Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
Цели нашей работы является: рассмотреть основные методические пути использования детской художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
Для этого мы поставили следующие задачи:
1.изучить основные цели использования художественной литературы на уроках истории и место художественной литературы на уроках истории и принципы ее отбора.
2. изучить классификацию произведений художественной литературы для уроков истории.
3. разработать методику использования детской художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Художественная литература на уроках истории.
Теоретические аспекты……………………………………………….5
1.1 Цели и место использования художественной литературы.
Принципы ее отбора…………………………………………………...........5
1.2 Классификация произведений художественной литературы……...........8
Глава II. Методические пути использования художественной литературы
на уроках истории 7-8 классах…………………………………….10
2.1 Построение урока целиком на материале художественной литературы10
2.2 Способы включения художественной литературы на уроке истории.
(краткий пересказ, краткая цитата, пространная цитата, разбор литературных памятников, отрывки из произведений художественной литературы в качестве вопросов на повторительно-обобщающих уроках)…………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух”
При этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но в то же время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитывая отрывок из “Бориса Годунова”, стоит отметить, что Пушкин не являлся современником тех событий.
Необходимо каждый раз на уроках истории воспитывать у учащихся различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи - с другой, находить в этих произведениях исторический материал, связывая его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в курсе истории в школе.
Глава II. Методические пути использования художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
2.1 Построения
урока целиком на материале
художественной литературы.
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика и ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в седьмом классе по теме “Развитие литературы и искусства”, когда часть урока отводится изучению книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Или “Движение под предводительством Емельяна Пугачева” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки, несомненно, проходят “на ура”. Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время. Несколько проще включить образы художественной литературы в изложение на уроке. И тогда материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения. Так, например, на уроке в седьмом классе по теме “Полтавская битва”, описывая решающий момент сражения.
“И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.”[ Пушкин А.С. М.,1986. – стр. 120]
Этот отрывок
очень органично вплетается в
рассказ, и от этого урок, несомненно,
выигрывает.
Художественная литература | Класс | Тема |
Война и Мир | 8 класс | Бородинское сражение |
Путешествие из Петербурга в Москву | 7 класс | Развитие литературы и искусства |
Капитанская дочка | 7 класс | Движение под предводительством Емельяна Пугачева |
2.2 Способы включения
художественной литературы на уроке истории.
На уроках можно использовать такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. Кроме этого, иногда на уроках используют краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады О.Берггольц:
“Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам”
И здесь уместно вспомнить высказывание Вольтера:
“Есть мысли, из которых просвещенный человек может извлечь пользу и которые, будучи крепко связаны в сильные стихи, легко удерживаются в памяти”
Помимо краткой цитаты на уроках можно использовать пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть: восьмой класс “Бородинское сражение” и чтение отрывка из “Войны и мира” Л.Н.Толстого. Чтение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов пропаганды книги. Ведь не секрет, что наши дети сейчас больше заняты «компьютерами», «интернетом» и т.д. и т.п. Читают же они крайне мало. А на таких уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащаются представления о прошлом. Но чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому тут можно привести пример на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указывается конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися. Еще один прием использования художественной литературы на уроках истории. Это разбор литературного памятника. Проводится он либо методом комментированного чтения, либо методом развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа.
Прочитываем вслух источник, а затем анализируем его по частям, ставим вопросы. Таким методом мы разбираем тему “Экономическое развитие России” в восьмом классе. Разбираем отрывок из “Евгения Онегина”, где дается описание кабинета Онегина, в котором имелось:
“Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа в восьмнадцать лет” [ Пушкин А.С. М.,1986. – стр.194-195 ]
А затем учащимся предлагаются вопросы: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозились в Россию и кто был их покупателем? С какими странами торговала Россия? Следует использовать на уроках еще один прием. Как правило, на повторительно-обобщающих уроках. Учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле.
Например: На повторительно-обобщающем уроке по теме “Смутное время в России” предложить учащимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок. Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.
Литература идет рука об руку с историей. И решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами - средствами образного, картинного отображения действительности. Нравственно-воспитательное и познавательное значение ее неоценимо.
Для решения
поставленных задач мы раскрыли основные
цели использования детской
Наша история богата и разнообразна и
как здорово, что вся она отражена в не
менее богатой нашей литературе. Уроки
истории с использованием художественной
литературы могут быть многоплановыми
и разнообразными. Художественный образ
можно вводить не для украшения урока
и развлечения учащихся, а для помощи в
познании исторического прошлого, то есть
для решения образовательных и воспитательных
задач урока. Целесообразная и хорошо
продуманная работа по использованию
художественной литературы в процессе
изучения истории принесет неоценимую
пользу учащимся, повысит интерес к предмету.
Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная
литература является важнейшим средством
познания общественно исторических
явлений, а также способствует развитию
у учащихся образного мышления, умения
анализировать полученную информацию,
сравнивать выделять главное.
Информация о работе Использование десткой художественной литературы на уроках истории