Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:57, реферат
Видение России XV-XVII веков на примере «Записок о Московии». Описание территории государства, власти, торговли и культуры тех времен.
Введение….………………………………………………………………………..…3
1 Территория государства Российского………….………………………………...5
2 Государственная власть России………..………………..………………….….....6
3 Управление государства Российского………………………...….…….…..…...12
4 Торговля России……...…………………………………………………….….....16
5 Культура и религия………………………………………………………….……19
Заключение…………………………………………………………………….……26
Список использованных источников………………..……………..…………...…27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….……………………………………………………
1 Территория
государства Российского………….……
2 Государственная
власть России………..………………..…………
3 Управление
государства Российского…………………
4 Торговля
России……...…………………………………………………
5 Культура
и религия………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………..……………..………….
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрим вопросы: какой видели иностранцы Россию XV-XVII веков (какова территория, какой представляется государственная власть, какими видят русских воинов иностранцы, какая система управления), их размышления и выводы, а также какое это имело значение для русского человека.
До
нас дошли знаменитые «Записки о Московии»
Герберштейна, где он описывает обычаи
русского человека, дает некоторые сведения
о войске. Другие путешественники, как,
например, К. де Бруин, оставили нам описания
русских городов центральной части страны
и Сибири, где также побывали иностранцы.
Приводятся заметки иностранцев о внутреннем устройстве
России, о ее народе,
об экономическом положении страны. Немногие
из иностранных гостей знали русский язык,
что, естественно, приводило к некоторым
сложностям в изучении ими русского государства.
Но, тем не менее, иностранцы посещали
Россию, она не оставалась без их внимания.
Записки,
воспоминания, дневники путешествий
иностранцев, посетивших
Россию в XV – XVII веках, составляют целую
библиотеку. На протяжении всего столетия
в стране находились тысячи людей из всех
стран мира. Это были купцы, ремесленники,
инженеры, военные, ученые, специалисты
по отдельным отраслям знаний, дипломаты,
туристы, разведчики, авантюристы и просто
искатели счастья. Политика и культура,
экономика и быт, религия и нравы – все
отразилось в записках и мемуарах, докладах
и тайных реляциях. Огромная страна явилась
темой бесчисленных сочинений.
Мемуары, записки иностранцев о России XV – XVII веков очень разнообразны и по содержанию – фактология, направленность, – и по жанру – форма, методика подачи материала. Но в этом разнообразии предметного описания и плюрализма мнений их значение и ценность. Восполняя, дополняя, а подчас даже оспаривая друг друга, записки дают возможность увидеть тот образ России XV – XVII веков, который складывается у иностранцев, очевидцев происходящего.
Данная
работа выполнена с несколькими источниками.
Очень много писал о России С. Герберштейн.
Он хорошо знал русский язык, что очень
важно, у него не было языкового барьера
при общении, и круг его общения не ограничивался.
Следовательно, сведения его можно считать
более достоверными, чем у иностранцев,
не знавших русского языка. Он оставил
нам свои «Записки о Московии», где мы
можем подробно узнать о культуре и обычаях
русского народа. Очень много Герберштейн
писал о религии, о церковных обрядах и
о роли религии в жизни общества. Кроме
того, в
«Записках о Московии» изложена краткая
история России, начиная с князя
Владимира. Не оставляет Герберштейн без
внимания такие темы как война и русское
войско, население России, торговля в России.
Пишет он также и о городах русских.
Кроме Герберштейна, о городах России писали очень многие иностранные путешественники и дипломаты. Их сочинения, переведенные на русский язык, собраны в таких литературных источниках, как «Записки о России XVI–XVII веков» Д. Горсея, «Россия 1-ой половины XIX века глазами иностранцев», «Россия XVIII века глазами иностранцев», «Проезжая по Московии» Г.П.Скрынникова. Очень много описаний местностей, людей и обычаев в этих местностях в литературных источниках «Россия 1-ой половины XIX века глазами иностранцев», «Россия XVIII века глазами иностранцев». Это – сборники записок, дневников путешественников, побывавших и на севере России, и на юге, и в Сибири, и, конечно же, в Москве. Все иностранцы описывали Москву, столицу России, и каждый добавлял туда что-либо свое, отмечая в ней что- либо особенное, показавшееся ему наиболее интересным.
Практически все записки иностранцев о России, использованные в данной работе, позволяют взглянуть на историю государства со стороны, лучше понять ее смысл и увидеть некоторые ее стороны, не замечаемые русскими историками.
ТЕРРИТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
Герберштейн первый дает довольно точное определение главного народа, живущего в северо-восточной Европе за Польшей, и довольно подробно обозначает пределы занимаемой им области. Русскими, говорит он, называются вообще все народы, говорящие по-славянски и исповедующие христианскую веру по обряду греческому. Они так размножились, что вытеснили все живущие между ними чужие племена или распространили между ними свои обычаи. Позднее писатели сообщают нам об окраинах Московского государства известия, которые позволяют в общих чертах следить за постепенным его распространением на юго-восток. Интересны заметки о краях, мало изведанных и потому неизвестных иностранцу.
Так, например, территория за Обью, названная Лукоморьем, описывается следующим образом: «В Лукомории, горной и лесной стране, лежащей за Обью подле Ледовитого океана, есть город Серпонов, где живет народ серпоновцы, с грустинцами и серпоновцами ведут немой торг черные люди, лишенные дара слова человеческого, которые приходят от озера китайского с разными товарами, преимущественно с жемчугом и драгоценными камнями.
В Лукомории живут другие дикие люди с одним очень странным и баснословным свойством: рассказывают, что каждый год в ноябре они умирают или засыпают, а на следующую весну, в апреле, оживают, подобно лягушкам или ласточкам. Грустинцы и серпоновцы торгуют и с ними, но особенным образом...». Автор «записок о Московии», Герберштейн, относясь к ним с недоверием, не опровергает их совсем. Писатели в XVII веке пытаются по возможности объяснить эти баснословные рассказы. Примером этого может служить Олеарий. Рассказы о людях с собачьими головами, покрытых шерстью, по его мнению, произошли оттого, что жители берегов Ледовитого океана носят особенного рода верхнюю одежду из звериных шкур, обращенных шерстью наружу. Она закрывает тело с головы до ног и имеет один разрез около шеи.
ГОССУДАРСТВЕННАЯ
ВЛАСТЬ РОССИИ
Далеко
от столицы, с первых шагов на почве
Московского государства, наблюдательный
иностранец начинал уже чувствовать
вокруг себя, на людях, которых он встречал,
могущественно действовавшее
Поэтому иностранец, приезжавший в Москву,
и без особенной наблюдательности, только
присматриваясь и прислушиваясь к тому,
что происходило и говорилось вокруг него,
мог понять значение и размеры власти
московского государя. По описанию иностранцев,
этот государь стоит неизмеримо высоко
над всеми подданными и властью своею
над ними превосходит всех монархов на
свете. Эта власть одинаково простирается
как на духовных, так и на светских людей.
Иностранцы дивятся благоговейной покорности,
с которой подданные относятся к московскому
государю. Слушая рассказы московских
послов, венский архиепископ приходил
в умиление от такого послушания подданных
государю «яко Богу».
«Что касается величины русского двора, то должно заметить, что государь, правящий сим государством, есть монарх неограниченный над всеми своими народами; что он делает все по своему усмотрению, может располагать имуществом и жизнью своих подданных, с низшими до самых высших, и, наконец, что всего удивительнее, что власть его простирается даже на дела духовные, устроение и изменение богослужения по своей воле», – пишет К. де Бруин.
Ясно и скоро, даже не изучая обычаев, поняли иностранцы значение московских вельмож, их характер и отношение к государю. Поссевин делится отсутствием всякого аристократического гонора в этих вельможах, рассказывая, как большие послы московские, приехав на Кивярову гору для заключения мира с Польшей, привезли с собой товары и бесцеремонно открыли лавки для торговли с польскими купцами.
Неудивительно, что люди, привыкшие к другим порядкам, побывав при московском дворе, уносили с собой тяжелое воспоминание о стране, в московском дворе, уносили с собой тяжелое воспоминание о стране, в которой все рабствует, кроме ее властелина.
О составе двора государева иностранцы в XVI веке сообщает немного подробностей. Иовию русские послы говорили, что двор государя составляют важнейшие князья и военные сановники. Подле царя всегда находится окольничий, принадлежавший к числу высших советников государя, тот окольничий, по словам Герберштейна, занимал должность претора или судьи, назначенного от государя. Из других придворных сановников в конце XVI века упоминаются: конюший боярин, смотревший за царскими лошадьми, – первый сановник при дворе; потом дворецкий, казначей, контролер, кравчий, главный постельничий и три фурьера.
Известие в XVII веке описывает с большими подробностями лестницу чинов, сосредоточившихся при дворе около особы государя.
Иностранцы описывают довольно в резких чертах власть московского государя и его отношение к окружающим; в заключение наиболее спокойные из них приходят к нелестной дилемме: трудно решить, говорят они, дикость для народа требовать такого самовластного государя, или от самовластия государя народ так одичал и огрубел. Некоторые сравнивают государя с турецким султаном.
Но
как ни резки черты, в которых изображают
иностранцы отношение верховной власти
к ее окружению, мы не может назвать их
преувеличенными.
Так же не преувеличены рассказы иностранцев
о времени Ивана Грозного.
Не зная истины, скрытых мотивов борьбы за власть, истоки которой уходят в далекое прошлое, иностранцы заметили, однако же, последние ступени, которые прошли в продолжение этой борьбы за власть московских государей, начав усиливаться.
Главное учреждение, которое ведало (до второй половины XVI века) дела, относившиеся к войску, был Разряд, или Разрядный приказ. Здесь хранились списки всех служивых людей; в эти списки вносились имена всех дворян или детей боярских, достигших определенного возраста. О сборе служивых людей имеется известие от конца XVI века. Начальники четвертей в случае войны посылали повестки к областным правителям и дьякам, чтобы все дети боярские к известному дню собирались на какую-то границу, туда-то.
Там отбирали их имена писцы, назначенные Разрядом. Не явившиеся в срок, подвергались штрафу и строгому наказанию. Гербейштейн говорит, что на это время прерывался обычный ход замещения очередных должностей, и все служивые люди должны были идти в поход. Служивым людям редко дается покой, говорит тот же иностранец.
О числе войска имеем различные показания. Те из иностранных писателей, которые не были сами в России, сообщают огромные цифры. Кампезне, перечисляя княжества, составлявшие собственное московское государство говорит, что в одном московском княжестве считается до 30000 бояр и дворян, служивших всадниками и всегда готовых к войне. Так как приведенные показания заимствованы прямо или непосредственно из рассказов русских, то эти, без сомнения, преувеличенные цифры легко объясняются понятным желанием рассказчиков выставить в выгодном свете военные силы своего отчества.
В первой половине XVII века конница по-прежнему преобладала в московском войске, а во второй половине то же века, по показанию Мейерберга и Рейтенфильса пехота превышала численностью конницу и составляла лучшую часть русского войска.
В Москве караулы держали стрельцы. Кроме них, Невиль упоминает об отряде, который составлялся из московских горожан и в мирное время употреблялся для той же цели. Стрельцы имели характер пешего войска, стальная пехота собиралась только в военное время.
У Мейерберга находим неопределенные известия о солдатах: он говорит, что в случае нужды царь мог собрать какое угодно число пеших ратников, которые сбегаются на звук барабана в надежде поживиться во время похода богатою добычей; в отличие от стрельцов, их называют солдатами; они распределяются на полки, под командой иностранных офицеров. На хорошее жалование привлекало иностранцев на русскую службу, и в XVII веке число иностранных офицеров в русском войске увеличивалось в значительной степени.
Рейтанские
и солдатские полки набирались из
охочих людей, без поместных или мало поместных
дворян, из детей боярских, а также из крестьян
по всему государству. Ими командовали
преимущественно иностранцы.
Рейтенфильс уверяет, что эти полки могли
равняться с лучшими войсками
Европы.
Петрей оставил описание осмотра, который производился собравшимися соратниками перед выступлением в поход: воеводы собираются вместе и садятся в избе у окон или в шатрах и вызывают к себе один полк за другим. При них стоит дьяк со списком в руках, по которому он вызывает по имени каждого ратника; ратник должен выступить вперед и показаться воеводам. Если какого- то ратника не оказалось на месте, дьяк ставил в списке против его имени отметку для дальнейших распоряжений. Неявка не службу преследовалась строго. Смотр повторялся и во время похода каждую неделю.
Информация о работе Иностранцы о Московии и древней Москве XV-XVII века