Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и
величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и
инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее
принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый
человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и
благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
Введение…………………………………………………………….1
Древний Восток как культурная целостность…………………2
Особенности культуры Древней Месопотамии………………..5
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии………..8
Искусство Древнего Египта………………………………………10
Культура Древнего Китая…………………………………………16
Заключение………………………………………………………….20
древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая
письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно
Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным
материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую
различную форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что
писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки,
прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности -
клинопись. Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было
строительство особых, ранее не известных культовых сооружений –
храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они
были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила
преимущественно глина.
Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль
астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, а
астрология, которая вообще играла огромную роль в древневосточной
культуре. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера в
воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные
гороскопы появляются значительно позже и являются признаком упадка). В
шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные
затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и
математика, основывающаяся
на шестидесятеричной системе
Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская мифология,
содержащая уже такие «бродячие» мифологические сюжеты, как миф о
сотворении мира, потопе. Появляются и характерный земледельческий миф
об умирающем и воскресающем боге.
Типологически схожие черты мы находим также в культуре Ассирии,
культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.
-5-
Особенности
культуры Древней
Месопотамии
Вплоть до середины XIX в. культурная
жизнь народов, некогда
эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной
человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний,
равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го
века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания.
Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских
каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.
И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то,
что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности
обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии.
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть
однородной. Сменявшие
друг друга народы, стремившиеся к захвату
плодородных земель, несли с собой
новые веяния и новые порядки,
Зачастую они безжалостно уничтожали
все то, что было создано из предшественниками.
И тем не менее, в своем собственном
поступательном развитии они
неизбежно опирались на опыт прошлого
в государствах Двуречья не менее
видное место, чем в Египте занимали
скульптура, мелкая пластика, ювелирное
дело. Как и в Египте создавались
яркие росписи. украшавшие стены
дворьцов. Но многие черты, в то
же время, отличают искусство
Передней Азии от египетского.
Прежде всего, совершенно иные
природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями
Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только
особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.
Заупокойный культ не получил
в Двуречье такого
как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего
человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому
портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в
Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах
Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью
значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место
отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое
строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и
горловина . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о
важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве,
скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать
очертания стремительно
несущихся по кругу гончих псов,
горделиво стоящих козлов, увенчанных
огромными крутыми рогами. И хотя пристальное
внимание, проявляемое художником к передаче
движений животных, напоминает первобытные
росписи, ритмическая организованность
узора, его
подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления
Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья
возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили
всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них
выросли первые
памятники монументального
декоративные ремесла.
Каждый город чтил своих богов.
храм, который становился центром города-государства . В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и
храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества.
Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в
Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и
-8-
раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй/ В употребление вошла также отделка колонн листовой медью,
включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела
немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы
храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции