезать из приходской практики. Богослужение «гуманизировалось», акцент ставится не на Богообщении, а на человеческом общении членов общины. 26
Все эти модернистские богослужебные реформы в Католической церкви объяснялись «миссионерскими целями», стремлением приблизить службу к народу, возвратом к древней практике Церкви.27
Глава III. Пастырское служение
5-15 ноября Собор рассматривал проект «De pastorali munere episcoporum in Ecclesia» (О пастырских обязанностях епископов в Церкви). Помимо тезиса об управлении католической Церковью епископской коллегией во главе с папой концепция документа содержала новую модель формирования Римской курии. Епископов и кардиналов для работы в конгрегациях курии предлагалось выбирать на национальных епископских конференциях, представив выбранные кандидатуры на утверждение папе вместо прежнего единоличного назначения папой кандидатур. Видя в этом очередное ограничение примата папы Римского, «традиционалисты» потребовали прекратить обсуждение этого вопроса, и проект «О епископах» был отложен для новой доработки в свете планируемого решения вопроса о коллегиальности. 28
3 декабря на 79-й Генеральной конгрегации было оглашено подписанное 30 ноября motu proprio Павла VI «Pastorale Munus», в котором епископам предоставлялось расширение их прав в осуществлении власти по церковно-каноническим вопросам.
Прошедшее 18-23 сентября 1964 г. рассмотрение проекта «О пастырских обязанностях епископов в Церкви», содержавшего также тезисы о коллегиальности, закончилось вынесением этих спорных тезисов на рассмотрение комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, а сам проект был отложен до окончательного принятия конституции о Церкви.
29 и 30 сентября 1964 г. состоялись голосования по изменениям, внесенным в предисловие и 1-ю главу проекта «О пастырском служении епископов в Церкви», отклоненного на 3-й сессии Ватиканского Собора. 6 октября проект декрета «О пастырском служении епископов в Церкви» был принят «в целом», но в него было решено включить добавление об учрежденном синоде епископов. В процессе дебатов поднимался вопрос об общей реформе Римской курии, вместо которой предлагали составить синодальные епископские комиссии, однако это вызвало резкое неприятие со стороны «интегристов». 29
Принятый декрет «О пастырских обязанностях епископов в Церкви» состоит из 44 статей, объединённых в 3 главы, предваряемых вступлением и завершаемых общим поручением:
Декрет подробно описывает роль епископов, клириков высшей степени священства, в Церкви. Три части декрета открывают с разных сторон смысл епископского служения. Первая глава описывает общее значение епископов в Церкви, а также их связь со Святым Престолом. Вторая глава посвящена епископам, возглавляющим епархии (диоцезы); в ней описываются задачи и обязанности епископа по отношению к верным епархии, которой он руководит. Во второй главе также описываются обязанности различных людей и структур епархии, касающиеся помощи епископу: епископов-коадьюторов и епископов-помощников, курии, диоцезных советов, всего диоцезного клира и монашествующих. Наконец третья глава посвящена более глобальным структурам по сравнению с епархией — митрополиям, епископским конференциям — структурам, в рамках которых епископы призваны сотрудничать ради блага Церкви.31
Глава IV. Миссионерская деятельность
7 октября 1965 г. на 4-й сессии Ватиканского Собора на рассмотрение был представлен проект декрета «О миссионерской деятельности Церкви», но непосредственные дебаты по документу начались лишь 11 октября. На следующий день предложенный текст был принят в качестве основы и направлен на доработку. 11 октября после кратких дискуссий по документу «Об обновлении жизни монашествующих», закончившихся внесением в него пункта «О смысле монашеского призвания», он был большинством голосов принят «в целом». За финальный вариант документа высказалось 2 394 участников собора, против — 5. Своё название получила по принятой в католицизме практике по своим двум первым словам.
Декрет состоит из 41 статей, объединённых в 7 глав:
Декрет подчёркивает, что миссионерская деятельность по возвещению Евангелия всем народам заложена в природу самой Церкви. Церковь, повинуясь заповеди своего Основателя, обязана проповедовать Слово Божие по всей Земле, так же как это делали апостолы и их последователи.
Текст декрета призывает миссионеров уважать национальные и культурные народов в той мере, в какой они не противоречат евангельским принципам и «с радостью и уважением вскрывать заложенные в них семена Слова»33. Декрет побуждает участников миссионерской деятельности к сотрудничеству с различными организациями, включая нехристианские, ведущими деятельность направленную на улучшение условий жизни людей.
Декрет предписывает обязательность катехумената для новообращённых. Миссионеры призываются способствовать не только одиночным обращениям, но и созданию крепких церковных общин, укреплению местных монашеских традиций, подготовке катехизаторов и поиску призваний к священству из числа местных верных.34
Декрет Ad Gentes также описывает основные принципы подготовки миссионеров и качества, которыми должен обладать миссионер ведущий деятельность в нехристианском окружении. Подчёркивается, что миссионерская деятельность должна быть строго организована в рамках церковной иерархии. Запрещается использовать при обращении в христианство неподобающие методы. Церковь строго запрещает принуждать, привлекать или приманивать к вере кого бы то ни было, применяя при этом неподобающие средства; с другой стороны, она решительно отстаивает право каждого человека на то, чтобы его не отвращали от веры посредством угроз и несправедливых притеснений.35
Глава V. Отношение к нехристианским религиям
4-6 января 1964 г. папа Павел VI посетил Иерусалим, где встречался с польским Патриархом Афинагором и Иерусалимским Патриархом Венедиктом, а также с представителями мусульман и иудеев.
В целях развития диалога с представителями нехристианских религий 19 мая 1964 г. был создан секретариат по нехристианским религиям (председатель - кардинал П. Марелла).
В энциклике «Ecclesiam suam» от 6 августа папа Павел VI провозгласил основной целью своего понтификата проведение Ватиканского Собора и «aggiornamento» в Церкви.36 В энциклике говорилось о необходимости диалога со всеми христианами, а также с исповедующими иудаизм, ислам и другие религии.
1 сентября 1964 г. Павел VI направил кардиналу Э. Тиссерану письмо, в котором определил целями 3-й сессии Собора помимо обновления Церкви и единения христиан необходимость пробуждения религиозного сознания во всем мире и помощь в установлении справедливости и мира между народами.37
14 октября 1965 г. состоялось обсуждение текста документа «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», в который уже были внесены исправления, и 15 октября большинство в 1763 голоса высказалось за его принятие «в целом», но 250 голосовавших «против» требовали дальнейшей доработки, связанной с пунктом об иудаизме, откуда, несмотря на протесты «интегристов», было удалено упоминание об ответственности еврейского народа за распятие Христа.
Декларация Nostra aetate «Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий» явилась весьма важным документом не только для нового истолкования экумнизма, но и для понимания отношений между Католической Церковью и иудаизмом. Еще в сентябре 1960 г. Папа Иоанн XXIII поручил кардиналу Беа, председателю Секретариата христианского единства, представить проект документа об отношении Церкви к евреям. Многократно перерабатываемый текст расширился затем также и за счет новой католической оценки мировых религий. Декларация исходила из того, что религиозность - единственный спутник человека и каждая религия есть проявление этого. Поэтому и нехристианские религии также содержат ценные и достойные уважения со стороны христианина элементы.38