Исламская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:45, доклад

Описание

Мухаммед, основоположник ислама, родился 20 апреля 570 г. (по христианскому летосчислению) в г. Мекке, представляя род хашим племенной группы курайш.
Мекка, начало расцвета которой относится к середине VI века, являлась центром Хиджаза - важнейшего торгового района Аравии (в западной ее части), существуя во многом благодаря торговле, которой активно занимались курайшиты, ежегодно снаряжая, по меньшей мере два многочисленных каравана.

Содержание

Зарождение исламской цивилизации
а) Мухаммед
б) Халифат
Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции.
Современный ислам: цивилизация бедных
Влияние исламской цивилизации на Европу
Вывод

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.34 Кб (Скачать документ)

     Сосредоточение  десятков тысяч мусульман в одном  месте вызвало необходимость  в новом типе культового здания, в котором могли бы одновременно уместиться все жители города. Соответствующие  соборные мечети появляются именно в  городах-лагерях.

     Арабы восприняли городскую жизнь в  том виде, в каком она уже  сложилась, не стремясь к ломке, переделке  внутренней структуры города. К концу VIII в. арабы-завоеватели вполне впитали  ценности городской жизни. Созданные  арабами города достигли обычного для  того времени уровня урбанизированности. Брат халифа и наместник Египта Абд ал-Азиз в 689-690 гг. выстраивал свою новую резиденцию Хелуан изначально в качестве настоящего города с соборной мечетью, торговыми рядами, банями.

     При арабах наибольшее влияние на планировку ближневосточных городов оказывает  развивающаяся торговля. Базары (существовали и локальные рынки) охватывают весь центр города, вытесняя оттуда все, за исключением соборной мечети. Для  городской торговли было характерно самое активное участие в ней  халифа. В собственности халифа при  Умайядах находились многие лавки Фустата, отдельные базары Дамаска, Халеба. Халифы как крупнейшие землевладельцы занимались строительством дорогостоящих торговых заведений, непосильным для частных лиц, при этом весь доход, естественно, обращая в свою пользу.

     При Аббасидах города халифата вступают в период расцвета. При новой династии была возведена новая столица халифата в центре важнейшей провинции (Месопотамия) - город Багдад, сооружение которого призвано было послужить демонстрацией могущества Аббасидов. На строительных работах было занято около 100 тыс. чел. Багдад, заложенный халифом ал-Мансуром, был уникальным явлением и как центр складывания арабской культуры, и как крупнейший город своей эпохи. К середине IХ в. Багдад занимал площадь около 4000 га, значительно превзойдя в этом отношении Константинополь (1400 га) и Рим (1366 га).

     Другим  выдающимся градостроительным достижением  Аббасидов стало сооружение Самарры, располагавшейся на левом берегу Тигра в 120 км выше Багдада, где халифы стали игрушкой в руках гвардейцев-гулямов.

     Завершением эпохи развиития средневековых городов арабского Востока явилось основание Фатимидами (династия Фатимидов, 909-1171) рядом с Фустатом новой резиденции Каира, ставшего крупнейшим городским центром мусульманского мира, роль которого была особенно заметна на фоне упадка Багдада. Да и после Х в. продолжается развитие городов, однако численность, размеры городов IХ-Х веков остались непревзойденными до наступления Нового времени.

     К значимому отличию средневекового арабского Востока следует отнести  высокую плотность населения  в земледельческих районах, особенно в тех, где применялось искусственное  орошение. Там находилось и наибольшее число городов. Так, в дельте Нила на площади в 20 тыс. кв.км размещалось 66 городов. А вдоль судоходных каналов города встречались через каждые 7-10 км. Аналогичным было положение в Палестине, на побережье Сирии. Конечно, надо принять во внимание, что большая часть городов средневекового арабского мира (их число доходило до 400-500) отличалась небольшими размерами и сохраняла свое значение лишь в пределах незначительного административного округа.

     Фустат, Каир можно считать самыми «городскими» из всех городов мусульманского Востока. В центре Фустата выросли 5-7-этажные дома, нижние этажи которых были отведены под мастерские, лавки. Таджикский поэт, путешественник середины ХI в., Насири Хосров так излагал, возможно, не без преувеличения, свои впечатления: «Если поглядеть издали на город Миср (т.е. Фустат), то кажется, что это - гора. Там есть дома в четырнадцать этажей друг над другом, есть здания и в семь этажей... Там есть базары и переулки, где постоянно горят светильники, потому что свет туда никогда не попадает. Они служат только для прохода». Заметим, что в Фустате для возведения многоэтажных домов использовался обожженный кирпич, и высота в семь этажей могла и не являться предельной. Эти многоэтажные доходные дома предназначались для сдачи жилья внаем, являя место обитания бедноты. Насколько можно судить, население средневекового Фустата составляло 200-250 тыс. чел.

     В отличие от Фустата-Каира более свободную застройку Багдада составляли дома с предельной этажностью в два этажа при наличии значительного количества садов, получавших воду из многочисленных каналов. Максимальное количество жителей Багдада не превышало 400 тыс. чел. Более 100 тыс. чел. жителей насчитывалось в Александрии, Куфе, Басре. В порядке сравнения укажем, что в известном торговом городе средневековой Италии - Пизе - в ХIII в. имелось около 15 тыс. жителей, а в Риме в 1527 г. проживало около 55 тыс. чел. В начале ХIV в. достигли стотысячного рубежа Милан, Венеция. В России в 1785 г. помимо Москвы и Петербурга лишь в Риге, Астрахани, Кронштадте и Ярославле проживало 25-30 тыс.чел. Интересно, что по такому важному показателю, как процентное соотношение жителей городов с населением более 100 тыс. чел. и всего населения, Месопотамия и Египет VIII-Х в. превзошли Западную Европу начала ХIХ в. В трех крупнейших городах Южной Месопотамии (Багдаде, Басре, Куфе) проживало не менее 600 тыс. чел., что при общем количестве населения около 3 млн. чел. составляло 20%. В Египте на долю жителей двух крупнейших городов (Каира и Александрии) приходилось 10% всего населения.

     Необходимо  подчеркнуть, что на рост мусульманских  столиц влияли возможности концентрации налоговых поступлений, огромных денежных средств благодаря существованию централизованной налоговой системы. В особенности данный фактор сказывался на жизни Багдада. При Аббасидах, когда они находились на вершине могущества, ежегодно в Багдад поступало более 400 млн. дирхемов или около 1160 тонн серебра. В Российской империи в 1763 г. все поступления составляли около 140 млн. дирхемов.

     Приток  столь значительных средств делал  возможным сосредоточение в Багдаде  многочисленного населения. Персонал дворца насчитывал 9-11 тыс. чел. Гарнизон Багдада включал около 30 тыс. чел. В подражание халифам высшие чиновники  заводили собственные многолюдные  дворы. На содержании одного из визиров  находилось около 5 тыс. чел. Можно полагать, что примерно четверть населения  Багдада прямо зависела от пребывания в городе резиденции халифа. Аналогичная  картина вырисовывается, если основываться на примере фатимидского Каира.

     При всей исключительной важности административно-политической роли города, с которой связывалось, в представлении современников, самое понятие «город», все же основным нервом городской жизни  являлся не дворец правителя, наместника, а базар. Сук - базар по-арабски - вовсе  не являлся чем-то аморфным, неупорядоченным, представляя сложный структурированный  организм.

     Для облика главных торговых улиц большинства  арабских средневековых городов  было характерно отсутствие жилых домов, вытеснявшихся прибыльной торговлей  из центра. По завершении торговли базары становились безлюдными, пульс жизни теперь бился в жилых кварталах со своими лавочками, пекарнями, харчевнями.

     Разумеется, за представленной нами обобщенной картиной необходимо видеть нюансы, существовавшие различия. Центральное торговое ядро было присуще средним городам. В  крупнейших городах, занимавших большую  территорию, имелось два-три таких  центра в окружении ремесленных  и жилых кварталов. Не следует  абсолютизировать отделение торговли от жилых помещений. Там, где возводились  многоэтажные дома, нижний этаж занимали лавки, мастерские.

     Политические  неурядицы Х-ХI вв., противоборство различных претендентов за власть внутри городов, обострение социальной борьбы имели своим следствием появление замкнутых кварталов с запиравшимися на ночь или в случае опасности воротами при выходе на магистральные улицы. Возникновение таких кварталов отражало стремление к консолидации и обособлению родственных групп населения. В ХII в. Багдад оказался разъединенным на семь полунезависимых районов, окруженных каждый своей стеной.

     Идеологическим  центром города выступала мечеть. Располагаясь среди базаров, в сердце города, мечеть должна была служить  не столько подавлению человека, отделению  его от повседневной жизни, сколько  соединению всех мусульман. Парадоксально, но в тео-кратическом государстве, создававшемся в целях распространения и утверждения религии, имамы, связанные с отправлением культа, представляли светскую фигуру, получая назначение наряду с другими чиновниками. Самое культовое здание при всем оказываемом ему почтении не являло священного места. К святыням относились храм в Мекке, мечеть в Медине, куда приходил для свершения молитвы пророк. Остальные мечети рассматривались как место сбора для пятничной молитвы.

     Мечеть  одновременно использовалась в качестве зала суда, где тяжущиеся обращались к судье, играла роль сберкассы для  хранения сборов в пользу бедных, различных  вкладов, оставлявшихся на сохранение у судьи. Мечеть служила школой, в  ее галереях встречались ученые со своими учениками. Места, где находились последние, застилались молитвенными циновками, и свидетельством того, что  власти выражают недовольство ученым и его группой, являлось то, что  их молитвенные циновки выкидывались на улицу. В мечети могли получить ночлег бездомные, странники, кающиеся. С течением времени некоторые  из указанных функций переходят  к специализированным учреждениям.

     Мусульманский город с самого начала представлял  только политико-административный центр  в общей системе государственного устройства. Город не обладал особым правовым статусом, не располагал никакой  муниципальной организацией. Не существовало цеховой организации купцов и  ремесленников. Цеховые объединения  появляются не ранее ХIV в., всегда оставаясь под строгим контролем государства.

     IV. Для мусульман Коран является «Священной Божьей книгой». В переводе с арабского слово «Коран» буквально означает «чтение». Так Мухаммед именовал свои устные проповеди, стремясь тем самым подчеркнуть, что последние заключают в себе подлинные слова Аллаха, ниспосланные пророку при посредстве архангела Гавриила (Джабраила). Мусульмане настаивают на том, что в основе Корана лежит божественное откровение. В Коране содержатся только те слова, которые принадлежат одному Богу.

     Проповеди Мухаммеда, как правило, запоминались и передавались изустно. После смерти пророка развернулась тщательная работа по сбору и записи проповедей Мухаммеда. При третьем халифе Усмане была подготовлена единая общеобязательная редакция Корана. С оригинала было снято три копии. Четыре экземпляра Корана в единой редакции получили важнейшие центры ислама: Медина, Басра, Куфа, Дамаск.

     Коран подразделялся на 114 глав, называвшихся «сурами». Коран был записан рифмованной  прозой на курайшитском наречии, которое с того времени превращается в литературный язык арабов. Коран, соответственно, представлял одновременно и древнейший памятник арабской литературы.

     Исламом предъявлялись мусульманину пять требований, которые имели первостепенное значение.

     Первым  важнейшим положением исламского символа  веры является шахада («свидетельство»), означающая необходимость твердо верить и исповедовать, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха». Во время сражений шахада являлась боевым кличем. Первоначально понятие «шахид» (мученик) означало воина, павшего в войне с врагами ислама с шахадой на устах.

     Другим  важнейшим устоем мусульманской  веры выступает обязательная молитва - салят (намаз - иранский термин для  обозначения молитвы), которая должна совершаться правоверным мусульманином  пять раз в сутки. Как гласит мусульманское  предание, во время чудесного путешествия  Мухаммеда на небеса Аллах наказал  ему возносить молитвы 50 раз в  день, однако позднее смилостивился, уменьшив число молитв в 10 раз.

     Перед молитвой омовение носило обязательный характер. Коран предписывает: «Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте  голову и ноги до щиколоток». Вода наделялась сакральностью, неся, как считалось, очищение не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. В случае отсутствия воды допускалась ее замена песком. В процессе молитвы недопустимы смех, плач, посторонние разговоры, иные действия, отвлекающие от главного - молитвы.

     На  мусульманина возлагается обязанность  строгого соблюдения месячного поста (саус, или сыйам), который приходится на девятый месяц по мусульманскому лунному календарю - рамадан. Мусульманский пост носит своеобразный характер. В течение светлого времени суток запрещено принимать пищу, пить. Нельзя также курить, нюхать что-либо съестное, приятное на запах. Необходимо воздержание от всего, что ведет к удовольствию. С наступлением темного времени суток запреты перестают действовать. В Коране подчеркивается: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи». «Разрешается вам в ночь поста приближение к женам вашим» (Коран).

     Пост  в месяц рамадан является не просто голоданием и воздержанием от удовольствий. Он призван, прежде всего, содействовать  укреплению веры в Аллаха, другие религиозные  догматы ислама. Ежедневно перед  наступлением рассвета мусульманин  должен произносить особую сакраментальную  формулу - нийа, заявляя о намерении соблюдать пост, обращаясь к Аллаху за благословением и укреплением его в этом богоугодном деле. В конце дня поста мусульманин должен обратиться к Аллаху со словами благодарности.

Информация о работе Исламская цивилизация