История искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и
величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и
инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее
принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый
человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и
благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….1
Древний Восток как культурная целостность…………………2
Особенности культуры Древней Месопотамии………………..5
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии………..8
Искусство Древнего Египта………………………………………10
Культура Древнего Китая…………………………………………16
Заключение………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Готовый вариант курсовой.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Введение…………………………………………………………….1 

Древний Восток как культурная целостность…………………2 

Особенности культуры Древней  Месопотамии………………..5 

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии………..8 

Искусство Древнего Египта………………………………………10 

Культура  Древнего Китая…………………………………………16 

Заключение………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 -1-

                 Введение 

      Одна из центральных  проблем  понимания  древнего  мира  -  осмысление

многообразия  и  уникальности  древних культур,  отдаленных   от   нынешних

временем и  пространством. Все они,  взятые  вместе  и  представляющие  некое

цивилизационное целое, своим многообразием и  уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации.  Именно в этой роли, своими  достижениями,  базой  для  создания  нынешнего  научно- технического мира, их культурное единство и обретает  значимость.  С  другой стороны,  если  считать   цивилизацию   нравственным,   интеллектуальным   и техническим   оснащением   культуры,   как   способа   преодоления   этносом исторического пространства на одной и той же географической  территории,  то здесь  на  первый  план  выходит  своеобразие  культур  и   их   способность сосуществовать,  не  проникая  друг   в   друга.   Более   того,   состояние современного общества перестает  быть  обязательным,  становятся  возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада  около  500  лет до  н.э.  пережили  коренной  исторический  поворот  -  появление   человека современного  типа.  Пришел  конец  мифологической  эпохе  с  ее   спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с  мифом,  вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы  пользуемся  по  настоящее  время, закалывались основы мировых религий. В  Индии  в  настоящее  время  возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы,  в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции -  это  время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

      Именно тогда перед человеком  открылись и собственная  беспомощность   и

величие  окружающего  мира;  для  жизни   понадобились   новые   способы   и

инструменты ее организации. Человек ищет  новые  ответы  на  вопросы,  ранее

принятые на  веру,  пересматривает  свои  решения,  обычаи  и  нормы.  Новый

человек способен слушать и понимать то, о чем  ранее  он  не  задумывался,  и

благодаря этому  открывать в себе все новые  возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 -2-

         Древний Восток как культурная целостность. 

     Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой

стороны, древние  греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко

на восток. Кроме  того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные

исторические  эпохи проводилась по-разному, и  её расположение в процессе

исторического рассмотрения следует каждый раз  уточнять.

    Древний  Восток как культурная целостность  включает в свой состав

культуры Южной  Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд

авторитетных  исследователей считает, что древние  культуры Южной

Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто  географическом

смысле они  и не являются «Востоком», типологически  также должны быть

отнесены к  древневосточной цивилизации, поскольку типологическое

сходство действительно  очень велико.

    Значение  Древнего Востока в истории  общечеловеческой культуры

огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного

строя и происходит переход к осёдлости. Здесь появляются первые

государства, частная  собственность, первые системы письменности,

создаются условия  для разделения труда и проявления социальных классов.

Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной

точкой которой  был первобытнообщинный строй.

    В  литературе можно встретить разные  термины для обозначения

культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в.

Г.В.Ф.Гегель предпочитал  пользоваться термином «восточная деспотия»,

подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем

Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии,

говорят о Древнем  Востоке как о раннем рабовладельческом  обществе, имея

в виду экономическую  структуру. В тех работах, в которых

предпринимаются попытка выявить специфику древневосточной культуры в

целом, можно  встретить самые различные термины  для обозначения этой

специфики.

    Так,  в известной книге западного  учёного Карла Витфогеля 

«Восточный деспотизм» вводится не слишком изящно звучащий по-русски

термин «гидравлические общества» (может быть, лучше было бы перевести:

«гидравлические общества»). Витфогель пишет: «Примитивный человек знал

регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но

поскольку он зависел  от собирательства, охоты и рыболовства, он мало

нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он

научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он

начал принимать  во внимание возможности земледелия на сухих участках

                                          -3- 

земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было

больше, чем в  кратковременном дожде. Лишь тогда  он начал манипулировать

заново открытыми  свойствами старого окружения посредством

хозяйствования  на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или)

регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое

земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления  деспотических

структур правления  и общества». Таким образом,

Витфогель справедливо  обращает внимание на роль рек и  орошения в

становлении древневосточной культуры. И в самом деле, это – «культура

речных долин», или «речная» цивилизация.

    В  ряде других западных работ,  посвящённых исследованию

древневосточной культуры, можно встретить такие  термины, как

«территориальное  царство», «храмовое государство», «космически

империи». В этих терминах подчёркивается роль осёдлости  и территории в

этом типе культуры, значение храмов и астрологических  сведений для их

становления.

    Ещё  раз повторим, что главной особенностью  большинства культур

Древнего Востока  является то, что основная часть их территорий – долины

крупных, полноводных  рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те

природные условия, которые совершенно не подходили  для первобытной

родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем не

менее, как мы увидим позже, именно эти неблагоприятные природные

условия стали  основой принципиально иного, по сравнению с культурой

родовой общины, типа культуры. Чтобы не быть голословным, рассмотрим в

качестве иллюстрации  один из древнейших образцов этого нового типа

культуры. У историков  существует даже такая крылатая фраза: «История

начинается в  Шумере» (так называется и известная  книга).

    Одна  из ранних и наиболее характерных  форм древневосточной культуры

представлена  шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух

рек – Тигра  и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле

слова) образовалась постепенно в результате того, что  наносы Тигра и

Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся

болотная равнина  вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было

сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носили целые тучи

комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что

доказывается  отсутствием находок в этих местах орудий времён палеолита.

    Культура, созданная в бассейне Тигра  и Евфрата, была результатом

взаимодействия  и сотрудничества многих народов. Население  двуречья не

было  однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока

к берегам Тигра  и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык

которой учёные до сих пор не могут отнести  к какой-либо языковой семье.

С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих

переселенцев  в дальнейшем получила название аккадцев (по названию

города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок

                                    -4-

древнееврейскому  и арабскому. Переход от родовой  организации к

государству в  рассматриваемой культуре продолжался  примерно с середины

V тысячелетия  до н. э. до середины III тысячелетия  до н. э. Возникают

первые города, которые вступают между собой  в ожесточённую и

непримиримую  борьбу. Первые формы государственности  и возникают в

результате этой борьбы. Особо возвышается город  Вавилон (точнее, Бабили

– «врата бога»), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее

современного  Багдада.

    В  развитии культуры пальма первенства  очень часто принадлежала

шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские  народы, прежде

всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее

название «вавилонской». Из истории известно, что шумеры в Двуречье

ассимилировались  и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их

культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы.

Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской

культуре.

    В  шумеро-вавилонской культуре мы  находим все характерные черты

Информация о работе История искусства