Истоки древнегреческого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:01, реферат

Описание

Мы живем в обществе, основные морально-этические нормы которого были заложены еще в античности. Однако древние греки подарили миру не только демократию, архитектуру и скульптуру, но и заложили основы драматического искусства. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. А последняя в виде комедии, трагедии и сатировской комедии нашли свое воплощение в театре, который достиг своего расцвета в V в. до н. э. Однако и в наше время на сохранившихся древнегреческих сценах ставятся произведения древнегреческой драматургии.

Содержание

Истоки древнегреческого театра………………………………………..……3
Дионис и Дионисии..........................................................................................3
Трагедия и комедия...........................................................................................4
Зрители и представление.................................................................................5
Устройство театра.............................................................................................7
Состязание драматургов..................................................................................9
Актеры и их внешний вид...............................................................................10
Великие драматурги Древней Греции...........................................................12
Эсхил................................................................................................................12
Софокл.............................................................................................................14
Еврипид...........................................................................................................15
Аристофан.......................................................................................................16
Литература.........................................................

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Истоки древнегреческого театра………………………………………..……3

Дионис и  Дионисии..........................................................................................3

Трагедия и комедия...........................................................................................4

Зрители и представление.................................................................................5

Устройство театра.............................................................................................7

Состязание драматургов..................................................................................9

Актеры и их внешний  вид...............................................................................10

  1. Великие драматурги Древней Греции...........................................................12

Эсхил................................................................................................................12

Софокл.............................................................................................................14

Еврипид...........................................................................................................15

Аристофан.......................................................................................................16

  1. Литература........................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

    1. Истоки древнегреческого театра

 

Мы живем  в обществе, основные морально-этические  нормы которого были заложены еще в античности. Однако древние греки подарили миру не только демократию, архитектуру и скульптуру, но и заложили основы драматического искусства. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. А последняя в виде комедии, трагедии и сатировской комедии нашли свое воплощение в театре, который достиг своего расцвета в V в. до н. э. Однако и в наше время на сохранившихся древнегреческих сценах ставятся произведения древнегреческой драматургии.

      Дионис и Дионисии

Данные выступления были не просто развлечением для народа, а носили сакральный характер, так как устраивались в честь вечно возрождающегося и умирающего бога виноделия Диониса.

Существовало  несколько праздников в его честь, в том числе Великие, или городские, Дионисии (в конце марта — начале апреля, во время весеннего равноденствия), которые включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы. Великие Дионисии отмечались с особой пышностью в течение нескольких дней в присутствии гостей из других государств. А так же Малые, или сельские, Дионисии (в конце декабря — начале января), связанные с началом солнечного года, которые сопровождались весёлыми играми.

Первоначально к жертвеннику Диониса двигались толпой весёлые земледельцы. Они несли увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, вели жертвенного козла, убранного лентами. На алтаре Диониса торжественно совершались жертвоприношения, постепенно переходившие в веселье.

Участники Дионисий облачались в козлиные шкуры, а лица их закрывали козлиными масками,  они представали перед зрителями в виде сатиров, козлоногих существ, прославлявших хором подвиги и страдания бога. Запевала хора, то пел за Диониса, то за Зевса, то за одного из героев. Само действо, рассказывающее о жизни и смерти Диониса, разбивалось на две части: в одной оплакивалась его смерть, во второй ему пелись хвалебные песни. И из такого порядка со временем вышли два основных вида драмы: трагедия и комедия.

Трагедия  и комедия

Даже сама «трагедия» переводится как «песнь козлов». А «комедия» происходит от двух греческих  слов - «комос» и «оде», и соответственно переводится как «песнь комоса» («Комос» обозначает шествие подпившей  толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса). Таким образом, трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, а комедия - карнавальную. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий. Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому  жителю Греции. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.

В комедии гораздо  шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия, по-прежнему, считалась посвященной Дионису. Так, во время комедии стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания.

Со временем Дионисии стали приобретать социально-религиозный характер. Например, во время их проведения все дела приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в течение всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Все стремились в амфитеатр. Наряду с мужчинами в нем бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы.

И представления  стали иными: в трагедии и комедии  стала отражаться современная их авторам общественная жизнь, в них же авторы высказывали свои политические, философские и этические принципы. Использование мифологии делало их максимально доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы преобразовывала творческая выдумка драматурга. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна. Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла своего значительного развития.

Зрители и представление

На представления  люди собирались с восхода солнца. Сперва им было предоставлено право самим занимать любые места, и нередко дело доходило до драк, драчунов разнимали нанятые для этой цели служители. Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов по содержанию театральных зданий, городские власти ввели систему входных билетов - медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теориконы).

В театре была строгая  зрительская иерархия, ярко выражавшая политические и социальные слои: так, первый ряд отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны. За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи - ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с «А» (альфа). Той же буквой и помечали и обратную сторону билетов-символов с изображением головы богини Афины или головы льва, которого считали охранителем от всего плохого. Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и помеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответствовали обозначением секторов для зрителей со средним достатком. Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых располагались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами. Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом  театре. Все были одеты в праздничные  одежды, головы украшали венками. На Великих  Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции. Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и подставные лица. Рассказывают, что комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника - Менандра. 

Если пьеса  не нравилась, зрители свистели, щелкали  языком, стучали ногами. Бывали и  такие случаи, когда актера прогоняли  со сцены камнями и требовали  прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

Устройство  театра

Тетра в нашем  представлении (прежде всего здания, в котором профессиональные играют актеры) в древней Греции не существовало. Древнегреческие актеры выступали  под открытым небом перед огромным количеством зрителей, располагавшихся на скамейках в амфитеатре, вмещавшем от 20 до 40 тыс. человек. Театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и скены.

Древнейшей  из этих частей является орхестра —  круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор.

Скена, первоначально  предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Передняя стена скены - проскений, имевшей обычно вид колоннады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со временем большое значение в оформлении спектакля. Так как в трагедии действие почти всегда происходило перед дворцом или храмом, то проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колоннада проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её центральную часть. На обоих концах здания скены были пристроены два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища. В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре перед проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест. Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом верхнем ряду.

Занавеса в  греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.

При Софокле  появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в  фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя.

В некоторых  комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подземное  царство и т. д.), причём в театре они располагались рядом.

Содержание  греческой драмы требовало применения театральных машин. 
Божества взлетали вверх и спускались вниз с помощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс «парящего в воздухе» актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимоотношения действующих лиц. Наиболее употребительными были: эккиклема (в трагедиях, обычно сцены убийства), эорема.

Вся данная условность свидетельствовала о том, что  не актерская игра, не внешнее оформление, а слово, текст, диалоги, сольные  номера, хор лежали в основе представления.

 Возникает вопрос: «Как  удавалось слушателям на последних  рядах понимать и слышать, что же происходит на сцене?». Во-первых, они уже знали сюжет происходящего «наизусть»; во-вторых, пониманию способствовали большие и яркие маски актеров, живописно выражающие сущность характера того или иного героя; и, в-третьих, само устройство амфитеатра позволяло услышать малейший шорох, производимый на сцене даже в его самых дальних и высоких уголках.

Состязание драматургов

Драматические представления  проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических  и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатирическую драму (веселую пьесу на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров).

Три трагедии, связанные  единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатирическую драму. Трилогия и сатирическая драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатирическую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата) и Фриних.

Драматурги  получали хор от архонта, но все издержки, связанные с обучением хора, брали  на себя богатые сограждане. Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три - для тетралогий и три - комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

Информация о работе Истоки древнегреческого театра