Искусство, наука и техника древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:38, реферат

Описание

Каждая культура несет с собой что-то новое, что-то создает, развивает. Часто знания, собранные и открытые древними культурами, имеют широкое распространение в современном мире. Ими пользуются, их изучают глубже и глубже. Культуры оставляют такой след, который нельзя не заметить. Одна из таких великих культур - Древнеегипетская. Древнеегипетская цивилизация дала начало многим наукам. Сделала величайшие открытия, создала настолько развитое и прогрессивное искусство, что многие его тайны до сих пор не открыты. По сей день люди, используют открытия египтян в математике, химии, астрономии, механике, архитектуре, философии. Современные календари, понятия о времени, анатомические знания, технологии строительства, и прочее заложено именно египтянами. Многие и не представляют, насколько много они сделали для своих потомков. Математический счет, которым пользуются абсолютно все, начиная с начальной школы, пришел из Египта. Мумификация фараонов дала множество знаний по химии. Заложили и основы медицины они же. Искусство так же получило самобытный путь развития не похожий на другие. Поэтому цель этой работы показать все великолепие открытий египетской культуры, хотя бы частично описать всю их важность. Узнать каковы были истоки современных представлений в различных областях. Для этого необходимо рассмотреть научные, технические достижения и особенности искусства. Изучить в каких именно областях была наиболее развита Древнеегипетская культура. Понять действительно ли могли древние люди достичь высот современности хотя бы в чем то?

Содержание

Введение..............................3
I. Наука Древнего Египта..............4
1) Математика.....................5
2) Астрономия.....................7
II. Техника в быту....................11
1) Технология изготовления кирпича и строительства пирамид.................12
2) Столярное дело.................13
3) Металлургия....................15
III. Искусство........................17
Заключение............................28
Литература............................29

Работа состоит из  1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

В настоящей работе рассмотрены все указанные направления, за исключением космологии и астрологии2. Хронологически изложение ограничивается династическим периодом, конечным пунктом  которого считается завоевание Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. Астрономия более позднего периода затрагивается лишь в той мере, в какой она отражает древнеегипетскую традицию. Автор настоящей статьи не египтолог. При ее написании не использовались оригинальные древнеегипетские тексты, а только их переводы и соответствующая историко-астрономическая литература.  

Источники и публикации

Наиболее ранние упоминания названий светил встречаются  в «Текстах пирамид», датируемых XXV—XXIII в. до н. э.,— религиозном памятнике, во многом еще до конца не понятом (Faulkner, 1969; Mercer, 1952). Сами пирамиды представляют также интерес с точки зрения истории астрономии. Их точная ориентировка .по странам света предполагает наличие особых методов ориентирования, основанных на наблюдениях небесных светил3. Следующий по времени важный источник — это звездные календари на внутренней стороне крышек ряда гробов4 из Асьюта, датируемых I Переходным периодом.

Тексты астрономического содержания сохранились на многих памятниках эпохи Среднего и Нового царств и более позднего времени. Они встречаются на стенах и потолках гробниц и храмов, в кенотафах (ложных гробницах, в которых не производились захоронения), на водяных и солнечных часах и других инструментах. Известно несколько демотических папирусов греко-римского периода, содержание которых относится к истории древнеегипетской астрономии. Особенно важны в этой связи папирусы № 1 и № 9 из Карлсбергской коллекции Копенгагенского университета.

Астрономические тексты включают обычно названия деканов, символические обозначения деканальных божеств, названия планет и их божеств, имена созвездий, располагавшихся к северу и к югу от эклиптики, и их символические изображения, календари и связанную с ними религиозную символику, списки часов дня и ночи и изображения божеств-покровителей  часов,   с  эллинистического  времени — зодиак; на памятниках постоянно изображали также древнеегипетские космические божества и т. п. Конечно, ни один памятник не содержит все перечисленные элементы, а только часть из них.

По характеру  и назначению эти тексты относятся  скорее к разряду религиозной, магической литературы. Зафиксированные в них  астрономические представления  не всегда легко выделить из общего религиозного содержания текста. Существовала ли в Египте астрономическая литература другого типа, неизвестно. Во всяком случае, об этом нет свидетельств более ранних, чем эпоха эллинизма (Waerden,  1974, с. 37—39).

Важным дополнительным источником служат сочинения античных авторов, в которых приведены сведения об астрономии египтян Позднего периода. Однако египетская астрономия в них описывается с использованием терминов и понятий, свойственных античному ареалу. Во многих подобных описаниях, особенно в астрологической литературе, под именем «египтяне» фигурируют греческие астрономы, работавшие в Египте (Neugebauer, 1975, с. 561— 562).

По истории древнеегипетской астрономии существует обширная историко-научная  литература. Известные к началу 60-х  годов древнеегипетские тексты астрономического содержания, за исключением космологических, календарных и астрологических, включены в фундаментальное трехтомное издание О.Нейгебауэра и Р.Паркера (Neugebauer, Parker, 1960, 1964, 1969), в дальнейшем обозначаемое сокращенно как EAT с указанием тома и страницы. Первый том этого издания посвящен исследованию ранних деканальных календарей, второй том — исследованию звездных часов в гробницах Рамессидов (XII в. до н.э.)5, в третьем томе приведены описания астрономических памятников, анализ поздней истории деканов, сведения о планетах, северных и южных созвездиях и другие материалы. По истории древнеегипетского календаря особое значение имеет исследование Р.Паркера (Parker, 1950), обозначаемое сокращенно как САЕ, в котором решены многие проблемы, дискутировавшиеся в предшествующий период. По вопросам измерения времени, конструирования водяных и солнечных часов в Египте не потеряла значения работа Л. Борхардта (Borchardt, 1920), а также статьи Р.Слолея (Sloley, 1924;   1931). Отметим также несколько кратких очерков квалифицированных историков науки, в которых обобщены результаты последних исследований (см. Нейгебауэр, 1968, с. 92—105; Parker, 1971; 1974; 1978; Toomer, 1971; Waerden, 1974, с. 8—45)6.

В отечественной  литературе история древнеегипетской астрономии освещается главным образом в работах по истории календаря и хронологии (Идельсон, 1975; Климишин, 1985 и др.), а также в общих исследованиях по истории культуры и науки Древнего Египта (Коростовцев, 1982; Стучевский, 1976 и др.). Имеется ряд оригинальных исследований, затрагивающих вопросы истории астрономии (см. Шолпо, 1939; Лурье, 1947; Веселовский, 1948; 1969).  

Календари

Древнеегипетскую  календарную традицию характеризуют  три особенности. Во-первых, параллельное сосуществование нескольких календарных  систем, применявшихся в разных областях жизни; во-вторых, соединение двух противоположных начал, нашедших выражение в разных системах,— стремления привязать календарь к сезонам солнечного года и полностью освободиться от какой-либо связи с сезонами; в-третьих, определение периодической структуры календаря не только по движениям небесных светил, но схематически, руководствуясь требованиями практического удобства и математической простоты.

Природные условия  Египта характеризуются сменой трех сезонов, связанных с повторяющимися разливами Нила. После подъема воды в середине — второй половине лета, когда почти вся обрабатываемая поверхность земли в долине Нила затоплена водой, наступает время сева, выращивания и сбора урожая. Вслед за этим наступает период засухи, характеризуемый самым низким уровнем воды в Ниле. Засуха продолжается вплоть до начала очередного подъема воды. На древнеегипетском языке сезоны имели особые названия, первый сезон — ахет (половодье), второй — перет («выхождение» земли из-под воды), третий — шему (отсутствие, низкая вода). Три сезона повторяются регулярно из года в год, в среднем составляя каждый по 4 месяца. Однако продолжительность сезонов может колебаться из-за непостоянства времени и высоты подъема воды в Ниле. В обычный год при среднем подъеме воды самый низкий уровень у первого порога у Асуана наблюдается примерно в конце мая, а в дельте — две недели спустя. Подъем воды происходит сначала медленно, а потом быстрее и достигает наивысшей отметки у первого порога примерно 1 сентября, а в дельте — приблизительно через месяц. Самые высокие участки воды в дельте появляются из-под воды только в середине или в конце октября, после чего вода спадает, достигая постепенно наименьшего уровня (Winlock, 1940, с. 452).

Разлив Нила происходит ежегодно, но отличается нерегулярностью. По современным оценкам, интервал между двумя последовательными разливами (так называемый «нильский год») может колебаться в пределах 11—14 лунных месяцев на протяжении жизни одного поколения (Neugebauer, 1939). В период, когда Египет представлял разобщенную систему номов, очень слабо связанную между собой, эти колебания могли не иметь существенного значения. Однако после объединения Верхнего и Нижнего Египтов, происшедшего на рубеже IV—III тыс. до н. э., когда начала складываться единая система административного управления, упрочились и развились связи между областями, упорядочилась последовательность храмовых служб, возникла необходимость в создании более регулярной системы счета времени. Очевидно, что хозяйственная и административная жизнь в стране была связана с сезонными изменениями.

С древности египтянам  были знакомы естественные промежутки счета времени, связанные с движением  Солнца и Луны,— сутки и лунный месяц. Счет времени на протяжении суток  велся раздельно для дня и  ночи (позднее это нашло отражение во введении «ночных» и «дневных» часов), а их исходной точкой считалось утро. Эта черта отличает древнеегипетскую традицию от месопотамской и от ряда других, где счет времени на протяжении суток велся с вечера. Также рано стали известны особенности движения Луны и связанные с ними подразделения лунного месяца — фазы, дни невидимости и то, что месяц может содержать 29 или 30 дней.

Небесные светила (Солнце, Луна, планеты и звезды) соотносились в древнеегипетской религии с  определенными божествами. Особой популярностью пользовались божества Солнца и Луны — Рэ и Гот. Существовали также божества-покровители отдельных дней, месяцев, частей суток и т. п., службы которым совершались в определенные промежутки времени. Трудно сказать, когда впервые возникла эта традиция, но, по-видимому, она уже существовала или находилась в стадии формирования в период, когда возникали первые календарные системы (EAT, III, с. 153—156, 194— 199, Ch. 3; Junker, 1910). 
 

II.Техника  в быту

1)Технология  изготовления кирпича и строительства пирамид 

С появлением медных орудий труда и развитием техники  обработки камня вечные жилища богов  и умерших – храмы и гробницы – стали строить из более прочного материала – камня. Но дворцы, дома и крепости продолжали складывать из кирпича-сырца. Поэтому культовые и заупокойные сооружения сохранились до наших дней, а гражданские строения разрушались.

Изображение сцен формовки кирпича-сырца и строительства  из него раннее Нового царства не сохранились. Однако это отсутствие компенсируется росписью в гробнице верховного сановника XVIII династии Рехмира, на которой детально изображены процесс изготовления кирпича-сырца и его кладка при сооружении житницы Амона. Полагают, что представленная в гробнице строительная площадка находилась в Луксоре или Гурне. Она была расположена возле небольшого квадратного водоема, окруженного деревьями, из которого два работника черпали воду в большие высокие сосуды с заостренным дном. Водой увлажняли ил, чтобы он лучше смешивался с соломой, смачивали его и при формовке кирпичей. На росписи видно, как двое работников вскапывают ил мотыгами и перемешивают его. Третий работник месит ногами смесь ила с соломой. Он же вместе с работниками, орудующими мотыгами, наполняет полученной смесью корзинки, которые на плечах переносят к формовщику другие работники. Работник, формующий кирпичи, аккуратно заполняет мокрой смесью прямоугольную деревянную форму, снимает излишек ее дощечкой и смачивает поверхность водой. Последующей стадией работы занят другой формовщик—он одной рукой слегка похлопывает по ребру перевернутой формы, а другой приподнимает за ручку ее противоположный конец, чтобы быстро снять форму, не повредив при этом кирпич. За работой формовщиков наблюдает надсмотрщик, сидящий на глиняной скамеечке, с палкой в руке. Деревянная форма для изготовления кирпича была найдена в поселении XII в. до н. э. в Кахуне. В таких же формах изготовляют современные кирпичи-сырцы.

Процесс и техника  строительства пирамид были трудоемки  и просты. Строительство пирамиды начиналось с кладки центрального ядра на выровненной площадке каменного плато, для чего применяли некоторые простейшие приспособления. Ядро пирамиды окружали плотно прилегающими стелами, которые оканчивались ступенями-площадками. Каменные плиты ядра укладывали горизонтальными рядами, стен — с небольшим уклоном внутрь, для достижения большей устойчивости. Кладку ядра начинали снизу, облицовку — с верхней площадки. Щели между стеной и ядром забивали щебнем и кусками оббитого камня. Кладку делали па глиняном растворе, который не отличался большой прочностью. Тщательностью обработки каменных плит — обтесыванием и полировкой—добивались плотного прилегания их друг к другу. Археологи безуспешно пытались протащить нитку между гранями смежных плит. Чтобы облегчить подъем больших каменных плит на верхние ряды кладки, сооружали наклонные насыпи из кирпича-сырца и леса-платформы. Остатки таких насыпей обнаружены в Медуме около пирамиды царя Хуни и в Гизе около пирамиды царя Хафра. Леса сооружали из коротких деревянных балок. Блоки соединялись между собой с помощью широкого выступа — шипа — л соответствующего ему паза в другом блоке. Для поднятия тяжестей применяли медные крюки и канаты. Чтобы поднять камни, их, возможно, помещали также на деревянные качалки, которые наклоняли и подпирали клином. Пометки, сохранившиеся па каменных блоках, свидетельствуют о том, что уже в каменоломнях делалась разметка и указывалось, куда должен быть положен данный блок. Называли также строительный объект, на который отправляли камень. Для укрепления перекрытий делали ложные своды. Нет сомнения, что составление точных планов и ориентировка пирамид предшествовали их сооружению. Для того, чтобы производить расчеты и вычерчивать планы пирамидных комплексов с храмами, подземной системой канализации и дренажа дождевой воды, некрополями и пирамидными поселениями, зодчие должны были обладать большими знаниями не только в области строительного дела, но также в астрономии, практической геометрии и гидравлике. 

2)Столярное  дело 

В грандиозном  строительстве начиная с Древнего царства довольно широко использовали дерево. Пирамиды и храмы не могли быть построены без транспортных средств - судов, барж, саней и полозьев, различных подъемных сооружений - простых рычагов, лесов-подмостков, распорок, а также огромного количества орудий - строительных мотыг, колотушек, молотов, которые изготовляли из дерева. На судах и баржах перевозили скот, зерно, фрукты и овощи. Расширение внешних сношений Египта потребовало строительства морских парусных кораблей. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т. п. Из дерева строили часовни, беседки, делали потолки, полы, колонны жилых помещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.

Информация о работе Искусство, наука и техника древнего Египта