Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:01, реферат
Мы живем в обществе, основные морально-этические нормы которого были заложены еще в античности. Однако древние греки подарили миру не только демократию, архитектуру и скульптуру, но и заложили основы драматического искусства. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. А последняя в виде комедии, трагедии и сатировской комедии нашли свое воплощение в театре, который достиг своего расцвета в V в. до н. э. Однако и в наше время на сохранившихся древнегреческих сценах ставятся произведения древнегреческой драматургии.
Истоки древнегреческого театра………………………………………..……3
Дионис и Дионисии..........................................................................................3
Трагедия и комедия...........................................................................................4
Зрители и представление.................................................................................5
Устройство театра.............................................................................................7
Состязание драматургов..................................................................................9
Актеры и их внешний вид...............................................................................10
Великие драматурги Древней Греции...........................................................12
Эсхил................................................................................................................12
Софокл.............................................................................................................14
Еврипид...........................................................................................................15
Аристофан.......................................................................................................16
Литература.........................................................
Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почётным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.
Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща.
На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов тоже выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились в дидаскал, который хранился в государственном архиве Афин.
Актеры и их внешний вид
Начиная со второй половины V в. до н.э. в театральных состязаниях помимо драматургов и хорегов стали принимать участие и протагонисты (первые актеры).
Первоначально, по преданию, в трагедиях был единственный актер. Его партия чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу. Вскоре после ввели девтерагониста, второго актёра в драме, а чуть позже тритагониста, третьего актёра в драме. Основные роли исполнял в драме протагонист. В греческой драме число актеров не превышало трех человек, поэтому одному и тому же актеру в течение пьесы приходилось играть несколько ролей, даже женских. Немые роли играли статисты.
Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее возвышенных местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до совершенства искусство пения. Но кроме этого, они должны были владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова.
Если пантомимика была развита на высочайшем уровне, то мимика из игры была исключена в силу того, что актеры постоянно носили маски (как было указано ранее).
Маски проникли в греческий театр путём исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато они отвечали задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялись маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по ее багровому цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного.
Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости так же прикреплялась борода.
У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера. В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер. Кроме мифологических персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.
Костюм трагических
актеров был некоторым
Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи - плащ.
Обувь трагического актера, как уже говорилось, называлась котурнами. Сценические котурны имели толстые, состоявшие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера.
Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.
В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех. До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.
Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. - Эсхила, Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а в некоторых случаях - лишь имена и скудные сведения.
Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер.
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, а также около 400 отрывков. Сюжеты Эсхил брал у Гомера и из эпического цикла.
Самой старой из известных трагедий Эсхила является трагедия «Персы» (472 г. до н.э.), представляющая собой вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия «Финей», третьей – «Главк Понтийский»; за ними следовала сатирическая драма «Прометей, разжигающий, огонь».
Еще одна трагедия - «Молящие».
Трагедия «Семеро против Фив» (467 г. до н. э.) — заключительная части трилогии о роде фиванского царя Лая. Две первые трагедии этой трилогии («Лай» и «Эдип») не сохранились.
Трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.) - единственно целиком дошедшая до наших дней трагедия. Первая ее часть — трагедия «Агамемнон». Вторая часть трилогии — трагедия «Хоэфоры» («Совершающие надгробное возлияние»). Последняя часть трилогии — трагедия «Евмениды».
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии. Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и равновесие восстановится.
Идея неотвратимости
возмездия и торжества
Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.
Следующим драматургом,
внесшим весомый вклад в
Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование. Его одаренность проявилась уже в раннем возрасте: с шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом.
В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды - занимал чаще всего первые и редко вторые места. До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше ста двадцати.
Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия, и эти боги также могущественны, как и у Эсхила, - они могут сокрушить человека. Но Софокл рисует, прежде всего, борьбу человека за осуществление своих целей, его чувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю. У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и у героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьба ввергает героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но отказаться от борьбы герои не могут, потому что их ведет нравственный долг. Однако творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы, закончившейся гибелью афинской демократии. Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства.
Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это «Антигона» (около 442 до н. э.), «Царь Эдип» (около 429 до н. э.) и «Эдип в Колоне» (поставлен в 441 г. до н. э., уже после смерти автора). В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.
Великий драматург Еврипид родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Его считают представителем новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.
Из девяносто двух пьес, приписывавшихся Еврипиду, можно восстановить названия восьмидесяти. В их числе: «Алкеста», «Медея», «Гераклиды» «Ипполит», «Андромаха», «Гекуба», «Просительницы», «Электра», «Геракл», «Троянки», «Ифигения в Тавриде», «Ион», «Елена», «Финикиянки», «Циклоп», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде», «Рес».
Однако из них
«Рес», как считается, написан более
поздним поэтом, а сатирическая драма
«Циклоп» представляет собой единственный
уцелевший образец данного
Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по словам Аристотеля, изображал людей такими, «каковы они есть». Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей. В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований, и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление. Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его самым трагичным из всех греческих драматургов.
Родоначальником
древнегреческой комедии