Искусство, наука и техника древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:38, реферат

Описание

Каждая культура несет с собой что-то новое, что-то создает, развивает. Часто знания, собранные и открытые древними культурами, имеют широкое распространение в современном мире. Ими пользуются, их изучают глубже и глубже. Культуры оставляют такой след, который нельзя не заметить. Одна из таких великих культур - Древнеегипетская. Древнеегипетская цивилизация дала начало многим наукам. Сделала величайшие открытия, создала настолько развитое и прогрессивное искусство, что многие его тайны до сих пор не открыты. По сей день люди, используют открытия египтян в математике, химии, астрономии, механике, архитектуре, философии. Современные календари, понятия о времени, анатомические знания, технологии строительства, и прочее заложено именно египтянами. Многие и не представляют, насколько много они сделали для своих потомков. Математический счет, которым пользуются абсолютно все, начиная с начальной школы, пришел из Египта. Мумификация фараонов дала множество знаний по химии. Заложили и основы медицины они же. Искусство так же получило самобытный путь развития не похожий на другие. Поэтому цель этой работы показать все великолепие открытий египетской культуры, хотя бы частично описать всю их важность. Узнать каковы были истоки современных представлений в различных областях. Для этого необходимо рассмотреть научные, технические достижения и особенности искусства. Изучить в каких именно областях была наиболее развита Древнеегипетская культура. Понять действительно ли могли древние люди достичь высот современности хотя бы в чем то?

Содержание

Введение..............................3
I. Наука Древнего Египта..............4
1) Математика.....................5
2) Астрономия.....................7
II. Техника в быту....................11
1) Технология изготовления кирпича и строительства пирамид.................12
2) Столярное дело.................13
3) Металлургия....................15
III. Искусство........................17
Заключение............................28
Литература............................29

Работа состоит из  1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

стенах также  сохранились. Удалось установить, что  в Древнем царстве стоящая 

человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем  и Новом царстве — на

восемь, в Саисское время — на двадцать шесть, причем строго определенное

количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические

образцы существовали и для фигур зверей, птиц и пр.

Однако 

каноны в то же время сковывали творчество художников, а позднее играли уже 

только консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических

тенденций.

Не 

следует все же думать, что египетское искусство  было полностью сковано канонами

в течение своего многовекового существования или  что личность египетского 

художника не играла никакой роли в развитии искусства. Египетское искусство,

как и искусство  каждого народа, развивалось и  изменялось в Зависимости от

конкретных изменений  исторических условий, отражая и  новые требования,

выдвигавшиеся в  связи с этими изменениями, и  борьбу различных социальных слоев,

и то значение, которое  имели местные художественные школы и отдельные мастера,

сумевшие проявить свою творческую силу даже в пределах канонических рамок.

Памятники сохранили  нам много имен творцов египетского  искусства. Из

автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они  и сами сознавали свое

значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи  знаменитого зодчего 16

в. до н.э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем:

«То, что мне  было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это

было мастерством  моего сердца... Я буду хвалим за мое  знание в грядущие годы

теми, которые будут  следовать тому, что я совершил».

Хотя 

египетское искусство  сложилось в первом в истории  человечества классовом 

обществе и отражало идеи господствовавшего класса, в нем постоянно отражалась

народная мифология, созданные народом поэтические  и художественные образы;

реалистические  тенденции египетского искусства, выразившиеся в интересе к 

живому человеку и к подробному изображению жизни  египетского народа и

определившие жизненно правдивые черты художественного  творчества, имели 

глубокую народную основу и в силу этого приносили  особенно значительные плоды в 

те периоды, когда  усиливалась общественная роль широких  масс.

· ок. 10000 - 5000 лет  до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 - х царств - Верхнего и Нижнего Египта

· ок. 2630 до н.э. Построена 1 - я ступенчатая пирамида

· ок. 2575 до н.э. В  эпоху Древнего царства бронза вытесняет  медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших

· ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство

· ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии

· ок. 1700 до н.э. Конец  Среднего царства

· 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия

· 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества

· 1070 до н.э. Начало упадка

· 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским

· 51 до н.э. Начало правления Клеопатры

· 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Возникновение

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Историческая характеристика

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Строительные особенности

Религиозные воззрения  древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и  самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона  Хеопса. Её высота 146 метров и в ней  может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Из пирамид и  масштаба крупных вельмож на берегах  Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь  богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера  создали множество прекрасных, простых  и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны  египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают  тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в  лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет  египетского искусства наступил в эпоху правления фараона  Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В  то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди  других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти  без изменений около двух с  половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого  сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности  жизни природы моделировалась и  человеческая жизнь. Считалось, что  после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом,

Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура  Египта основана на формах, ведущих  свое происхождение от глинобитных  конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и  на правобережье Нила.

Дерево даже в  богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных  элементов здания: опор и балок  перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение  жилища в Египте, была необходимость  укрытия от палящего солнца. Поселения  группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные  толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый  слой глины.

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять  пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных  государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной  водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной  жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия  умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Информация о работе Искусство, наука и техника древнего Египта