История катастроф в Советскую эпоху (1917-1991)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Природа щедро одарила человечество всем, что необходимо ему для существования. Человек умело или неумело приспособился к ее условиям, даже порой к ее капризам, и нам кажется, что мы изучили нашу планету вдоль и поперек. А изучив, освоили ее природные ресурсы, покорили глубины океана и начали покорять космос. По поверхности земли человек проложил дороги и железнодорожные магистрали, и все это наша голубая планета терпеливо сносит

Работа состоит из  1 файл

полная курсовая.docx

— 584.90 Кб (Скачать документ)

  В 17 часов  футшток Петропавловской крепости показал, что вода поднялась на 3 м выше ординара.

  Местами прекратилась телефонная связь, погас  свет, но работа по спасению населения  и имущества кипела с удесятеренной энергией. К 18 часам вода достигла 360 см выше ординара. Казалось, что город умирал: погас свет, прекратилась телефонная связь, плыли мостовые, вспыхивали зарева пожарищ. В 18 часов 45 минут прекратила подачу воды и водопроводная станция, где затопило насосное и машинное отделения. Население объятых пламенем и окруженных водой домов в панике спасалось по водосточным трубам и забиралось на крыши. Команды пожарных и спешившие на помощь войска добирались к горящим постройкам пешком, иногда вплавь и на лодках.

  К 19 часам  вода поднялась на 380 см выше ординара, и, наконец, появились первые признаки того, что вода остановилась. Вода в это время покрывала до 65 кв. верст всей суши города.

  Это наводнение стало третьим по хронологии катастрофическим наводнением в Петербурге — Ленинграде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Довоенный период

  Двадцать  шестого мая 1926 г. при ураганном  ветре сильно пострадал от крупного пожара город Котельнич на юго-западе Вятской области, где было сосредоточено льнопрядильное производство. Практически пожар уничтожил центр города. Сгорело более 400 усадеб. Почти половина населения — 7 тыс. человек — лишилась крова, погибло 7 человек и 196 получили тяжелые ожоги. Ущерб тогда оценили в 11 млн руб. На восстановление города ушло 10 лет.

  В июле-августе 1926 г. произошла вспышка брюшного тифа в Ростове-на-Дону — заболело 640 человек. В 1929 году во Владимирском округе опять были зарегистрированы «социальные болезни» — туберкулезом заболело 7 282 человека, венерическими заболеваниями — 4 057 (из них 64,5 % — сифилисом).

  1926 год  остался памятен тяжелым стихийным  бедствием геофизического характера.  Двадцать второго октября в  19 час. 40 мин. в Армении произошло землетрясение силой 8-9 баллов. В зоне землетрясения оказались города Ленинакан, Караклииса (Кировакан), Дилижан, Нор Бая-зет, Еленовка, Ахтала и 44 населенных пункта.

Было разрушено  около 50 % зданий, 80 % населения в зоне бедствия остались без крова. Погибло около 1000 человек. Общий ущерб в ценах 1926 года был определен в 47 млн руб.

  В том  же году произошло катастрофическое кораблекрушение. Пароход «Буревестник»  столкнулся с пирсом в Кронштадте и затонул, погубив 300 человек.

  Пятого  мая 1928 г. сильное наводнение произошло на реках Обь и Иртыш. В районе Омска уровень Иртыша поднялся до 7,96 м, от этого пострадало 1300 домов города. Затоплению подверглись также города Ишим, Самара, Тобольск, Ханты-Мансийск и другие. На огромных пространствах были затоплены низменные территории, в том числе и сельскохозяйственные угодья.

  С осени 1932 года начался голодный мор, который коснулся всей страны. Но особенно тяжким он оказался в деревне, причем в самых «хлебных» районах — на Украине, Кубани, Поволжье. С сельских улиц исчезли собаки, перестали залетать птицы. Люди ели древесную кору, кожаные ремни, обувь. Власти отметили более 2 тыс. случаев людоедства. Нередко матери убивали и ели своих детей.

  В результате голодного мора 1932-1933 годов в ходе раскулачивания в некоторых районах  погибло от четверти до половины населения. Всего же по стране от рукотворной гуманитарной катастрофы — голода — умерло около 7 млн человек (по другим данным от 3 до 10 млн человек). Результаты переписи населения СССР, проведенной в 1937 году, были забракованы, т. к. показали эту трагическую убыль населения.

  В эти  годы в стране, кроме голодного  мора, произошло несколько крупных  наводнений с тяжелыми последствиями.

  В 1929 году почти одновременное вскрытие Малой Северной Двины, Сухоны и Юга с большими заторами льда и с сильным поднятием уровня воды послужило образованию сильнейшего наводнения в городе Великий Устюг и прилегающих к нему окрестностях, главным образом, расположенных при слиянии рек Северной Двины и Сухоны.

  В июле 1931 г. на реке Кубани у Краснодара произошел  сильный паводок. В низовьях реки было затоплено 400 тыс. га земли, из них  посевов — 103 тыс. га. Паводок разрушил железную дорогу. Материальный ущерб от паводка в ценах того времени составил 20,5 млн руб.

  Весной 1932 года на реках Селенга и Уфа  в Бурятии произошло катастрофическое наводнение. В районе Верхнеудинска (с 1934 года — Улан-Удэ) уровень воды поднялся на 2,2 м и держался 70 дней. В городе надолго были затоплены дома и предприятия, а также пострадали посевы. Подобное наводнение в прошлом имело место в 1785 году, когда был смыт целый квартал города.

  В 1933 году в Якутске произошло крупнейшее наводнение. Таких наводнений за всю  историю Якутска было лишь 3-4. Во время весеннего ледохода ниже города образовался мощный затор, вода стала неудержимо подниматься, затапливая все новые и новые участки города, а затем и улицы. Горком партии и горисполком подняли тревогу. Был создан городской штаб по борьбе с наводнением. В результате наводнения вода затопила все прибрежные участки города, рынок, пароходство, залила электростанцию, всю территорию рабочего городка, окружила город, залила Сергеляхские дачные места, разлилась до гор и соединилась с Белым озером. У электростанции уровень наводнения был таков, что вода залила всю улицу Красноармейку, при этом с водой шли льды, напирая на дома. На улице Чернышевского вода дошла до старого телеграфа (на углу улиц Чернышевского и Хабарова). Массивные льдины могучим напором ломали электрические и телефонные столбы. Штаб и городские власти во все дни наводнения вели большую работу по спасению людей из затапливаемых участков. Через несколько дней вода стала спадать. Заботы о населении и восстановлении разрушенного наводнением взяли на себя городские власти. Следует отметить, что замеры уровня воды в Якутске начали вести с 1848 года, когда вода поднялась там до 13 м.

  В эти  годы, кроме наводнений, в стране возникали и пожары.

  Первого июня 1931 г. в Пскове произошел крупный  пожар, материальный ущерб от которого составил 285 тыс. руб. Сгорели 72 жилых дома и 4 государственных здания. В числе более 200 пострадавших были 50 семей железнодорожников. По счастью, жертв не было, но несколько десятков людей получили ожоги.

  В 1933 года О.Ю. Шмидт организовал экспедицию на новейшем пароходе «Челюскин», только что построенном в Дании. Десятого августа 1933 г. экспедиция началась из Мурманска. В рейс отправились 112 человек —  экипаж, ученые, полярники, корреспонденты газет. Пройдя большую часть пути, пароход «Челюскин» был заперт льдами в Беринговом проливе. Пятого ноября судно было вынесено дрейфом льдов обратно в Чукотское море. Тринадцатого февраля 1934 г. произошла катастрофа — пароход был раздавлен льдами. В момент катастрофы на судне находились 105 человек. За двухчасовой промежуток времени, во время которого лед давил пароход, и до его гибели в море удалось эвакуировать на лед всех людей и выгрузить все приготовленное для эвакуации. Один человек погиб. Оказавшиеся на льду члены экипажа и пассажиры парохода соорудили ледовый лагерь из палаток и спасенных с тонущего судна деревянных заготовок. У них было достаточно продовольствия и горючего. Была организована радиосвязь с землей.

  Спасательную  операцию по снятию людей с льдины возглавила Правительственная комиссия во главе с В. В. Куйбышевым. Спасение людей началось 5 марта 1934 г., когда летчик А. Ляпидевский вывез с льдины первых женщин. Тринадцатого апреля спасательные работы были завершены 3 последними рейсами. Летчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Камарин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин за успешные действия по спасению людей с льдины стали первыми Героями Советского Союза.

  В 1935 году советская авиация пережила тяжелую  для того времени авиационную  катастрофу. Восемнадцатого мая 1935 г. в  Москве во время демонстрационного  полета самолета-гиганта в московском небе произошла катастрофа. В этот день намечалось совершить несколько прогулочных полетов для работников Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и их семей. На борту во время последнего полета находились 11 членов экипажа, а пассажирами были 36 приглашенных с семьями. Когда самолет набрал высоту и совершал облет аэродрома, сопровождающий его легкий истребитель И-5 для большего эффекта начал совершать петлю Нестерова вокруг самолета-гиганта. На высоте 700 м при выходе из петли истребитель врезался в крыло самолета. После этого удара самолет «Максим Горький» перешел сразу в пике, развалился в воздухе и частями упал на землю аэродрома. Все 47 человек, находившихся в самолете, и летчик истребителя погибли. В дальнейшем подобных больших самолетов не стали строить и отказались от идеи воздушной агитации.

  В 1936 году из-за сильных дождей в Бурятии  на реках Уда, Селенга, Хилок, Чикой  произошло повторное (после 1932 года) катастрофическое наводнение. С хребтов  Хамар-Дабан и Улан-Бур-гасы в бассейн Селенги обрушились бурные потоки воды, которые все смывали на своем пути. Максимальный уровень воды достигал отметки 4,76 м. Это привело к затоплению почти 50 % территории Улан-Удэ. Во время наводнения руководству города большую помощь оказали активисты Осоавиахима. В июне этого года произошло также сильное наводнение в Забайкалье.

  Еще одно наводнение катастрофических масштабов произошло весной 1937 года на Енисее. Во время весеннего половодья в районе старинного города Енисейска, расположенного на левом берегу на Енисейской равнине, на реке возникли огромные ледяные заторы. Вешние воды обрушились на город, круша дома, топя людей, домашнюю живность, смывая посевы. Этой же весной на Ставропольской возвышенности в районе Невинномысска в течение 50 мин. бил посевы град с диаметром градин до 4 см. Тогда было повреждено 11 тыс. га посевов. Крупный град — размером с голубиное яйцо — выпал 31 мая 1939 г. в районе Краснодара, повредив 7 тыс. га полей.

  Летом этого  же года на Северном Кавказе возникли пыльные бури — губительная форма ветровой эрозии. Они охватили Ставрополье, Кубань, некоторые северокавказские республики, сальские степи Ростовской области. Сельскохозяйственные культуры были повреждены на площади более 300 тыс. га, из которых полностью погибли посевы на более чем половине площадей.

  Наиболее  крупный и страшный лесной пожар  произошел 3 августа 1936 г. в Рязанской  области. В ветреный день огонь несся  по лесу со страшным ревом, скорость его  была такая, что убежать из леса в этот день мало кому удалось. Стена огня шла по борам с ревом и бешеной скоростью. Казалось, лес горел и взрывался. Головешки и горящие ветки ветром уносило на расстояние до 10 км. В деревне Курши, которая находилась в 3 км от леса, сгорели сотни домов, лесные заводы, большие склады распиленной древесины, клуб почти на 1000 мест и постройки. Погибло все живое: люди, коровы, лошади, звери, птицы. Удалось спастись только тем, кто сумел сесть в узколинейный поезд, груженный дровами. Но и поезд тоже далеко не ушел — огонь успел перерезать ему дорогу. На борьбу с огнем были брошены местные имеющиеся силы. На помощь им прибыла воинская часть из Ковровского гарнизона. Но избежать гибели людей не удалось. Когда были опущены все гробы в братскую могилу, состоялся траурный митинг, на котором выступил первый секретарь Московского комитета партии Н. С. Хрущев. Об этой трагедии районная газета сообщила, что в лесном пожаре в Курше сгорели 250 человек (очевидцы считали, что районное руководство «поскромничало» — на самом деле там погибло около 800-1000 человек). В этот день в лесу погибло несколько других деревень и хуторов.

  В это  время в СССР создавалось много новых самолетов, испытания которых зачастую кончались трагически. Недаром профессия летчика-испытателя считалась самой рискованной. Катастрофы самолетов в те годы следовали одна за другой. Наряду с авиационными катастрофами в стране продолжались кораблекрушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава II. Венное лихолетье (1941-1945) 

  2.1.   Блокада Ленинграда

  Двадцать  второго июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР. Сразу изменились приоритеты политики, состояние ресурсов, цели и задачи государства, общества, каждого гражданина. На фоне такого гигантского бедствия, как война, борьба с природными и техногенными бедствиями отошла на второй план. В первый же день войны была начата мобилизация военнообязанных и объявлено военное положение в ряде республик и областей. Вводились мобилизационные планы. Была организована эвакуация населения и объектов хозяйства. Началось превращение страны в единый боевой лагерь и мобилизация всех сил на борьбу с врагом.

  Вся власть в стране перешла к Государственному комитету обороны. В числе его многочисленных задач важнейшими и первоочередными были мобилизация людских и материальных ресурсов, перестройка хозяйства на военный лад, перемещение производительных сил из угрожаемых районов на восток и налаживание военного производства на новых местах. Развертывалась Великая Отечественная война против агрессора, в которой нашему народу, в том числе гражданскому населению, предстояло принести неисчислимые жертвы.

  Самой тяжелой  для народа во время войны была длительная немецкая блокада великого города Ленинграда. Эта гуманитарная катастрофа была результатом военных действий на фронтах.

  Один из основных замыслов немецко-фашистского командования на вторую половину лета — осень 1941 года заключался во взятии Ленинграда, к которому Гитлер питал особую ненависть как к колыбели Октябрьской революции. Наступление немецкой группы армий «Север» на Ленинград с 7 июля вначале проходило для немцев успешно ввиду превосходства в силах. 8 сентября они вышли к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Город на Неве оказался блокированным с суши — началась Ленинградская блокада, которая продлилась до 9 августа 1944 г.

  Встретив  упорное героическое сопротивление  наших войск, немцы на время отказались от попыток брать Ленинград, решив удушить город голодом, разрушить огнем артиллерии и ударами авиации. Они предпринимали попытки перерезать сухопутные коммуникации, подводящие к Ладожскому озеру, и тем самым лишить Ленинград и обороняющие его войска последней возможности получать помощь по озеру. Эти попытки провалились, полная блокада Ленинграда не удалась. Одновременно и многократные попытки наших войск снять блокаду города окончились неудачами.

Информация о работе История катастроф в Советскую эпоху (1917-1991)