Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:57, реферат
Видение России XV-XVII веков на примере «Записок о Московии». Описание территории государства, власти, торговли и культуры тех времен.
Введение….………………………………………………………………………..…3
1 Территория государства Российского………….………………………………...5
2 Государственная власть России………..………………..………………….….....6
3 Управление государства Российского………………………...….…….…..…...12
4 Торговля России……...…………………………………………………….….....16
5 Культура и религия………………………………………………………….……19
Заключение…………………………………………………………………….……26
Список использованных источников………………..……………..…………...…27
Наказания за лихоимство в суде, отличавшиеся особенной суровостью, не могли иметь успеха. Взятки не истреблялись, хитрецы придумывали способ обходить закон.
ТОРГОВЛЯ
В РОССИИ
Страна поставляла на рынок продукты земледелия, меха и вообще сырье, нуждалась же в продуктах непервоначальной, мануфактурной промышленности, предметах роскоши и культуры. Важнейшими торговыми пунктами были Новгород, Псков, Архангельск, Вологда, Ярославль, Астрахань. Москва имела значение преимущественно как центр внутреннего торгового движения.
Цены товаров (мяса, рыбы и т.д.), свозившихся в Москву, казались иностранцам необыкновенно дешевыми.
По
Волге шло самое оживленное торговое
движение. Здесь была самая многолюдная,
по словам Герберштейна, ярмарка в целом
государстве. Торговля здесь была исключительно
меновая: вещи меняли преимущественно
на меха.
Ярославль славился своей торговлей кожами,
салом и хлебом.
Первое место в торговле мехами и другими произведениями Севера занимались холмогоры. О меховой промышленности находим некоторые любопытные подробности у иностранцев XVI века, преимущественно у Герберштейна. Иовию объясняли прежнюю дешевизну мехов тем, что жители отдаленного севера по простоте своей прежде часто меняли их на самые дешевые вещи московским купцам.
Очень большое значение для торговли имела зима со своими снегами и льдами. Кроме оленей, для перевозки тяжестей на севере употребляли, по свидетельству Герберштейна, больших собак, запрягая их в сани.
Иностранцы сообщают несколько известий о состоянии средств сообщения в Московском государстве. Сообщение между Москвой и пограничными городами производилось посредством ямов. Ямские дворы становились на расстоянии 6, 10 даже 12 миль один от другого. Ямщик выезжал летом на небольшой телеге, запряженной одной лошадью, а зимой – на небольших санях. Ездили очень быстро, особенно зимой; такая быстрота, говорит Герберштейн, тем более удивительна, что лошади здесь очень малы и содержатся гораздо хуже, чем у нас.
Из слов Олеария видно, что кроме ямщиков извозом занимались и простые крестьяне. Иностранные путешественники сильно жалуются на бесчисленные затруднения, с которыми соединено было путешествие по Московскому государству. Многие из этих затруднений происходили от редкого населения страны: постоялые дворы попадались редко; в селах не всегда можно было достать хлеба за деньги.
Дженкинсом советует всякому, предпринимающему поездку по России, непременно иметь при себе топор, огниво с трутом, котел и пищу на всю дорогу. Путешественнику грозила опасность от хищных зверей, а также разбойников, которые промышляли по большим дорогам. Стремясь завязать политические отношения с западноевропейскими государствами, московское правительство вместе с тем старалось завести с ними и длительные торговые отношения.
В торговле Москвы с Востоком важным пунктом торговли была Астрахань. По английским известиям из Бухарии привозили в Астрахань и Москву пряные коренья, мускус, серую амбру, ревень, хлопчатобумажные материалы, шелк, краски, также меха, которые они скупали в Сибири; драгоценные камни привозились в Москву с Востока в таком количестве, что иностранцы из Западной Европы дивились низким ценам, по которым они продавались в Москве. По словам Коллинса, русские привозили из Китая через Сибирь чай и баньян.
Компания
лондонских купцов, составившаяся для
торговли с Россией, деятельно провела
завязавшиеся отношения с отдаленной
Московией и старалась
Действуя с помощью льгот, предоставленных московским правительством, компания давила русских торговых людей: последние чувствовали свое бессилие перед богатыми и ловкими английскими купцами, которые действовали соединенными силами, систематически; русские торговые люди не могли сторговаться с ними и ненавидели их за привилегированное положение в России.
Преобладающее значение в торговле на севере Московского государства получили голландские купцы; по словам Невиля, они держали в Архангельске более 200 агентов, которые зимой ездили в Москву и другие города для закупки русских товаров. Архангельск был главным местом сбыта хлеба за границу. Купцы фламандские и гамбургские, по свидетельству Невиля, вывозили из России через Архангельск преимущественно воск и железо.
Герберштейн
отзывается о торговых людях Москвы
следующим образом:
«Они ведут торговлю с величайшим лукавством
и обманом. Покупая иностранные товары,
они всегда понижают их цену наполовину.
Иностранцам они все продают дороже. Если
при сделке неосторожно обмолвишься, обещаешь
что-нибудь, они в точности припомнят это
и настойчиво будут требовать исполнения
обещания, а сами очень редко исполняют
то, что обещают. Есть у них обычай ставить
себя посредником между продавцом и покупателем,
и, взяв подарки особо и с той, и с другой
стороны, обеим обещать свое верное содействие».
Вообще, народ в Москве, со слов того же Герберштейна, гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда обращаются с иностранцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большее доверие.
Главнейшие доходы России получаются из мехов, хлеба, кожи, поташа, смолы, сала и другого сырья.
КУЛЬТУРА
И РЕЛИГИЯ
О
религии много писал
Социальное
и материальное положение священников
было следующее:
«Священники содержатся обычно на взносы
прихожан, им назначаются маленькие домики
с полями (и лугами)… Приношения им весьма
скудны. Храмы без священника крайне редки;
священник обязан совершать богослужение
только три раза в неделю.
Одеяние у них почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами».
Также
Герберштейн описывает
Некоторые
религиозные традиции и обряды отличаются
у православных в
России от католиков в Европе. Естественно,
это вызывает интерес европейцев, и они,
приезжая в Россию, описывают их. Одну
из таких записей оставил нам
Герберштейн. Вот как описывает он обряд
причастия: «Причащаются они под обоими
видами, соединяя хлеб с вином, то есть
тело с кровью. Священник берет лжицею
частицу из чаши и подает ее причащающемуся.
Всякий может принимать тело Господне
столько раз в году, сколько ему будет
угодно, но при условии предварительной
исповеди; впрочем, у них есть для того
и установленное время – около праздника
Пасхи».
Вот
как говорит Герберштейн о
праздниках, отмечаемых в России:
«Именитые мужи чтут праздничные дни тем,
что по окончании богослужения устраивают
пиршество и пьянство и облекаются в белые
нарядные одеяния, а простой народ по большей
части работает, говоря, что праздничать
и воздерживаться от работы – дело городское.
Граждане и ремесленники присутствуют
на богослужении, по окончании которого
возвращаются к работе, считая, что заняться
работой более богоугодно, чем попусту
растрачивать достаток и время на питье,
игру и тому подобные дела. Человеку простого
звания запрещены напитки: пиво и мед,
но все же им позволено пить в некоторые
особо торжественные дни, как, например,
Рождество Господне и другие дни, в которые
они воздерживаются от работы, конечно,
не из набожности, а скорее для пьянствования.
Праздник Троицы они справляют в понедельник
во время праздника Пятидесятницы. В восьмой
же день
Пятидесятницы – праздник Всех Святых.
А день Тела Христова, как это в обычае
у нас, они не чтут».
Особое внимание среди всех праздников на Руси, конечно, уделялось свадьбе. Это целый комплекс определенных обрядов, правил и традиций, исходящих из глубины веков.
«Бесчестным
и позорным считается для молодого
человека самому свататься за девушку,
– пишет Герберштейн. Дело отца – обратиться
к юноше с предложением жениться на его
дочери. Потом, если родители юноши и изъявляют
согласие, они собираются вместе и обсуждают,
что отец хочет дать дочери в приданое.
Затем, определив приданое, назначают
день свадьбы. В качестве приданого чаще
всего даются лошади, платье, оружие, скот
и т.д.
Приглашенные на свадьбу редко приносят
деньги, но все же присылают невесте дары,
каждый из которых жених старательно помечает
и откладывает».
До
нас дошло описание свадебной
церемонии времен Петра I. Один из иностранных
гостей присутствовал на свадьбе
боярина И.Ф. Головина, сына первого
государственного министра, с А.Б. Шереметьевой,
дочерью фельдмаршала Шереметьева.
На свадьбе был царь Петр I и другие
гости. К. де
Бруин был на обряде венчания и приводит
его описание: «Когда начался обряд, священник
стал перед брачащимися и начал читать
книгу, которую держал в руке, после чего
жених надел кольцо на палец своей невесты.
Тогда священник взял два гладких венца,
раззолоченных на диво, дал их поцеловать
брачащимся и затем возложил их на головы
жениху и невесте. Затем он снова начал
читать и, соединив правые руки жениха
и невесты, повел их таким образом троекратно
вокруг по часовне. После этого священник
взял чашку с красным вином, которого и
дал выпить жениху и невесте. Эти последние,
отпивши вина, возвратили чашку священнику,
который и передал ее служившим при нем…
Священник дал брачное благославление,
а его величество приказал жениху поцеловать
невесту. Невеста обнаружила сначала некоторое
сопротивление, но по вторичному приказанию
царя она повиновалась и поцеловалась
с женихом.
После этого прежним порядком отправились
в свадебный дом.
Немного спустя сели кушать: молодой – меж мужчинами, а молодая – меж женщинами, за общим столом в большом покое. Свадебный пир продолжался три дня сряду, которые проведены были в пляске и в других всевозможных удовольствиях. На третий день угощали дворецких».
Однако брак не всегда был прочным, как того хотелось. Не всегда мужья были верны женам, а жены – мужьям. И Герберштейн рассказывает об изменах супругов: «Прелюбодеянием у них считается тот случай, когда кто-либо имел общение с чужой женой. Любовь между супругами по большей части умеренна, в особенности у мужей именитых и знатных. Это происходит оттого, что они женятся на девушках, которых раньше никогда не видели, а затем, занятые государственной службой, вынуждены бывают покидать жен и в это время пятнают себя позорными связями на стороне. Развод они допускают и дают разводную грамоту; однако тщательно скрывают это, ибо знают, что это вопреки вере и уставам».
Не
остались без внимания иностранцев,
конечно же, русские женщины.
Описание ее внешности оставил в своих
записках К. де Бруин: «Надо заметить, что
открытая прическа обозначает девицу,
потому что было бы бесчестьем для замужней
женщины, если бы она явилась с непокрытой
головой. Женщины носят на голове меховую
шапочку. Называется она треух. Головной
убор девиц имеет вид короны и усеян жемчугом
и бриллиантами, называется он перевязью.
Некоторые привязывают к этому убору ленты,
называемые связки. Украшения, носимые
девицами на шее, называются ожерелья,
а в ушах – серьги. Верхняя одежда их, подбитая
мехом, называется шубой, нижняя – телогрейкой
или сарафаном, сорочкой или рубахой. Браслет
или украшение на руках называется у них
зарукавье. На ногах носят они так называемые
чулки, а обувь их из красной или желтой
кожи, с высокими каблуками и острыми носами,
называется башмаками».
Однако женщины занимали далеко не лучшее место в обществе. «Положение женщины весьма плачевно, – пишет Герберштейн. – Они (московиты) не верят в честь женщины, если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключенные дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве; все домашние работы считаются делом рабов. Весьма редко допускаются женщины в храм, еще реже – на беседы с друзьями, и то только в том случае, если эти друзья – совершенные старики и свободны от всякого подозрения».
Информация о работе Иностранцы о Московии и древней Москве XV-XVII века