История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:45, курсовая работа

Описание

 Образование единого государства на Руси имело определённые социально-экономические предпосылки. Оно было подготовлено самим историческим развитием. В основе объединения русских земель лежали те же причины, что и в государствах Европы, но имелись и свои особенности.
С древних времён на территории будущего Русского государства происходит так называемая колонизация (освоение новых земель). Эта территория очень богата лесом и водой, но почвы не благоприятствуют земледелию.

Содержание

Образование русского национального централизованного государства (признаки образования обязательного указать).
Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в ХV веке (высших, центральных и местных органов управления Российского государства).
Эволюция системы центрального и местного управления в Московском государстве в ХVI веке.
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

История госуправления Рябченко.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  1. Образование русского национального централизованного  государства (признаки образования  обязательного указать).
  2. Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в ХV веке (высших, центральных и местных органов управления Российского государства).
  3. Эволюция системы центрального и местного управления в Московском государстве в ХVI веке.

    Вывод

    Список  литературы

 

 

  1. Образование русского национального централизованного государства, признаки образования.

     Образование единого государства на Руси имело определённые социально-экономические предпосылки. Оно было подготовлено самим историческим развитием. В основе объединения русских земель лежали те же причины, что и в государствах Европы, но имелись и свои особенности.

    С древних времён на территории будущего Русского государства происходит так называемая колонизация (освоение новых земель). Эта территория очень богата лесом и водой, но почвы не благоприятствуют земледелию. Также имеют большое значение лесные и водные (речные) промыслы – бортничество, охота и рыболовство. Поэтому население очень часто покидало занимаемые территории и переходило на другие. Таким образом, на территории будущей страны сложились мелкие крестьянские поселения – волости. Волости были замкнутым в себе самоуправляющимся мирком. Основной сферой производства Руси было сельское хозяйство.

    К XV веку в нём зарождаются некоторые прогрессивные черты: подсечно-огневая система земледелия и перелог сменяются пашенной, расширяются посевные площади, земледелие становится всё более прибыльным, появляется избыточный продукт. Получает распространение животноводство. Сельскому хозяйству стали требоваться всё более совершенные орудия труда. Это в свою очередь послужило толчком к развитию ремесла, как на селе, так и в городах.

    Происшедшее к XV веку общественное разделение труда привело к дальнейшему росту ремесленного производства с центром в городах. Возникает необходимость обмена между городом и селом и, как следствие этого, происходит усиление экономических связей не только между городом и деревней, но и между различными областями и феодальными княжествами. Усилению экономических связей способствовала также торговля, которая стала возможна благодаря избыточному продукту. Сущность хозяйственной системы того времени состояла в том, что вся земля данной вотчины разделялась на барскую и крестьянскую; последняя отдавалась в надел крестьянам, которые своим трудом и орудиями труда обрабатывали её, получая с неё своё содержание. Такая система называлась барщинной. Вместе с барщиной начала развиваться к XV-XVI векам и денежная рента, т.е. оброк, размеры которого постоянно росли. Наряду с этим, барская запашка постоянно увеличивалась за счёт сокращения крестьянских земель. Всё это вызывало классовые противоречия и вспышки классовой борьбы.

    Экономический подъём был заметен и на Руси в XV вв., он сыграл немалую роль в формировании централизованного государства, однако, в целом, это формирование происходило, в отличие от Европы, на чисто феодальной основе.

    Особую  роль в создании Русского централизованного государства сыграл внешнеполитический фактор. Россия, в отличие от стран Европы, испытала на себе гнёт татаро-монгольских ханов.

    Совокупность  всех перечисленных выше причин сложилась и отчётливо проявилась к середине XV века. Сложились к этому времени и силы, способные обеспечить объединение Руси (как князья, так и бояре, дворяне, феодалы вообще).

    Таким образом, в истории Руси к XV-XVI векам  прослеживаются предпосылки к образованию централизованного государства (экономический подъём, борьба против внешней опасности и др.), которое, в отличие от Западной Европы, складывалось в период господства феодального строя.

    Создание  единого централизованного государства  определило процесс складывания единого всероссийского рынка и образования нации.

    Из  всех внутренних факторов, способствовавших объединению, следует выделить политику князей, в частности - Московских. К причинам выделения Москвы следует отнести её геополитическое положение и политику князей. Первым Московским князем стал Даниил Александрович(1282-1303), сын Александра Невского. Московское княжество при Данииле - это около 40км вокруг Москвы. Уже в 1301г. он взял в плен Рязанского князя Константина и присоединил от его княжества Коломну. В 1302г. умирает бездетный Переяславский князь и отдаёт Даниилу своё княжество. После смерти Даниила в 1303г. борьба Москвы с Тверью за ярлык на Великое княжение начинается между князьями Юрием Данииловичем и Михаилом. В результате этой борьбы Михаил погибает в Орде, а затем и Юрий находит свою смерть там же.  
Московским князем становится брат Юрия Данииловича Иван, который вошёл в историю под именем Ивана Калитвы (1325-1340).

    В 1328г. митрополит Феогност сделал Москву своей официальной резиденцией.  
Политика Московских князей ни в коем случае не была направлена на объединение Русских земель, это было обыкновенное стремление увеличить собственные богатства, для этого использовались все методы. К моменту начала княжения Дмитрия Московское княжество становится одним из наиболее богатых.

    В это время в Золотой Орде власть при юном хане Тохтамыше фактически захватил темник (военачальник) Мамай. Дмитрий Иванович не захотел и не стал платить дань Мамаю под предлогом, что он не принадлежит роду Чингизидов, а, следовательно, ханом (или царём) для русских князей быть не может и Дмитрию равен.

    У России также был грозный соперник Великое княжество Литовское, объединившее под своей властью не только Литву, но и большую часть западнорусских земель: Смоленщину, территории нынешних Украины и Беларуси. Существовало две Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Великий князь Литовский и Русский Ольгерд с таким же правом, как и московские князья, претендовал на собирание под своей властью Русские земли. Русские битву выиграли, обратили ордынцев в бегство. Ягайло, находясь в 30-40км. от Куликова поля, узнав о поражении Мамая, повернул обратно. Орда от Литвы помощи не получила, основные силы её были разгромлены в ходе битвы. Держава Мамая рухнула и была захвачена ханом Тохтамышем.

    Куликовская битва послужила поворотным этапом в отношениях Руси с Золотой Ордой, а так же в образовании Русского централизованного государства. Москва официально стала объединять вокруг себя Русские земли, борьба против чужеземцев стала вестись от лица столицы. Если при Иване Калите и его сыновьях границы Московского княжества расширялись, то только из-за корысти князей. Очень важным последствием Куликовской битвы является ослабление зависимости Руси от Орды.

    Политические  причины преобладали над экономическими в процессе образования Русского государства. Особенно наглядно это проявлялось в заключительном периоде объединения Русских земель вокруг Москвы.  
Василий II умер в 1462г. Ещё при жизни он сделал своего сына Ивана соправителем. В период княжения Ивана III(1462-1505) завершился процесс единения Русских земель. В 1471г. Иван Васильевич принял решение о походе на Новгород. В 1478г. из Новгорода был увезён вечевой колокол в Москву, этим Иван III ликвидировал самоуправление Новгородского княжества. С этого времени Новгородское княжество стало полностью подчинённым Московскому государству (как территориально, так и политически).  
Иван III в 1476г. прекратил платить дань Орде. Поражение Ахмеда фактически означало крах державы Батыя и обретение независимости Русским государством. Теперь русские князья никому не были обязаны платить дань. 
Падение новгородской независимости и свержение ига предопределили судьбу Твери. Войска Ивана III нанесли огромный урон Тверскому княжеству. Московский государь лишил внешнеполитической самостоятельности Тверь, включил княжество в состав Русского государства. Позже были присоединены Псков, Смоленск, Рязань. Таким образом, к 20м гг. XVI в. на карте мира появилось новое государство. Принципиально новое отличие состояло в изменениях в самом русском человек, в его менталитете: совершенное иное отношение к труду.

    На  востоке Европы за какие-то 100 лет  образовалось новое государство, имя  которому Россия.

  1. Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в ХV веке (высших, центральных и местных органов управления Российского государства).
 

    По  общественному строю русское  централизованное государство можно  характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную  монархию. В обществе феодального  периода классовое различие населения  фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

    Если  в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми  князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

    По  экономическому положению феодалы  разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян ( владельцы поместий ). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные  бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

    На  второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова "слуга над дворским") и помещики (производное от слова "испоместить" на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.

    Служба  в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы.

    В этот период произошли и изменения  в правовом положении крестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми ("тягло" - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

    В период централизации существенно  изменился и его государственный  строй. Прежде всего, следует отметить усиление власти великого князя (царем еще назывался ордынский хан). Этому способствовало ограничение иммунитетных прав феодалов, особенно удельных князей. Ликвидируется политическая обособленность княжеств.

    Уделы (княжества, земли) упраздняются, а вся  территория делится на уезды и  волости. Сам монарх сосредоточил в  своих руках всю полноту власти (гражданскую, судебную, административную и военную). Его статус в Судебниках закреплен не был, так как он признавался стоящим вне закона. Важные государственные дела он решал с советом феодалов - боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в постоянное учреждение. Боярская дума ("Государев верх") - преемник совета феодалов, включала в себя крупных бояр (введенных или окольничих), бывших удельных князей, а впоследствии представителей дворянских фамилий и служивой бюрократии.

    Боярская  дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции.

    Разделение  компетенций царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре (то есть дума) приговорили".

    Феодальные  съезды собирались для решения вопросов исключительной важности, требующих  больших усилий и жертв. Они собирались крайне редко.

    Центральное управление строилось на основе дворцово-вотчинной системы, при которой не было четкого разделения между функциями органов по управлению государством и княжеским доменом. Данная система состояла из:

Информация о работе История государственного управления