Историческое значение крещения Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления православия как государственной религии на Руси и конфликт между старой языческой верой и новой религией.

Содержание

Введение. 2
Первое крещение Руси. 4
Христианство во времена правлений Аскольда, Олега, Игоря. 4
Правление Ольги. 8
Антихристианский террор во время правления Святослава. 9
Княжение Ярополка. 12
Правление Владимира. 13
Крещение Владимира 988г. 16
Религиозная реформа Владимира. 19
Борьба христианства с языческой культурой Древней Руси. 21
Заключение . 24
Список использованной литературы. 26

Работа состоит из  1 файл

реферат история.docx

— 50.06 Кб (Скачать документ)

Программа Владимира  ориентировалась на восстановление достижений аскольдовой эпохи, но в  новых условиях конца Х — начала XI в. Владимир даже принял титул убитого  правителя — каган (равный императорскому). Реформы Владимира охватили широкий  круг проблем. Наибольшее значение имела, вероятно, административная реформа, сущность которой заключалась в ликвидации ”племенных” княжений. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов.

До конца Х  в. Киевская Русь состояла из ряда ”племен”, сохранявших автономию. Зависимость  от Киева и великого князя ограничивалась уплатой дани и обязанностью в  случае необходимости выставлять в  распоряжение сюзерена определенное количество воинов. Такая политическая система  была чревата серьезными конфликтами. Местная знать стремилась к полной независимости, а великокняжеский  стол — сохранить и усилить  свое господство. Владимир ликвидировал саму систему ”племенных” княжений. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. В каждую из них назначалось доверенное лицо из числа ближайших сподвижников великого князя, а впоследствии —  его сыновей.Зависимые от великого князя, они должны были строго исполнять его волю. Непокорность угрожала потерей владения или переводом в худший удел. Уделы не переходили по наследству.

Военная реформа  Владимира была направлена на усиление оборонного потенциала государства. Сущность ее заключалась в ликвидации ”племенных”  военных объединений и слиянии  военной системы с системой феодального  землевладения.

Смысл судебной реформы Владимира заключался в  установлении и размежевании судов  епископского и градского. Единственным юридическим документом, дошедшим до нас в деформированном виде, является Церковный устав.

В исторической литературе особой популярностью пользуется осуществленная Владимиром религиозная  реформа, состоявшая в окончательном  утверждении христианства в роли официальной, государственной религии  на Руси.

Религиозная реформа Владимира.  Очевидный крах древнерусского язычества заставил великого князя серьезно задуматься о дальнейших мероприятиях в сфере религии. По мере того как укреплялось положение князя, а реальные успехи его правления поднимали авторитет киевского престола и тем самым привлекали на сторону князя-реформатора симпатии широкой общественности, его верность язычеству становилась проблематичной.

Религиозную реформу  Владимира нельзя рассматривать  как изолированный акт, независимый  от остальных нововведений великого князя в области социальной структуры. Наоборот, она представляла собой  необходимый элемент единой системы.

Введение монотеизма диктовалось объективным развитием  страны, победой феодального способа  производства.

Религиозный акт 988 г. является центральным эпизодом в редакции ”Повести временных лет”, дошедшей до нас. Однако, этот эпизод весьма сомнителен.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя  Владимира имело место «испытание вер».

Крещение князя  Владимира в Повести временных  лет датировано 988 годом. Иная датировка  и несколько отличные обстоятельства крещения князя и киевлян приведены  в «Похвале князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (XI век), согласно которой  крещение киевлян нужно относить к 990 году, «в третье лето» после личного  крещения князя. В общепринятой версии - исторической, научной и официальной - в 988 году киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После  чего, в царствование Императоров  Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство  крестило киевских людей в водах  Днепра и (или) Почайны. 
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука Царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, - требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия - в честь Императора Василия II. Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»: «В году 6496 (988) был крещен Володимер, который крестил Росию». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение России произошло столетием раньше.  
Следующим этапом закрепления официальной церкви на русских землях стало учреждение церковной организации в Киеве. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать первым патриархом греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Ему приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам - основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского. На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление насаждению христианства: он был крещён в 990 году при военной помощи киевского воеводы Добрыни и тысяцкого Путяты. В Ростове и Муроме сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий - св. Леонтий - погиб от рук язычников в 1073. Ростовчане были крещены только лишь в 1078 году.

Борьба  христианства с языческой  культурой Древней  Руси. 
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль. Разрушались культовые сооружения (идолы, капища - места языческого культа, где происходили моления и жертвоприношения). Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.  
По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях». В1227—1230 так же в Новгороде несколько волхвов по суду у архиепископа были сожжены заживо («это была не обычная казнь, а приношение в жертву волшебников и магов»). Там, где христианизация проводилась насильственно, она для большинства обращенных означала порабощение.

Специалисты достаточно единодушны в оценке крещения Руси, как явления прогрессивного. При  этом, однако, чаще всего имеется  в виду соотношения абстрактного христианства и абстрактного язычества. А сравнение должно быть конкретным: что привносило, и что разрушало  христианство на Руси. 
Главное достоинство язычества заключалось в сохранении в его рамках хозяйственного опыта. При фактах явной насильственной христианизации часто терялись именно практические завоевания многих поколений. Но, в целом и изначально, хозяйственному опыту на Руси христианство особого ущерба не наносило: оно не пыталось, по крайней мере, на государственном уровне бороться с теми самыми поверьями, которые были повязаны с многовековой практикой овладения законами природы. Более того, Церковь приспосабливалась к языческим праздникам, относящихся к циклу сельскохозяйственных работ.  
Сложнее всего было отношение Церкви к народной медицине, часто принимающей форму борьбы с волшебством. В Средневековье всюду в Европе горели костры, сжигающие языческих кудесников. На Руси эти костры тоже вспыхнут, но на несколько лет позже: впервые об этом напоминает новгородский летописец под 1227 годом, а затем сведения о них относятся к XV веку.  
Несомненны потери также в области поэтического творчества народа. Поэзия - обязательный спутник язычества и вообще племенного стоя. Исторические песни поддерживали связь времен, а живая связь с природой давала образы, понятные язычникам и подозрительные для христианина. В монашеско-аскетическом варианте христианства особенному гонению подвергалось  языческое жизнеутверждающее «веселье» (народная смеховая культура). Церковные поучения наполнены осуждениями светских развлечений, но результат от этого, на начальном этапе утверждения христианства на Руси, был крайне незначительный. Позже ситуация изменилась. Так, к 15-16 векам Церкви практически удалось ликвидировать скоморошество как целый пласт культуры, но повсеместное веселье во время языческих праздников на Руси вывести не удавалось. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время). Нужно отметить, что русское духовенство, хотя и боролось с языческими пережитками, все-таки относилось к ним довольно терпимо. И именно это обстоятельство обеспечивало обратную терпимость язычников к христианству. Лишь в пору голодных лет, моров, следовавших обычно за извне приходившими разорениями (вроде татарско-монгольского нашествия), обострялись отношения между теми и другими, а веры и суеверия проникаются фанатизмом. 
Наступление церкви на повседневный быт, естественно, возрастает в эпоху образования централизованного государства, когда подчинение требованиям церкви становится одним из средств усиления контроля социальных верхов над низами. При этом низам запрещается теперь делать то, что позволяется верхам.

Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - «крестьяне», мировоззрением их оно не овладело. В быту крестьянин оставался язычником. Иначе и  быть не могло. В условиях жизни и  труда крестьянина за тысячу лет  мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую  часть потребности в общении, обмена знаниями и опытом.  
На византийской почве возникло двоеверие - смещение христианских и языческих обрядов. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, житель русского государства вновь находил утраченных было богов - покровителей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и на священников смотрел как на волохов. Наконец византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединялись с первобытным культом мертвых.  
Поверья и предрассудки теперь вытеснялись не другой верой, а просвещением, позже наукой. Можно лишь пожалеть, что искоренение предрассудков не обошлось и без некоторых потерь. Ведь в мистической форме часто выступали знания, добытые многовековой практикой. Шарлатаны далеко не всегда были просто шарлатанами. Что-то они знали из недоступного простым смертным, хотя и не могли объяснить природы своих секретов.

Заключение  .

Таким образом, рассмотрев распространение христианства на Руси во времена правления разных князей, видно, что процесс распространения  христианства происходил  неравномерно, при разных князьях положение  христиан было различным и зачастую резко менялось при смене власти: христианство то возводилось в ранг государственной религии, то подвергалось жестоким гонениям.

Рассуждая о  борьбе христианства с языческой  культурой, следует подчеркивать удачные  с государственной точки зрения факты видимой борьбы (разорение  мольбищ, уничтожение идолов, издание  государственных запретов на обрядовую  сторону культуры) и неудачные  в хронологической плоскости  итоги борьбы христианства с язычеством: в народном быту и сознании язычество  продолжало существовать как явный  пласт культуры, затем как культура двоеверия.

Утверждение на Руси православия  является одним  из важнейших факторов, обусловливающих  своеобразие формирования российской культуры. Большинство традиционных рассуждений о вкладе церкви в  народную культуру восточных славян, жителей Древней Руси в целом, сводятся к распространению письменности, соответственно к расширению культурных горизонтов просвещенного человека того времени (знакомство с книжной  культурой Византии и Запада) и  к небывалому расцвету каменного  строительства, живописи. Меньше рассуждений  мы встречаем о формировании духовной составляющей нации. Но именно здесь  церковь оказывала первостепенное влияние.

Таким образом, принятие христианства по сути явилось  культурной революцией, многие традиции, как культурные, так и духовные, были утрачены, но привнесло христианство намного больше утраченного и  оказало огромное влияние на развитие, становление государства. Русь начала развиваться как европейская страна, перестала быть языческой, варварской державой.

 

Список  использованной литературы.

 
  1. Бибиков М.В. Когда была крещена Русь? взгляд из Византии // Древняя Русь в свете  зарубежных источников.- М.: Вече, 2003.
  2. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси - Наукова Думка; Киев,1989.
  3. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М.: Просвещение, 2001.
  4. Карташев А. История русской церкви.- М.: Наука, 1959.
  5. Татищев В. Н. История Российская  — М.; Л., 1962. — Т. 1

 

Оглавление

 

Введение. 2

Первое  крещение Руси. 4

Христианство  во времена правлений  Аскольда, Олега, Игоря. 4

Правление Ольги. 8

Антихристианский  террор во время правления  Святослава. 9

Княжение  Ярополка. 12

Правление Владимира. 13

Крещение  Владимира 988г. 16

Религиозная реформа Владимира. 19

Борьба  христианства с языческой  культурой Древней  Руси. 21

Заключение . 24

Список  использованной литературы. 26 
 
 
 
 

Информация о работе Историческое значение крещения Руси