Историческое значение крещения Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления православия как государственной религии на Руси и конфликт между старой языческой верой и новой религией.

Содержание

Введение. 2
Первое крещение Руси. 4
Христианство во времена правлений Аскольда, Олега, Игоря. 4
Правление Ольги. 8
Антихристианский террор во время правления Святослава. 9
Княжение Ярополка. 12
Правление Владимира. 13
Крещение Владимира 988г. 16
Религиозная реформа Владимира. 19
Борьба христианства с языческой культурой Древней Руси. 21
Заключение . 24
Список использованной литературы. 26

Работа состоит из  1 файл

реферат история.docx

— 50.06 Кб (Скачать документ)

Введение.

Несущим элементом  любой культуры является религия. Это  не просто вера  в  сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире.

Христианство  – одна из трех мировых религий.  Крещение Руси имело огромное значение для развития государства. Новая  религия способствовала объединению  различных этносов в единый народ, развитию культуры и просвещения, а  так же способствовало росту авторитета Руси в мире– из варваров-язычников  Русь превратилась в цивилизованную страну. По сути, с момента принятия православия на Руси как государственной  религии и начался процесс  укрепления и развития нашего государства.      

В целом, принятие христианства на Руси способствовало:

  • включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;
  • установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;
  • созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;
  • укреплению молодой русской государственности;
  • гуманизации всего древнерусского общества;
  • становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране:
  • развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.

Однако, процесс  христианизации Руси (как любой другой страны) был сложным и длительным. Далеко не сразу новая религия  была воспринята народом и преодолела старое, отжившее  «поганство».  Еще  в XII в. на Руси существовали уголки, куда официально утвержденная вера не успела проложить себе путь. Проблема «двоеверия»  якобы существовала на Руси почти  до самого монголо-татарского нашествия. Не подлежит сомнению, что окончательное  провозглашение государственной религией христианства в 988 г. не сразу привело  к ликвидации языческих пережитков. Христианизация оказалась слишком  сложным и длительным процессом  и должна была пройти через ряд  стадий и сложные рубежи.

Данная тема актуальна как с научной, так  и духовной точки зрения. Изучение роли православия в жизни нашего государства и русского народа помогает найти ответы на разнообразные вопросы, как научного, так и нравственного  характера. 
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления православия как государственной религии на Руси  и конфликт между старой языческой  верой и новой религией.

Крещение, как  пишет Г, Флоровский, означало разрыв. "Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания... продолжалась своя уже утаенная жизнь, теперь двусмысленная  и двоеверная. И в сущности, слагались  две культуры: дневная и ночная"

Я считаю, что  для понимания исторического  значения Крещения Руси, необходимо рассмотреть  этапы его распространения, а  так же отношение к христианству при разных правителях.

В процессе введения христианства как основной религии  на Руси выделяют несколько периодов.  Но  наиболее распространенной версией  окончательной христианизации Руси считают крещение князем Владимиром в  988 – 989 гг. 

Первое  крещение Руси.

Христианство  во времена правлений  Аскольда, Олега, Игоря.

Предполагают, что  еще Аскольд подразумевал крещение всей страны.  Множество источников указывает на это, они не точны  и иногда противоречат друг другу, но факт попытки замены государственной  религии неоспорим.  Однако  антихристианские общества были слишком сильны, поэтому  крещение носило в основном сословный  характер (в первую очередь христианами  становилась социальная элита). Есть версия, что гибель Аскольда связана  именно с существованием антихристианской оппозиции.  Главным источником, который  отразил христианизацию Руси в 60-х годах IX в.,  является энциклика (окружное послание) патриарха Фотия, который сам осуществлял этот акт. Данное сообщение очень четкое по изложению. В нем идет речь не просто о распространении христианства на Руси, а об официальном введении новой веры. Русь не только приняла  Христа, она отказалась от язычества (”эллинской и безбожной веры”), то есть формально стала христианской державой, хотя приобщение ее подданных  к новой вере затянулось на продолжительное  время. Из-за неточности и противоречивости источников, установить точную дату первого  крещения Руси не представляется возможным.

К середине IX в. в Восточной Европе сложились  два государственных объединения  славян: на юге Русь с центром  в Киеве, на севере — Славия с  центром на Ладоге.  Положение  обоих восточнославянских государств было разным. Славия соседствовала  с малоразвитыми северными народами, Русь же – с развитыми грозными державами, так же ситуация осложнялась  нашествием кочевых племен с востока. Около 870 г. (В летописи применена  не константинопольская, а александрийская  эра, которая относила рождение Христа к 5 500 г. (а не 5 508))  в Ладоге утвердилась норманская династия князей, родоначальником которой был Рюрик. Этому событию предшествовала продолжительная междоусобная борьба ладожских правителей, которая и привела на престол заморского претендента. Новый князь, захватив власть, сразу же стал проявлять автократические тенденции, опираясь на своих сподвижников. Это вызвало недовольство местной верхушки, которая попыталась оказать сопротивление, но потерпела поражение. Это еще больше укрепило положение Рюрика. В 879 г. Рюрик умер, оставив престол малолетнему сыну Игорю, а фактическое управление — его воспитателю Олегу. Через три года Олег организовал поход на Русь, захватил Киев и, убив Аскольда, провозгласил себя владетелем объединенного государства.

Каковы же причины, обусловившие неожиданный успех  ладожского князя. Русь была намного  сильнее Славии, а к 882 г. ее могущество достигло апогея. Незадолго перед  этим, в 874 г., Аскольд осуществил успешный поход против Византии. Никаких потрясений, которые могли бы негативно отразиться на военном потенциале Киева, со времени  этого похода не произошло. Аскольд  стал жертвой не только внешней военной  авантюры. Олег имел поддержку в  самой Руси среди местных сил, оппозиционных киевскому кагану. Активная политика, осуществляемая последним, нравилась далеко не каждому. Среди  лозунгов, которыми могла воспользоваться  оппозиция, на первом месте было христианство. Язычество не собиралось уступать поле деятельности христианству, поэтому  сопротивление Аскольду, по логике, должно было принять форму антихристианской  конфронтации. На нее и опирался Олег.

Разумеется, было бы ошибкой всю коллизию сводить  к сугубо религиозному противоборству.  Настоящие причины, обусловившие гибель Аскольда, лежали намного глубже и  затрагивали коренные социальные проблемы. Религиозный лозунг послужил лишь внешней  оболочкой, под которой скрывались глубокие социальные конфликты, и явился решительным поворотом в положении  только что созданной Русской  церкви, что произошло через 22 года после ее основания.

Захват Олегом власти в Киеве представлял собой  вполне очевидную узурпацию. События 882 г. были не актом внешнего завоевания (как считали некоторые исследователи), а государственным переворотом, осуществленным консервативными кругами  общества. Сам Олег выступал не более  как выразителем реакционных  сил, которые стремились преградить путь прогрессу и которым посчастливилось  в какой-то степени достичь своей  цели. Так как киевская оппозиция, которая поставила Олега у  власти, была антихристианской, новый  правитель соответственно вынужден был проводить антихристианскую политику. На Руси началась языческая  реакция. Про деятельность Олега  в летописях очень мало упоминаний, большинство из которых носит  мифический характер. Абсолютно ясно одно: в своей политике он придерживался  антихристианского террора.

О правлении  Игоря известно  так же мало. Воспитанник  Олега и законный наследник Рюрика был лишен права на правление  своим опекуном. Иногда Игоря характеризуют  как человека ничтожного, никчемного властителя, к тому же ненасытного  скрягу. Другие авторы склонны признать его достаточно проницательным деятелем, которому Русь обязана значительными  успехами (отпор печенегам, проникновение  на Кавказ, а особенно новый договор, заключенный с греками в 944 г.). К заслугам Игоря относят и  осознание прогрессивной роли христианства. Как минимум бесспорной остается его религиозная терпимость. Е. Е. Голубинский даже считает князя ”внутренним”, или тайным, христианином.  Текст договора с греками 944 г., содержит ряд сведений о том, что христианство на Руси в то время не просто существовало, а пользовалось определенным пиететом. Его адепты не только не подвергались притеснениям со стороны государственной власти, но и принимали активное участие в политической жизни страны. Более того, по мнению Е. Е. Голубинского, сторонники христианства имели даже большее влияние на общественные дела, нежели язычники.

 Договор 944 г. был заключен Игорем после  двух походов на Византию в  941 и 944 гг. После убийства Аскольда  греки не считали нужным придерживаться  соглашений, заключенных с ним  в свое время, а узурпатор  Олег, обеспокоенный неопределенностью  собственного положения, не имел  ни времени, ни сил заставить  Царьград выполнять взятые на  себя обязательства. Игорь, придя  к власти, предпринял два похода  на Византию, первый из которых  оказался неудачным. В результате  второго похода  был заключен  договор, подтвердивший основные  положения соглашения 874 г. В своей  основной части он почти дословно  повторяет статьи прежнего трактата, основные  различия заключаются  в религиозном аспекте. Договор  874 г. представлял Русь как христианское  государство, что естественно  для времени между 860 и 882 гг. Соглашение 944 г. представляет народ  Руси дуалистическим, двоеверным, что  абсолютно точно отражает ситуацию  своего времени.

В тексте договора Русь-христиане и Русь-язычники выступают  как две равноправные части населения.  Формальное равноправие христианства и язычества в соглашении 944 г. в действительности свидетельствует  о преимуществе первого перед  вторым.

Существование церквей на Руси от эпохи Аскольда не вызывает сомнения: потребности  обряда способствовали строительству  храмов. В договоре привлекает внимание сообщение об Ильинской церкви, которая  функционировала в Киеве в 944 г. Её существование бесспорно. Это  является надежным свидетельством наличия  христианской общины в середине Х  в. и свободного отправления христианского  культа.

Правление Ольги. Игорь был убит осенью 945 г. в ходе феодальной войны в Древлянской земле. Сын и наследник убитого князя Святослав к тому времени был еще ребенком, и власть в Киеве перешла к вдове — Ольге.

Это была решительная  и деятельная женщина — ”мужского  характера”. С ее именем связаны  некоторые важные мероприятия, оказавшие  существенное влияние на дальнейшее развитие Руси. К сожалению, время  ее правления тоже плохо освещено в источниках. ”Повесть временных  лет” приводит главным образом фантастические рассказы псевдофольклорного типа (про  ”три мести”, об уничтожении Коростеня  с помощью птиц и т. п.). Такой же внеисторический характер имеет и рассказ о крещении княгини — важнейший для нас эпизод ее правления . Статью ”Повести временных лет”, посвященную этим событиям, считают недостоверной начиная от самой даты и кончая мотивацией поступков.

Владимир Святой был не первым христианином на киевском престоле. Необходимо подчеркнуть личный характер крещения Ольги: княгиня крестилась сама, но не решилась крестить свой народ  и провозгласить христианство государственной  религией. Осуществленный в условиях того времени акт неминуемо приобретал характер идеологической (а следовательно, и политической) демонстрации. Таким  образом, влияние христианской партии в Киеве должно было быть настолько  значительным, что можно было не считаться с оппозицией сторонников  язычества. Сведения о том, когда, где  и при каких условиях произошло  крещение киевской княгини, в разных источниках настолько расплывчаты  и так противоречат друг другу, что  в науке образовался целый  спектр мнений, из которых ни одно не может претендовать на достоверность. Большинство исследователей связывают  этот акт с путешествием Ольги  в Константинополь и ее приемом  при дворе императора Константина VII Багрянородного.  Этому  существуют и серьезные возражения. Вероятно, Ольга приняла христианство не во время визита ко двору Константина  Багряногодного, а после принятия договора 944г., т.к. первому нет документальных подтверждений. Это произошло при  правлении Романа  I Лакапина. Возможно, Игорь принял христианство тогда  же, что могло послужить поводом для противоречий Игоря с дружиной, приведшим к его гибели.

Вполне достоверные  сведения о церковном строительстве  на Руси во времена Ольги отсутствуют. В агиографической литературе есть рассказ об уничтожении Ольгой языческих  капищ. Однако с точки зрения исторических закономерностей эпохи факт уничтожения  языческих капищ выглядит сомнительным. Формально наследником погибшего  Игоря был Святослав, который  оставался язычником и опирался на языческую часть киевского  боярства. Вряд ли Ольга, потеряв мужа в междоусобной войне, стала бы подвергать себя опасности нового конфликта, который  мог стать для нее роковым. Поэтому, если Игорь с Ольгой в  свое время проявляли терпимость к христианству, оставаясь язычниками, то, став христианкой, Ольга вынуждена  была проявлять такую же толерантность  по отношению к язычеству.

 Вероятно, строительство   небольших церквей,  молелен, часовен   было широко распространено.  О строительстве храмов известно, что во время правления Ольги   возможно был заложен Софийский  собор в Киеве, так имеются  сведения  о строительстве Троицкой  церкви  в Пскове.

Антихристианский  террор во время правления  Святослава. 

Информация о работе Историческое значение крещения Руси